Форс-мажор как оправдание: Госдума готова простить чиновникам нарушение антикоррупционных законов

Правительственные законопроекты об освобождении от ответственности представителей власти  за нарушения антикоррупционных законов  по не зависящим от человека обстоятельствам прошли первое чтение.  Под действие законопроекта попадают государственные и муниципальные служащие, депутаты, сенаторы, судьи, прокуроры, сотрудники МВД, Следственного комитета, ФСИН, МЧС, военные, сотрудники Банка России, Совета Безопасности, Счетной палаты, послы и члены избиркомов с правом решающего голоса.

Если антикоррупционные нормы были нарушены представителем власти в результате внешних, не зависящих от него обстоятельств, то обвиняемого можно освободить от ответственности, - следует из законопроекта № 1078992-7.  Под внешними обстоятельствами подразумеваются обстоятельства непреодолимой силы, например, стихийные бедствия, эпидемии, забастовки, военные действия и теракты, а также запретительные или ограничительные меры, принимаемые властями.

Стоит отметить, что законопроект не означает узаконивания коррупции в самом прямом и узком понимании понятия.  «Если отбросить предвзятое отношение к любому закону, в том числе и к законам, регулирующим общественные отношения в сфере коррупции, то этот закон необходимо воспринимать, прежде всего, как «технический» юридический инструмент, цель которого - устранить пробелы в законодательстве о противодействии коррупции»,  - поясняет собеседник konkir.ru.

В качестве примера можно привести обязанность чиновников ежегодно отчитываться о своих доходах и расходах. Так, в марте 2020 года в связи с пандемией президент Владимир Путин объявил выходные дни, которые продолжились до середины мая 2020 г.  Часть государственных служащих в этот период отправили на удаленную работу. Указанные обстоятельства сделали невозможным исполнение в срок – до 30 апреля обязанности по предоставлению справок о доходах и расходах своей и своей семьи. Поскольку ситуация была актуальна во всех регионах, сдачу справок перенесли на более поздний срок указом президента.  Однако издавать указ при каждом непредвиденном случае, который может возникнуть в отдельно взятом регионе – не очень удобно. 

«Например, наводнение  - в Хабаровском  крае  они постоянно, или пожары, которые могут возникать в каждом отдельно взятом субъекте, чтобы не регулировать это каждый раз указом президента, вводится такой правовой инструмент в федеральные законы», - поясняет юрист.

Какие обстоятельства считать не зависящими от чиновника, можно ли считать их «непредотвратимыми»  - определит специальная комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. «Комиссионный порядок – это правильный инструмент, но не исключающий коррупционного подхода внутри комиссии. Возможно, было бы правильным ввести ответственность комиссии за неверное установление таких непредвиденных обстоятельств или разработать непосредственно порядок установления тех или иных обстоятельств», - считает собеседник konkir.ru.

Взятка при ЧС

Законопроект устанавливает порядок действий госслужащих при исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции в таких нестандартных ситуациях, как наводнение, пожар и т.п. Он не освобождает от ответственности  за несоблюдение ограничений, запретов или неисполнение, предусмотренных законом обязанностей,  а всего лишь дает отсрочку во времени.
«Взгляд простого обывателя по поводу того, что законопроект выглядит как узаконивание или оправдание коррупции не верен, поскольку он понимается узко, только  в виде дачи взятки и фразы «освобождение от ответственности». Для того чтобы понять этот закон нужно прочитать дальше, а дальше расписан порядок действия госслужащих в нестандартных «природных» ситуациях», - поясняет юрист. «Получение взятки -  уголовно наказуемое деяние. В законодательстве о противодействии коррупции нет исключений для освобождения от ответственности за получение взятки».

***
Ранее Генпрокуратура  назвала лидирующие по уровню коррупции регионы. Лидирующие позиции в сводках занимают Москва, Татарстан, Ставрополь и Московская область. Самый низки уровень коррупции на Чукотке, а также Еврейской автономной области, республике Марий Эл, Адыгее, Ингушетии, Тыве, Хакасии, Мурманской, Костромской и Магаданской областях.

Саша Колесникова