
Как добиться справедливости, чтобы не наткнуться на запотевшее забрало и не получить дубинкой по голове? Один из вариантов – создать петицию и найти единомышленников. Но это всего лишь первый шаг. Основная работа начинается после и, надо сказать, она непростая и требует упорства. Но, как известно, дорогу осилит идущий. Что делать, чтобы петицию увидел адресат, а заявленная проблема решилась, изданию «Конкуренция и рынок» рассказали специалисты одной из самых популярных интернет-платформ для гражданских кампаний Change.org.
Россияне устали терпеть и отмалчиваться, сидя по домам, - наглядно демонстрируют недавние события. Накипело. Пора брать инициативу в свои руки и действовать, пытаясь достучаться до сильных мира сего. Чтобы быть услышанными можно начать с малого - выдвинуть свои предложения, заручившись поддержкой таких же неравнодушных. Для этого не нужно ходить по соседям и собирать подписи, сегодня все можно сделать онлайн. Звучит наивно, но это может сработать.
Петиция как реакция на злобу дня
В декабре прошлого года на портале Change.org появилась петиция от рестораторов северной столицы. Авторы просили Президента РФ оценить действия местных властей, устроивших «новогодний локдаун», а заодно отстранить от должности вице-губернатора Санкт-Петербурга Евгения Елина. Чиновник вызвал бурю негодования своими высказываниями относительно грубых действий силовиков в ходе ночных рейдов по кафе и ресторанам города. «Со стороны полиции насилие – это обязанность. В силу законодательства они являются органами насилия. Насилие возможно только со стороны органов правопорядка», - так вице-губернатор прокомментировал журналистам результаты рейдов по заведениям из «карты сопротивления».
Напомним, осенью прошлого года правительство Санкт-Петербурга ограничило работу предприятий общественного питания, а в преддверии Нового года эти меры стали еще строже. Тогда, уже отчаявшись, владельцы некоторых заведений нарушили запрет на работу после 23.00, создав «Карту сопротивления». Городские власти отреагировали радикально – провели рейды с активным привлечением полиции, Росгвардии, Следственного комитета. По словам очевидцев, действовали они жестко: выламывали двери, били людей ногами и дубинками.
После этих событий рестораторы и заговорили об отставке вице-губернатора: «Мы считаем, что подобные высказывания порочат и дискредитируют имидж власти в глазах граждан, а также показывают полное профессиональное и служебное несоответствие чиновника такого ранга, который не понимает разницу между насилием и применением силы, не отличает право от обязанности и не знает законодательства, на которое ссылается, а соответственно, должен покинуть свой пост». Под петицией подписалось больше тысячи человек, но, как и можно было ожидать, действий от региональных властей не последовало.
Не так далек был от истины г-н Елин, назвав полицию органами насилия. В конце января по стране прокатилась волна протестов, связанных формально с задержанием Алексея Навального, а если смотреть шире – с недовольством россиян политикой российской власти. Во время несогласованных акций силовики действовали жестко (что поделать – обязанность). После митингов протестные настроения перешли в Интернет.
«В связи с протестами у нас появилось много новых петиций, связанных с незаконными задержаниями, а также действиями правоохранителей во время мирных акций», - подтверждают в Change.org. «Прежде всего, это петиция за справедливость для Маргариты Юдиной (на эту тему создано несколько петиций), пострадавшей во время протестов 23 января 2021 года, а также петиция от ОВД-Инфо в поддержку задержанных. Обращение подписали порядка 75 тысяч человек».
На Change.org новые петиции появляются каждый день, часто это ответная реакция на события в стране и мире. Так, во время эпидемии коронавируса много кампаний было посвящено перепрофилированию больниц под ковидные госпитали. В Петербурге удалось отстоять онкоцентр им. Петрова. Лара Сысоева, автор петиции, смогла защитить медучреждение и избежать перепрофилирования. Ее поддержали почти 125 тыс. человек.
«Остаются важными и другие темы, - проблемы, связанные с социальными выплатами, здравоохранением, образованием, окружающей средой и защитой животных. В Петербурге активно обсуждается вопрос коронавирусных выплат на детей, зоозащитники начали петицию против строительства нового дельфинария в городе. Кроме того, дети постепенно возвращаются в учебные учреждения: у нас появилась петиция от родителей детей с аутизмом за создание ресурсных классов в школах Петербурга», - говорят представители Change.org.
Не обходится и без курьезных случаев. Скорее как крик души прозвучала петиция, созданная в декабре 2020 года – «Новый год без Путина». Автор обращения призывал Президента отказаться от новогоднего обращения. «Понимая то, что добровольно Вы никогда не уйдёте, подписавшие эту петицию, просим Вас уйти хотя бы на одну новогоднюю ночь. Не надо обращения. Не портите нам праздник. Пусть в эту Радостную ночь мы просто увидим Кремль, услышим бой курантов и сами поднимем бокалы за то, что считаем нужным». (пунктуация и орфография автора сохранены – прим.ред.) Петиция собрала более шести тысяч подписей, но Президент к ней, как мы знаем, не прислушался.
Тернистый путь к победе
Создание петиции – это пусть весомый, но все-таки первый шаг. Реальный успех кампании зависит от того, насколько активно автор обращения работает с подписантами и адресатами, а также со СМИ и другими заинтересованными лицами и организациями.
«Мы всегда рекомендуем авторам потратить время и выбрать правильного адресата петиции, добавить в его контакты электронную почту или ссылку в Твиттер. Тогда наша система сможет оповестить их о направленной им петиции, а также дать возможность ответить на нее публично. Часто адресаты отвечают на петиции не через Change.org, а, например, через комментарии в СМИ. Поэтому мы рекомендуем авторам петиций не забывать держать подписантов в курсе и рассказывать им о развитии ситуации и ответах адресата», - рассказали в пресс-службе Change.org., как вести гражданскую кампанию.
Шум в СМИ - это, конечно, хорошо. При этом стоит помнить, что редакционная политика не всех средств массовой информация позволит осветить обозначенную в петиции проблему. А потому работать напрямую с адресатом все-таки придется. «У авторов есть возможность распечатать петицию и подписи под ней, а затем вручить их адресату или направить по почте. Например, в декабре так произошло с подписями под петицией Григория Вайпана про "Детей ГУЛАГа". Согласно ст. 33 Конституции РФ, ст. 2 Федерального Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" на каждое обращение должен быть получен официальный ответ в течение 30 дней».
Юристы к платформам для гражданских кампаний, где не требуется предоставления личных данных, а достаточно указать лишь ФИО и адрес электронной почты, относят несколько скептически. Такие подписи не имеют юридической силы. И то, что работает на Западе, в России может быть не эффективным.
Марина Завидова – адвокат: «Сколько бы подписей ни было собрано, государственные структуры не могут принимать данные подписи во внимание при рассмотрении заявленных вопросов, поскольку для того чтобы оставить свой голос на данном ресурсе, нет необходимости представлять паспортные данные, а это обязательная процедура для легитимного сбора подписей. Данный факт отличает платформу Change.org от платформы "Российская общественная инициатива", где личность каждого подписанта подтверждена. Кроме того, не исключено, что механизм работы Change.org допускает накрутку голосов. Данный сайт это социальный ресурс, разработанный и распространенный на Западе, поэтому в текущих условиях российская власть никогда не признает его легитимным. Надо создавать новый правильный русский вариант подобной легитимной платформы».
Подтвердить личность подписавшегося могла бы квалифицированная электронная подпись (КЭП), которая применяется при голосовании. Если платформа выбирает более простые пути сбора подписей, то между участниками электронного документооборота должно быть соглашение о взаимном признании юридической силы этих видов электронных подписей. В нем необходимо прописать требования к формату документов и виду подписей. При наличии такого соглашения документы будут считаться юридически значимыми и любая инстанция примет их как собственноручно подписанные.
В Сhange.org нас заверили, что в подлинности подписей можно не сомневаться и "накрутить" их на платформе очень непросто. "Мы очень серьезно относимся к вопросу верификации подписей и защите сайта от их “накручивания“, поэтому наши инженеры разработали сложную и эффективную систему мониторинга и верификации подписей. Подписи сканируются круглосуточно, подозрительные удаляются в течение 24-48 часов. Мы также запустили и другую систему, которая ловит любую подозрительную активность на страницах петиций. Например, подписи с одинаковых IP-адресов или подозрительную скорость активности под петициями, которая не свойственна человеку. Наконец, наша команда постоянно внедряет новые инструменты и работает на опережение потенциальных хакеров и спамеров. Мы специально не раскрываем полностью алгоритмы мониторинга и верификации подписей для того, чтобы эта информация не была использована спамерами".
"Петиция – это хоть и важный, но все-таки первый шаг"
И все же, как показывает многолетняя практика, петиции работают. По данным представительства Change.org в России, в неделю добиваются победы в среднем шесть петиций. Эти цифры лишний раз доказывают, что мнение большинства что-то да значит. Приложив усилия, потратив время и нервы, можно привлечь внимание как общественной, так и к частной проблеме.
«Идея того, что сайты, где нужно вводить дополнительные данные имеют юридическую силу, а поэтому работают, нам кажется не совсем корректной. Петиции добиваются победы, когда проблемы, которые поднимают авторы, входят в поле общественной дискуссии и вызывают резонанс. На Сhange.org авторы не просто собирают подписи, но и находят единомышленников и начинают общественные кампании. Мы всегда говорим, что петиция – это хоть и важный, но все-таки первый шаг. Чтобы добиться изменений, автор должен подумать о втором, третьем и, если нужно, четвертом шагах. Говоря о том, работают петиции или нет, важно помнить, что за каждой оставленной подписью стоит реальный человек, поддерживающий автора петиции и готовый помочь ему своими знаниями, опытом и временем. Есть отличные примеры, когда люди делали одинаковые петиции на РОИ и Change.org. РОИ обещает ответить, если петиция соберет 100 тысяч подписей в течение года. Также на РОИ обещают предпринять что-то, если специальная экспертная комиссия одобрит требования петиции. Таким образом, если комиссия отклоняет инициативу, то авторы кампаний и те 100 тысяч человек, которые поставили подпись под петицией, должны закончить общественную кампанию. На change.org другая система: только авторы решают, когда они закрывают петицию или объявляют победу. К тому же, если ситуация изменилась, то авторы могут снова "открыть" ранее закрытую петицию и мобилизовать подписантов», - поясняют в Change.org.
Требований к количеству подписей, которое должна набрать петиция на Change.org, действительно, нет. Так, например, чтобы установить пандус у жилого дома достаточно всего несколько десятков подписей. Для более системных изменений нужно объединить больше людей. Если Вас тоже волнуют какой-либо вопрос, загляните на платформу для гражданских кампаний, наверняка, Вы не одиноки, и такая петиция уже есть. Если нет – гражданскую кампанию можно инициировать. А прислушается ли адресат или нет – зависит только от Вас.
***
Кстати, вице-губернатор Петербурга Евгений Елин все-таки написал заявление об уходе. Причины решения пока неизвестны. Чиновник отвечает за экономическое развитие города и стратегическое планирование. Свой пост он покинет 1 марта.
Полина Быкова
- Войдите, чтобы оставлять комментарии