Обороноспособность и воровство несовместимы

Депутат Государственной Думы Евгений Федоров готовит проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс России, предусматривающих выделение в ряде статей в особый вид преступлений, связанных с государственным оборонным заказом, а также строительством и эксплуатацией стратегических объектов оборонно-промышленного комплекса, и ужесточение ответственности за них. Штрафы и сроки, предусмотренные за эти преступления, законодатель предлагает повысить в среднем на треть от максимально установленных на сегодняшний день.

Формальным поводом законопроекта стала ситуация со строительством космодрома Восточный. В ходе проверок расходования средств на строительстве объекта, на который государство выделило порядка 300 млрд рублей, были обнаружены многочисленные нарушения и хищения. Все это произошло на фоне следствия и суда по делу «Оборонсервиса», где речь шла о мошеннических схемах на миллиарды рублей, в которых были замешаны чиновники Министерства обороны РФ.

Говоря об эффективности предлагаемой инициативы, Евгений Федоров отмечает, что закон в первую очередь должен дать сигнал потенциальным преступникам, что сфера ОПК защищается особо. Таким образом, коррупционеры теперь дважды подумают, прежде чем решиться на реализацию коррупционных схем именно в сфере ОПК.

Адвокат Илья Рейзер уверен, что подобное внедрение изменений в УК РФ имеют веские основания. «Воровство, коррупция на тех объектах, которые служат для безопасности страны, не допустимы. Это уже не просто воровство, а преступления, которые нанесут непоправимый ущерб стране и безопасность будет поставлена под угрозу. Если еще рассмотреть законопроект, предусматривающий уголовное наказания в виде конфискации имущества за мошенничество и кражи в этих сферах, то можно получить более эффективные результаты».

Однако, по мнению экспертов, ужесточения ответственности за совершение подобных преступлений может оказаться недостаточно. Дело в том, что угроза наказания и сегодня не останавливает коррупционеров и воров в сфере обороны, а очень часто виновные и вовсе уходят от ответственности. Проблема является уже неотъемлемой частью самой системы - не только ОПК, но и самой вертикали власти. Решать ее нужно, в том числе и на кадровом уровне, и на уровне конституционной реформы.

Член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Юрий Синельщиков считает, что в правовом поле РФ достаточно мер административного и административно-правого воздействия, существуют и дисциплинарные меры. «Средств достаточно, и выдумывать ничего не надо - в законодательстве уже прописаны меры наказания. Почему получается, что виновное лицо уходит от ответственности? Зачастую бывает так, что решение об уголовной ответственности того или иного лица зависит не от следователя или прокурора, а от других лиц исполнительной власти или кого-то еще. Следователи ждут отмашки, и дело никто не возбуждает», - рассказывает Юрий Синельщиков. За последние время, по его словам, за исключением громких скандалов, чиновники из оборонной сферы редко получали реальное уголовное наказание в виде лишения свободы. В основном это были случаи, связанные со взяточничеством и халатностью.

«У нас говорят, что чиновники нечестные, но проблема не в этом, а в том, что они безответственные - даже на высшем уровне. Если послушать, о чем они говорят в кулуарах, помимо работы, их беспокоит не страна и не народ, а какая погода нынче на курортах и какую лучше приобрести яхту. Наверное, руководству нашей страны не хватает жесткости, но это мое субъективное мнение», - делится Юрий Синельщиков.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков соглашается с Евгением Федоровым: ужесточать ответственность за преступления в сфере гособоронзаказа и строительства стратегических объектов необходимо, что в какой-то мере исправит ситуацию, но не это главное.

«Главное - кадровая политика. Нужен закон в отношении руководителей, вводящий ответственность за неэффективную кадровую политику - речь о назначении на должности неквалифицированных и некомпетентных людей, причем предусматривающий уголовное наказание лиц в самых высших органах управления», - убежден Константин Сивков. - Дело в том, что это преступление, которое ставит под угрозу существование нации. Причем понятие «госизмена» должно касаться не только вопросов разглашения гостайны или содействия иностранному государству, помощи в проведении враждебной деятельности в РФ, но и практических действий, направленных на подрыв обороноспособности страны».

С одной стороны, несовершенно российское законодательство, с другой стороны, несовершенна и сама система власти. Слом коррупционных схем и приход истинных патриотов во власть - это поэтапная работа, которая должна вестись на всех уровнях. Логично, если она начинается с оборонной отрасли, от благополучия которой зависит будущее России.