Облик Петербурга меняется на наших глазах. Дошла очередь и до Казанского собора

Продолжаем дискуссию о реставрации Казанского собора, гордости каждого жителя нашего города.

Здание Казанского собора построено в 1801-1811 годы по проекту архитектора Воронихина. Он подбирал различные оттенки камня.  Фасады здания облицованы туфообразным пористым известняком пудожского месторождения. Колонны сложены целиком из каменных блоков. Скульптурный декор (барельефы, капители колонн и пилястр, орнаментальные порезки) выполнен в камне.

В 2011 году главный архитектор проектов реставрации Казанского собора Коляда заявил: "Если произвести разрез пудожского камня, из которого построен собор, мы увидим в разных частях среза разные оттенки. Поэтому мы выбрали средний тон, чуть деформированный, который ближе всего к цвету аттиков, которые никогда не покрывали краской",- пояснил Коляда. - "Когда мы снимем леса, вы увидите, что храм стал более светлым, а все темные пятна ушли. Но это касается лишь передней части собора, так как на реставрацию остальных частей не хватает финансирования".
Несколько ранее балюстраду Казанского собора покрыли белой краской, что вызвало серьезные опасения петербуржцев за внешний вид памятника. Однако реставраторы пояснили, что это временная процедура для укрепления балясин, а затем будет произведена тонировка. Коляда отдельно отметил, что очистка стен осуществляется воздушно-вихревым путем, а не нанесением краски.
РИА Новости http://ria.ru/culture/20110822/421875790.html#ixzz3j3tnDRXw

С 2011 года белая краска на балюстраде осталась белой и начала облазить, что прекрасно видно каждому. Она (балюстрада) сделана из доломита, но этого никто уже не увидит, потому что реставратор Коляда подобрал один «средний»  цвет ко всему зданию.

Архитектор Воронихин использовал несколько оттенков пудожского камня, для капителей, колонн. Это была Архитектура, Скульптура и Живопись каменная. Камень разных оттенков  переливался в зависимости от времени суток и красиво старел.

Ансамбль Казанского собора включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и ООН.

А сейчас неумелые узбеки заделывают утраты каким-то раствором не в цвет колонн. А потом грунтуют и красят все в один «средний» цвет. Верхняя балюстрада из доломита - закрасили. Фронтон и карниз из пудожского камня золотистого цвета - закрасили. Колонны перламутровые из туфа -закрасили. Капители из пудожского камня - закрасили. Базы колонн, а это вороненый чугун - тоже закрасили. Цоколь – гранит, пока не закрасили. Такую архитектуру можно сделать на 3-D принтере, загрунтовать и покрасить.  Это уже не каменный цветок, а бутафория.  Это не реставрация.

Вот что заявил КГИОП: «Выполнение реставрационных работ на колоннадах Казанского собора производится по программе КГИОП за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Производится очистка и укрепление камня, защитно-декоративная обработка известковым раствором, реставрация и воссоздание элементов из естественного камня, реставрация кирпичной кладки, штукатурной отделки и лепного декора, чугунных баз, кровельные работы.

Но ведь любому, далекому от вопросов реставрации гражданину и жителю нашего города ясно, что красить чугунную базу колонны не нужно, на то она и чугунная; что природный камень не красят в «средний» цвет, на то он и камень. Еще немного, и Петербургу нечем будет гордиться, кроме освоения средств, выделенных на «реставрацию».

Уралов Иван Григорьевич, заслуженный Художник России, Главный Художник города Санкт-Петербурга 1994-2004гг. комментирует сложившуюся ситуацию.

Я помню Казанский собор своего детства  50х годов. Тогда он был покрашен в цвет, близкий к тому, в какой его сейчас красят. Особых технологий реставрации тогда не было, и покрасили его с целью защитить камень.

Сняли эту покраску, кажется, в 60-е годы, потому что заметили, что под красочным слоем камень начал разрушаться.  Оказалось, что покраска именно этого вида камня опасна. Ему необходим контакт с атмосферой.
 И тогда это было воспринято как победа разума, эстетики. Эта живая поверхность камня вновь стала видна, она начала переливаться разными оттенками, дышать.

Понимаю, что сейчас есть как минимум, 2 причины подобного обращения с собором.

  1. Это более чем неблагоприятная внешняя среда, выхлопные газы. Поток автомобилей увеличился во много раз, и это не идет на пользу собору. Быть может, мы не имеем средств или технологий для того, чтобы защитить поверхность камня без нарушения эстетического вида, задуманного архитектором?
  2. И вторая причина, думаю, связана с нашим воспитанием и образованием. Кому-то больше подходит  аккуратное, чистенькое, как с картинки здание. Ему не по душе эстетика живущего своей жизнью, волнующегося, дышащего камня, огромной массы колоннады, разворачивающей перед нами величественное строение собора, каким его задумали архитектор Воронихин и русский император Павел I .

Ранее мы уже писали по этому вопросу:

http://konkir.ru/news/kazanskiy-sobor-ne-restavriruyut-krasyat

http://konkir.ru/news/chto-proishodit-s-kazanskim-soborom

http://konkir.ru/articles/komu-pomeshal-estestvennyy-vid-kazanskogo-sobora

http://konkir.ru/news/pochemu-zhiteli-i-gosti-nashego-goroda-bolshe-ne-s...