О чем свидетельствуют национальные рейтинги?

Неудачники верят в удачу, люди удачливые верят в себя.
Альфред Даниэль-Брюне

 

О чем свидетельствуют национальные рейтинги? 

Журнал "Конкуренция и рынок" № 4 (71) 2015 | Аркадий Граховский

Великий Д.И. Менделеев говорил, что наука начинается тогда, когда есть цифра. Цифра – это всего лишь информация, которая используется в управлении процессом.
Довольны ли жизнью в субъектах РФ? Кого-то ситуация устраивает, а кого-то (опасно, если это большинство населения субъекта РФ) и нет.

Интегральной оценкой качества жизни в субъектах РФ при всем скептическом отношении к статистике и цифрам у интеллигентов являются рейтинги инвестиционной привлекательности регионов, эффективности губернаторов и лояльности к губернаторам местных СМИ. Появление «региональных цифр» свидетельствует о желании федерального центра в управлении государством устранить компрометирующие его люфты. Если не это, то зачем в управлении страной отходить от принципа «Не судите, да не судимы будете»?

 

Рейтинги

В конце 2014 г. экономисты отметили применение американцами в экономической войне против России рейтинговых агентств, которые резко дали низкие оценки нашей стране. Рейтинги – это сигнал.

В советской экономике «независимых» национальных рейтинговых агентств быть не могло, а в Госкомстате советские бюрократы из союзных республик давно «наладили лыжи». Поэтому столь разительна культура статистики Российской империи и СССР. Приписки и очковтирательство – это атрибуты экономики ленинского типа. Ярким примером служит анекдот: в колхозе «Завет Ильича» родился один поросенок. Директор колхоза отрапортовал в район, что родился один поросенок. Районное начальство отрапортовало о рождении 2 поросят в область. Областное начальство в республиканское – о 3 поросятах. Республиканские чиновники сообщили радостное известие о рождении 4 поросят. Из Москвы пришла резолюция: «Одного поросенка в рамках интернациональной помощи отправить братским народам Африки, а трех поросят оставить в республике для внутреннего потребления».

Для получения премий и званий директора колхозов и совхозов, особенно из Средней Азии и с Кавказа, изобрели собственные системы заполнения таблиц госстатистики и довели их до совершенства. Там, где отсутствуют свободная конкуренция и рынок в экономике, тут же возникают приписки, блат и коррупция. На госзаказах любят зарабатывать и в странах Запада нечистые на руку бизнесмены и мафиози. Следует признать: распространенные откаты – это банальное воровство казенных средств или грабеж простодушных потребителей.

Изощренной формой грабежа является использование рейтингов влияния прямого управляющего воздействия изменения макроэкономических показателей на финансовую устойчивость компаний любой страны – знаменитых вариантов формулы Z – показателя Альтмана.

Влиятельные международные рейтинговые агентства неслучайно находятся в США; а если, предположим, в Японии или Китае, то все равно методология выставления рейтингов компаниям и странам ведется по американским методикам.

 

Кто же управляет рейтинговыми агентствами в США?

Российские либералы пытаются «протаскивать» мысль, что поскольку правительства США и ряда других стран не выполняют полную функцию управления, то это позволяет создавать миф о капитализме как о саморегулирующейся системе, тогда как фактически в рассматриваемой ситуации собственно о саморегуляции (или по-другому самоуправлении по программе, заранее заданной извне) речи не идет. На самом деле имеет место очень жесткое структурное и бесструктурное управление со стороны банков, которые уже не скрывают свои возможности по управлению мировым сообществом.

В условиях, когда реально существуют государственные границы и обособленные экономические системы государств, включающие в себя банковскую и страховую системы, интересы различных стран могут не совпадать. Никто не отменял конкуренции применительно к отдельным компаниям и государствам. Рыночная конкуренция внутри государства, относящегося к западной (библейско-талмудической) цивилизации, – это экономическая война между национальными компаниями под руководством национального банковского капитала. Конкуренция на международной арене – это один из способов ведения экономической и информационной войн между странами, направляемыми межгосударственным банковским капиталом. Под видом международного сотрудничества идет борьба за ограниченные сырьевые или иные ресурсы. Победит в этой борьбе тот, кто сможет навязать «партнеру» свою систему управления, которая может содержать в себе такие управляющие параметры, как инфляция, НВП, денежная масса, оценка ценных бумаг, уровень безработицы, учетная ставка Центрального банка, новые виды бизнеса, процентные ставки по кредитам и условия кредитования, премии за рыночный риск и т. п. При этом исключительную роль приобретает способность правительства удержать независимость национальной финансовой и банковской систем от своих зарубежных партнеров, равно как и независимость информационного обеспечения бизнеса, которая может быть осуществлена при наличии национальных информационных и рейтинговых агентств, нейтрализующих на территории своих государств влияние зарубежных рейтинговых структур.

Экономические санкции США и ее сателлитов против России не случайны, а давно ожидаемы экспертами. Вначале был затяжной период приема России в ВТО, а до этого – внедрение в контур управления СССР и РФ либералов, глобалистов и интернационалистов типа Троцкого.

При управлении экономикой важно выяснить, куда направлена результирующая финансовых потоков, формируемых внешнеэкономическими операциями. Если результирующая направлена внутрь страны либо равна нулю, то это способствует укреплению ее экономики. Если же она имеет значительную величину и направлена за пределы страны, то тогда имеет место разрушение экономики государства, и это свидетельствует о том, что идет перехват государственного управления со стороны зарубежных структур. Вследствие чего это произошло? Во-первых, это нормальная деятельность транснациональных компаний и данность, как восход солнца. Во-вторых, слабость национального правительства, подтачиваемого «пятой колонной» и инородцами. Вместо того чтобы развивать использование солнечной энергии и производительных сил государства, национальная бюрократия сибаритствует и держит народ в нищете! Фактически только бюрократия определяет вектор финансового потока и готовность народа к жесточайшей конкурентной борьбе на мировой арене.

Можно ли стать конкурентоспособным, игнорируя национальные особенности и ментальность, а руководствуясь только иностранным информационным обеспечением и приглашением зарубежных «тренеров-экспертов»?

Русская история богата примерами «успешности» инородцев на службе государству, особенно если они не желают ассимилироваться и «обрусевать». Приглашение иностранцев в Россию Петром I привело к размыванию русской аристократии и в конце концов гибели Российской империи. Кроме профессионализма, иностранцы привносят в Россию и инородное информационное пространство, которое, подобно глине, растительным остаткам и грязной воде, нарушает прочность бетонной конструкции.

Разве не сродни шестеренке из ненадлежащего металла в коробке скоростей люди во властных структурах государственного управления, думающие не о величии и конкурентоспособности России, а, к примеру, преклоняющиеся перед ценностями и культурой государств, ведущих с нашей Родиной экономические и информационные войны?

Потерю независимого управления государством, как показывает опыт кризисов XX и XXI вв., оказывается, можно инспирировать с помощью негативных рейтингов и разучивания «негатива в экономике» в СМИ. Но эта тенденция совершенно не означает, что негативные рейтинги – абсолютное зло. Рейтинг – это обработанная информация, и если национальное рейтинговое агентство совместно со статистической службой отрабатывает по методике, учитывающей особенности страны, честно, то у правительства есть возможность управлять государством продуктивно. А с искаженной информацией путь один – банкротство и политическое забвение, что и подтверждают все великие империи последних трех тысячелетий.

Следует приветствовать решение Правительства РФ о создании национального рейтингового агентства, и желаем Екатерине Трофимовой, вице-президенту Газпромбанка, достичь поставленной цели.

Почему эта цель труднодостижима? Во-первых, в России бюрократия очень ревностно блюдет честь мундира и не любит выносить сор из избы. Вследствие этого, застойные явления заметно снижают качество управления. Так было в Российской империи, СССР и есть в РФ. Когда-то тайное становится явным, но для успеха требуется быстрое реагирование на сигнал и обучение молодежи не совершать ошибки, а этого в стране как раз и нет.

Воспитание молодежи в России поставлено рядом министерств так, что адекватного ответа на внешние вызовы от людей 20–30-летнего возраста ждать придется долго, если дождемся вообще от молодежи, не желающей связывать свое будущее с «этой страной». Да что молодежь, из России толпами бегут бывшие комсомольские функционеры.

Во-вторых, кто станет потребителем российских рейтингов? В России не налажен рейтинг ресторанов и гостиниц, а мы замахиваемся выставлять рейтинги субъектам РФ, компаниям, банкам, вузам.

Еще живы участники процессов по ограблению населения в период приватизации, которые помнят не только рекламные ролики «МММ», но и выступления чиновников и экономистов всех уровней от Горбачева, Рыжкова, Ельцина, Клебанова, Лифшица, Павлова, Черномырдина, Геращенко, Ясина, Уринсона, Касьянова, Немцова, Гайдара, Чубайса, Кудрина, Грефа, которым для построения «односемейного коммунизма» российское рейтинговое агентство не понадобилось.

Можно тратить деньги и время на создание в Москве полноценных международных бирж, банков, третейского суда. И тут на арену выдвигается третье обстоятельство.

Зная, что рынки не получают по блату, а завоевывают, следует найти ответ на вопрос: российские чиновники более циничны и профессиональны, чем бизнесмены из ТНК? Посмотришь, как иной раз говорит о защите национальных интересов политик из Израиля, Японии, Китая и США, и сразу видно – националист и патриот, а рядом с ним свиту составляют такие же бизнесмены и предприниматели, демонстрирующие общий командный дух.

В России нередко можно встретить воплощение принципа «бей своих, чтобы чужие боялись», и «хватает за губы» обычно бюрократия. Тут до демонстрации командного духа бюрократами и деловыми людьми даже не доходит. Наши бюрократы сами нарушают все разумные договоренности с предпринимателями.

Покажут ли рейтинги истинные причины низкой конкурентоспособности нашей национальной промышленности? Закрытая информация о действительном состоянии национальной промышленности, думаем, в Правительстве РФ имеется, и как-то оно ранжирует компании, госкорпорации и субъекты РФ. Создавая национальное рейтинговое агентство, можно ли рассчитывать на публичность рейтингов? Каковы будут следствия рейтингов?

 

Посчитали в 2015-м

Рейтинги заказывают либо политики, либо бизнесмены. Одни для того, чтобы удержаться во власти, другие – для получения инвестиций и продажи акций предприятия на бирже. С этой деятельности, собственно, и началась история всех известных рейтинговых агентств мира. У рейтингов должны быть потребители, и дело политологов, социологов и экономистов – пролить свет в их головах на значимые цифры и буквы. Это великое искусство – выстраивание вокруг символов рейтинга увлекательной интриги в повествовании мудрых мужей-аналитиков.

В мае 2015 г. газета «Известия» поделилась результатами исследований компании «Медиалогия», как в региональных СМИ распределяются негативные и позитивные упоминания о губернаторах и Президенте РФ. Контент-анализ позволил оценить лояльность редакторов региональных СМИ и их профессионализм. Оказалось, региональные СМИ в десятки раз (!) чаще критикуют Президента РФ, чем глав регионов. Чем вызвана такая лояльность региональных СМИ, порой переходящая все нормы приличия? О каком приличии можно говорить, когда разница между негативными и позитивными сообщениями о главах регионов доходит до сотен раз?! (Максимальная разница – позитивных публикаций в 215 раз больше.) И одновременно в тех же изданиях разница между положительными и негативными сообщениями о В.В. Путине не превышает 8 раз. Налицо тренд тотального прославления губернаторов на фоне критики Президента России. Конечно, губернаторам нужен пиар, но зачем же региональные СМИ превращать в инструмент «пятой колонны» и иностранных конкурентов по дискредитации федеральной власти? Что подобные публикации могут вызывать, хорошо показали события 1917 г., которые должны многому научить русских людей. Региональные СМИ – это мощнейший инструмент не только консолидации общества вокруг местной элиты, но и развития производительных сил.

У СМИ есть возможность повышать продуктивность местной промышленности, а для этого надо «культивировать народный разум русского народа, организовывать его культурный труд, нужно привлекать инвестиции для развития промышленности». В начале XX в. публицист Михаил Меньшиков писал: «…Наше спасение в труде народном, но в труде культурно оборудованном. Кто бы ни научил нас могуществу культурного труда и чего бы это ни стоило, мы должны учиться». Для публициста важна свобода слова и печати. Без обличительных выступлений в СМИ по поводу серьезных проблем в развитии региональной экономики разве русская печать выполнит свою главную задачу – предупредить русское общество о грозящей опасности? В своей статье «Долг печати» 1916 г. М.О. Меньшиков отмечал: «…публицистика, понимаемая сколько-нибудь серьезно, есть по самой природе своей пророческое призвание, но требует двух условий: искренности и свободы. Каждый способный к своему делу журналист в состоянии до известной степени предвидеть и, стало быть, предсказывать с большей или меньшей вероятностью общий ход событий. Для этого достаточно ясно осветить факты действительности и сделать логический вывод. Но ведь в этом же и долг нашей профессии!

Мы обязаны беспристрастно судить о вещах и давать свое понимание их. Честность мысли при некоторой осведомленности достаточно ограждает ум от ошибок. Однако кроме внутреннего условия «пророчества», решительно необходимо и внешнее – свобода слова. Казалось бы, если вы не расположены слушать чьи-либо предсказания, кто же препятствует вам не слушать их? Но у нас еще держится глубоко нечестивый и варварский взгляд, будто несогласных с нашими мнениями нужно запрещать. Как в древности гнали пророков и даже величайших из них предавали смерти, как предавали гонению и даже смерти великих ораторов и мудрецов, так подвергаются тяжким ограничениям и современные публицисты. И радикалы, и ретрограды одинаково инквизиторски относятся к свободному мнению, если оно им неприятно. Тут призванные быть пророками пишущие люди гораздо охотнее берут на себя роль держиморд.

Самым важным критерием в журналистской профессии должна быть совесть. Журналисты – люди политического мышления, и если это мышление оказалось бессильным, чтобы отклонить беду, то ясно, что печати, как и правящим кругам, чего-то не достает для их ролей. Журналисты, если они начинают служить национальной и личной свободе, должны быть не представителями общественного мнения, а руководителями его… состоятельные классы всех народов пребывают в национальной замкнутости и не ищут путей для понимания международных общечеловеческих интересов.

Политическая критика немецких историков, философов, публицистов обнаружила жалкую зависимость от общественного мнения Германии, мнения весьма невежественного и нравственно низкого. <…> К глубокому сожалению, и журналистика разных стран оказалась не выше или немногим выше простонародного уровня. Она оказалась чаще всего способной говорить только на национальном языке. Между тем для мировых задач, касающихся всего человеческого рода, очевидно, нужен какой-то новый язык, общая, разделяемая всеми система понятий. Если ее нет, то нужно ее вырабатывать. Нужно с величайшим старанием, как бы это ни было трудно, вырабатывать общепризнанный нравственный закон, который подчинил бы себе сознание всех политических обществ. Без такого добровольного подчинения священным общечеловеческим заветам невозможна ни национальная, ни личная свобода. Печать, если она хочет исполнить долг перед человечеством, должна научиться руководить сознанием своих народов, а не представлять его. Подобно чистой науке, публицистика должна делаться постепенно мировым сознанием, а для этого она должна всемерно добиваться идейного согласия и единства».

 

До какого уровня доросла региональная пресса в России сейчас?

За исключением Чеченской Республики, региональные СМИ за деньги налогоплательщиков вбивают в головы населения мысль, что местные власти делают все для благополучия жителей, а если и есть проблемы, то они идут из центра. Формирование такого контента в региональных СМИ позволяет действующим губернаторам иметь поддержку электората.

Позитивный имидж губернатора легко покупается, о чем свидетельствуют расходы бюджетов субъектов РФ на СМИ.

А законна ли вообще политика губернаторов в отношении трат на СМИ? Сопредседатель центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева считает такую политику «совершенно неприемлемой»: «Роль региональных СМИ крайне важна, потому что зачастую жители регионов доверяют им даже больше, чем федеральным. В связи с этим особенно странно и неприемлемо выглядит сложившаяся ситуация, при которой к президенту СМИ относятся менее лояльно, чем к своим губернаторам. Получается, что главы регионов, которые получили власть, забыли о том, что они являются ставленниками президента и руководят регионом в соответствии с единой политической программой».

Региональные СМИ фиксируют желание местных властей переложить ответственность за состояние качества жизни и экономики на федералов. Непонятно, зачем это федеральному правительству? Мало того, что невнимание Центра невольно поощряет бездеятельность и развращение региональной бюрократии, спекулирующей при выбивании дотаций, так и усиливает сепаратизм. Что бывает, когда местная бюрократия вследствие попустительства центральных властей переходит все рамки разумного. Правильно события на Украине и в странах Прибалтики, где русских людей подвергают унижению, приравнять к геноциду. А ведь эти события всегда начинаются с публикаций в СМИ.

Девятый выпуск рейтинга эффективности губернаторов, составленный Фондом развития гражданского общества и представленный 9 июня 2015 г., обозначил стремление федерального центра дать сигнал губернаторам прислушиваться к общественному мнению. А зачем это общественное мнение губернаторам? Народ либо безмолвствует, либо жует ту интеллигентскую жвачку для формирования клипового мышления. Скорее всего, местные СМИ не станут обсуждать рейтинг своего губернатора, за исключением разве что калужских СМИ. А жаль. Жителям многих субъектов РФ было бы полезно послушать губернатора А.Д. Артамонова, как он борется за инвесторов и развитие производительных сил в Калужской области, а затем ответить на вопрос: почему у них власти не такие нравственные и патриотичные?

Федеральные СМИ щадят самолюбие региональных лидеров, не сравнивая их между собой публично. Представляется, это некая установка Правительства РФ. Ведь если постоянно будет демонстрироваться яркий и успешный региональный лидер, то на его фоне померкнет «позолота» членов кабинета Правительства, и нимб непогрешимости слетит.

Региональные власти тратят громадные финансовые средства на информационные ресурсы, раздувают свой имидж, а региональные проблемы не решают. Народ у нас смирный и «просыпается» медленно. Однако в последнее время нарождающийся слой предпринимателей более критично смотрит на действия властей, особенно региональных.

Федеральный центр в условиях экономических санкций против России, которые выступают катализатором процессов в национальной экономике, заинтересован получить поддержку делового сообщества России перед неизбежными реформами государственного управления. Постоянный рост цен и тарифов уже вызвал торможение в промышленности. Капитаны предпринимательства готовы затягивать пояса, но при условии, что региональная бюрократия начнет работать над собой и обретет приемлемую нравственность и ответственность за свои действия. Нет ничего проще спросить предпринимателей, что они думают о продуктивности региональной бюрократии. Это и сделало Агентство стратегических инициатив, попросив предпринимателей выставить показатели, позволяющие оценить состояние инвестиционного климата в субъектах РФ по 4 направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Влиять на рейтинг АСИ у команд губернаторов возможности не было, поэтому общественное мнение с учетом региональной ментальности объективно отражает взаимодействие региональной бюрократии и местного делового сообщества. Кому интересен рейтинг АСИ, если представители агентства на ПМЭФ-2015 заявляли, что у них не было желания влиять на конкуренцию субъектов РФ за инвестиции. Объективно конкуренция имеется, но как скажется, к примеру, нахождение субъекта в V группе. Если губернатор совестливый, то он приложит усилия и изменит стиль работы своей администрации. А если нет? Что, регион лишат дотаций? Скорее, нет. Так как же тогда избавиться от иждивенчества в сознании бюрократии?

Вызовы XXI в. заставляют бюрократов всех стран перестраиваться и укреплять свою конкурентоспособность, и сделать это без поддержки национального бизнеса не удастся никому.

 

Судить надо по делам

Как можно заметить, что во главе субъекта РФ находится человек совестливый и деятельный? Пока региональные СМИ даже губернаторам-аутсайдерам создают положительный имидж. У губернатора Сахалина Хорошавина все тоже прекрасно было с имиджем в местных СМИ. Что же должно произойти, чтобы стиль управления, а с ним и качество жизни, и инвестиционная привлекательность субъекта РФ стали трансформироваться в желаемом направлении: регионов-доноров становится не 15, а 50, ВРП на 40–50 % формируется малыми предприятиями. Это скачок в управлении и единственно правильный вектор, ведущий Россию к экономической безопасности. Предстоит явно мотивировать региональные власти на принятие действенных мер по улучшению инвестиционного климата в субъекте РФ. Лучшие практики реально существуют в России, а чиновники с советских времен любят «обмениваться опытом», и тем не менее почему-то существует группа V с регионами, получившими самые низкие оценки.

Архимед заявлял: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Как и кто заставит российскую бюрократию крутиться продуктивнее? Образовательная программа АСИ? А если чиновники будут плохо учиться? Не обладая ресурсами региональных СМИ, всероссийский журнал «Конкуренция и рынок» вышел с предложением воспользоваться его информационными возможностями для демонстрации инвесторам и предпринимателям его готовности к сотрудничеству.

В результате общения с предпринимателями разного уровня создалось впечатление, что власти не всегда просто слышат местных предпринимателей, предлагающих вполне разумные идеи, позволяющие создавать новые рабочие места и увеличивать поступления в региональный бюджет. Отчего такая глухота и незаинтересованность чиновников? Можно ли их не преодолеть, а устранить? Давать чиновникам взятки глупо, так как специалисты по менеджменту говорят, что бизнес-процессы, построенные на включении коррупции в долгосрочном плане, ненадежны, даже в ненаблюдаемой экономике.

 

Как замотивировать чиновника?

Работа в правовом поле обходится предпринимателю дороже, чем в неправовом. Остается рассчитывать, что у чиновника, кроме патриотизма, есть еще и чувство самосохранения, подталкивающее к принятию разумных решений.

Исходя из этих соображений, редакция журнала «Конкуренция и рынок» предложила руководителям субъектов РФ опубликовать интервью с ними, задав несколько нестандартных вопросов. Приближаясь к созданию собственного рейтинга губернаторов РФ, нам представлялось интересным спросить их:

- Сколько новых рабочих мест ежегодно последние 3 года создается в Вашем субъекте РФ?

- Сколько детей ежегодно рождается в регионе на 10 000 жителей?

- Какие цели следует достичь администрации субъекта РФ через 5–10–15 лет?

- Какую стратегию и инструменты Вы предлагаете для достижения целей?

- Располагает ли Ваш субъект соответствующим стратегиям человеческим капиталом? Как Вы собираетесь наращивать этот капитал?

- Получит ли в Вашем субъекте РФ продолжение проект организации «Деловая Россия» «История российского предпринимательства» и появится ли монография о предпринимателях Вашего субъекта РФ до 1917 г. и XXI в.?

Журнал «Конкуренция и рынок» хочет создать галерею русских губернаторов XXI в. Интервью с главой субъекта РФ целесообразно дополнить мнениями об администрации региона предпринимателей, членов ТПП по тем же вопросам, памятуя, что «короля играет свита».

Разослав предложение о сотрудничестве всем руководителям субъектов РФ, мы не ожидали, что все нам ответят. Так и произошло – ответы пришли из 16 субъектов РФ, пожелавших наладить контакт с журналом. В следующем номере «Конкуренции и рынка» мы познакомим читателей с целеполаганием в российских регионах.

Возрождение и укрепление России определяет качество взаимодействия национальной бюрократии с патриотами-интеллектуалами и в первую очередь с предпринимателями и учеными. Фактически чиновникам надо найти в себе силы и разум на сотрудничество с 3–5 % населения России, имеющими свое представление о будущем нашего Отечества.

Каков идеал русского чиновника XXI в.? Надеемся, сами губернаторы расскажут с кого они себя ваяют.