Нечто большее, чем передача икон

Журнал «Конкуренция и рынок» декабрь 2015 №6 (73) | Федор Кудеяр, Андрей Вассоевич

Русское православие на протяжении более чем 1000-летней истории знало различное к себе отношение властей. В 1917 г. представители ленинской гвардии вознамерились не только уничтожить Российскую империю, монархию, но и отделить Русскую Православную Церковь от управления государством, у истоков создания которого она стояла.
Богоборчество большевиков закончилось в 1991 г. крахом государства, которое они создали. Обновленная Россия возвращается на путь единения с Всевышним и восстанавливает традиции – молитвенное преклонение перед русской иконой.

 

Защита от бедствий и напастей

В современной России при внимательном рассмотрении можно обнаружить множество передряг, требующих решений. Как всегда, актуально для властей и народа укрепление державы. В чем был высший смысл укрепления державы на протяжении веков?

В середине XIV в. Русское государство раздирали междоусобные войны русских князей и нашествия Литвы и Орды. В жизни Русской Православной Церкви в этот период мы можем обнаружить энергичное, бурное развитие. Великий князь Московского государства Дмитрий Иванович укреплял державу, всегда видя перед собой главную цель – сбережение и возвышение веры. Границы государства прикрывали не только крепостями – повсеместно устраивались монастыри.

Игумен земли Русской св. Сергий Радонежской не только успокаивал страсти в церковной среде при выборе епископа, но и откликался на просьбы великого князя устроить обители. Так появилась Высоцкая обитель в Серпухове, учрежден монастырь поблизости от Коломны, в Голутвине была основана Богоявленская обитель, под Нижним Новгородом выросли новые монастыри – Благовещенский и Печерский. Все русские крепости дополнялись маковками храмов и обителей. Русь сосредотачивалась и обретала суверенность под влиянием веры в Бога. Это было одно целое, неразрывное, как богатырское кольчужное ожерелье и крест на шее. Ратник защищал святыни, а святыни поддерживали его. Что он значил без Божьей милости?

Св. Сергий Радонежский собственными ногами измерил Россию, и многие его воспитанники стали святыми для Церкви. Его ученики устроили и возглавили более 40 монастырей! Русь покрывалась ими как зримым знаком благодати Небесной.

Уникальное освоение Русского Севера началось в XIV в. не армиями, не купеческими колониями, а монастырями!

Намоленная русская икона – самая надежная защита от бедствий и напастей. Молясь перед иконой, русский человек обретал силу и уверенность в преодолении препятствия. И если в XXI в. мы не отвернемся от икон, то они будут помогать нам так же, как русскому воинству на Куликовом поле.

Перед сражением казаки преподнесли Дмитрию Ивановичу старую святыню – икону Божьей Матери. Накануне приближающегося праздника Рождества Пресвятой Богородицы великий князь счел подарок добрым знаком. Велел закрепить икону на древке, как знамя, чтобы она воодушевляла всех воинов. 

Св. Сергий стремился укрепить дух Дмитрия Ивановича перед сражением. К великому князю пришел монах с освещенной просфорой и запиской: «Без всякого сомнения, государь, иди против них и, не предаваясь страху, твердо надейся, что поможет тебе Господь и Пресвятая Богородица». В 1380 г. после Куликовского сражения русских зауважали в княжествах Западной Европы и в Орде.

Восстановление справедливости

После Октябрьского переворота большевики, насаждая свою власть, видели угрозы, исходящие от Русской церкви. Поэтому разграбление и разрушение православных храмов приобрело в большевистскую эпоху повсеместный характер. Конечно, гонениям подверглись и русские иконы: по ним стреляли, как по мишеням, их сжигали, с них сдирали оклады и в лучшем случае продавали на аукционах иностранцам.

В советское время мародеры под видом этнографов шатались по деревням и грабили старинные церкви. Та же участь постигла домовые церкви дворянских усадеб.

Вывезенные из СССР иконы стали продаваться на Западе в антикварных магазинах и украшали частные коллекции.

И вот настал долгожданный миг, когда русская икона стала признаваться культурным наследием Русской Цивилизации, и ее запретили вывозить из России. Но остались контрабандисты и грабители, готовые за деньги коллекционеров совершить преступление...

30 октября 2015 г. в митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры произошло очень значимое событие. В этот день Санкт-Петербургской епархии в лице Высокопреосвященнейщего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия представителями следственной службы Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области была передана удивительная коллекция из более чем 90 икон. 

Член редакционного совета журнала «Конкуренция и рынок», доктор философских наук и кандидат исторических наук, профессор Андрей Леонидович Вассоевич в ходе акта передачи икон, в частности, сказал: «Высокопреосвященнейший Владыко Варсонофий, всечестные отцы, братья и сестры, уважаемые представители правоохранительных органов!

Позвольте мне от имени «Петербургского исторического клуба» телерадиокомпании «Петербург» всех вас сердечно поздравить с замечательным праздником возвращения около сотни икон ХVIII, ХIХ и начала ХХ вв. Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Это, воистину, замечательное событие не только в культурной жизни нашего города, но и в истории Санкт-Петербургской епархии.

Подавляющее большинство членов «Петербургского исторического клуба», объединяющего видных историков нашего города, а также тех московских ученых, которые приезжают сюда на запись наших радиопередач, с нетерпением ждали этого великого дня. Будучи убежденными сторонниками того, что надо вернуть Русской Православной Церкви все, что принадлежало ей исторически,  мы прекрасно понимали, что эти замечательные иконы обладают не только культурно-исторической, но и огромной духовной ценностью для всех верующих. Посещая зарубежные страны, с болью приходилось видеть, какое огромное количество русских икон было вывезено в лихие 90-е ХХ века с целью наживы, чтобы выставить их на продажу в тамошних антикварных магазинах. Как мы знаем, к вывозу в Германию и Израиль готовились и эти дивные иконы. Однако преступная попытка была пресечена нашими правоохранительными органами. И тем более отрадно, что следственная служба ФСБ подает хороший пример возвращения Церкви того, что ей исторически принадлежало. Обо всем этом мы, конечно же, будем рассказывать в передачах на волнах радио «Петербург». Но в радиоэфире нельзя, к сожалению, показать красоту лежащих перед нами икон. Поэтому я просил бы Вас, Высокопреосвященнейший Владыко Варсонофий, благословить публикацию о сегодняшнем празднике еще и на страницах журнала «Конкуренция и рынок», способного передать благодаря хорошему полиграфическому исполнению высокое мастерство русских иконописцев».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий сказал: «Для нас большая радость, что сегодня совершается такая большая справедливость, что эти иконы, которые являются для нас святынями, остались в нашей стране. Все это благодаря бдительности сотрудников ФСБ, которые смогли разглядеть в миллионах людей, выезжающих за границу, тех, которые вывозят иконы из нашей страны. Я тоже путешествую и наблюдаю, как в разных странах наши иконы пылятся в магазинах. Для местных жителей интереса они не представляют, протестанты иконы не почитают, может, только любители старины и ценностей как-то их собирают, но для православного человека икона − это святыня.

Возвращение икон всегда будет подкреплять дух тех людей, которые будут приобщаться, прикладываться к этим иконам и молиться перед ними. Поэтому наша сердечная благодарность вам за то, что вы смогли сохранить эти иконы, а мы постараемся направить их в храмы, которые в них нуждаются».

Полностью статью читайте в  журнале «Конкуренция и рынок» декабрь 2015 №6 (73)