
Журнал "Конкуренция и рынок" декабрь 2016 №6 (79) | Сергей МОСКВИН, руководитель направления КСМ, к. т. н., доцент БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, доцент СПбГУГА
Россия обладает колоссальным ресурсным потенциалом, начиная от огромной территории, уникальных месторождений полезных ископаемых, плодородной земли, лесов, энергоресурсов, значительным интеллектуальным уровнем нации, сохранившихся несмотря ни на что науки и народного образования, трудолюбивым, умеющим преодолевать любые невзгоды и трудности населением, заканчивая промышленностью и оборонным комплексом страны. К большому сожалению, этот потенциал используется крайне неэффективно, а иногда просто преступно.
Ни одного нормального и вменяемого гражданина не могут сегодня устраивать такие показатели, как 7500 руб. в месяц на душу населения для 5 млн работающих наших сограждан (источник – О. Голодец), 13 млн руб. – ущерб за прошлый год от деятельности «псевдоинноваторов» из «Роснано» (источник – официальный отчет аудиторов Счетной палаты), нищенское состояние науки и высшей школы и т. д.
Еще в 2006 г. уважаемый Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. Ломоносова В.А. Садовничий в докладе на VIII съезде этой организации отмечал: «…Выпускники наших ведущих университетов буквально нарасхват за рубежом. Так в компании Microsoft работает более тысячи выпускников российских вузов, в IBM почти тысяча, в Intel – полторы тысячи… Наша страна, как показывают вся ее история, вся жизнь, необычайно богата на таланты».
Неплохо, не правда ли? Тратим национальные ресурсы мы, а богатеют другие, увеличивая разрыв с нами в области высоких технологий и увеличивая свою конкурентоспособность.
Как учит практика в России, «думают одно, подразумевают второе, планируют третье, делают четвертое, получается пятое, радуются (смеются или плачут) шестому, исправляют и корректируют седьмое, в виде легенды фиксируют и изучают восьмое…».
В этих условиях без системной активной информационно-аналитической работы, объективного междисциплинарного консалтинга, доступного для всех субъектов рынка, не обойтись. В последние годы можно констатировать, что роль индустрии консалтинга качественно изменилась. В условиях дефицита финансовых ресурсов возрастает цена ошибки даже на предпроектной стадии. Общеизвестны неудачи со строительством стадиона «Крестовский» в Санкт-Петербурге, космодрома «Восточный», провалы стратегических проектов в области авиастроения, физической культуры и спорта и т. п.
Мировая практика показывает, что ни один крупный, а тем более глобальный, проект не выполняется без участия команды (а иногда и альтернативных команд) высококвалифицированных консультантов и экспертных организаций. В силу того, что Россия давно и навсегда вошла в качестве полноправного игрока в мировую систему экономических отношений. Именно поэтому системный консалтинг становится производной состояния экономики и одновременно ее драйвером и генератором.
Резкое увеличение на свободном рынке различных консалтинговых структур порождает проблему использования «псевдоконсультантов», организующих самые разнообразные «схемы работы» с коррумпированными заказчиками. Таким образом, возникает проблема не только экспертизы (проверки компетентности и надежности) консультанта, но и заказчика, включая его контрагентов и партнеров.
Очень большое значение приобретают консультанты по управлению, так как в процессе своей деятельности они создают особый продукт, который называют «управленческой прибылью». Этот продукт является серьезным мультипликатором и катализатором ресурсов.
Каждая организация, желающая быть продуктивной и конкурентоспособной, вынуждена использовать системный междисциплинарный консалтинг по следующим основным причинам:
- Экспертиза. Любая деятельность предполагает использование ограниченного количества, а главное качества, специалистов. Никому не доступны в постоянном распоряжении все знания, умения, навыки, компетенции, ноу-хау, которые могут понадобиться при этом достаточно редко.
- Опыт. Консультанты приносят опыт, полученный в широкой практике и, порой, просто не доступный для отдельного заказчика или компании, а тем более малого и среднего бизнеса.
- Новые области знаний. Консультанты обладают верифицированными перспективными разработками: концепциями, реализуемыми идеями, изобретениями, технико-экономическими обоснованиями, технологиями. Нередко заказчик не только экономит главный ресурс – время, но и получает принципиально новые знания.
- Временная поддержка и помощь. Консультант может работать в рамках ограниченного по времени контракта, что является преимуществом по сравнению с постоянным наймом. Кроме того, это позволяет запараллелить ответственные этапы работ и резко сократить время.
- Конфиденциальность. Квалифицированные консультанты в состоянии с использованием технологии КСМ проникнуть в области защищаемой конкурентами информации (вплоть до «раскалывания» ноу-хау) и одновременно содействуют комплексной защите информации заказчика. Это особенно важно при стратегических маркетинговых исследованиях и найме высшего управленческого персонала.
- Независимость и объективность. Консультант независим по отношению к заказчику, объективен и несет ответственность за качество продукта и услуг, предоставляемых заказчику.
- Эксклюзивность и уникальность. Имеет место быть уникальность предоставляемых услуг, которые принципиально не может выполнить никто иной. Это, в частности, относится к подготовке специалистов в этой области. Именно эта ниша могла бы быть евангелической для ВШЭ СПбГЭУ в виде семинаров, целевых курсов, магистратуры, целевой аспирантуры, и даже докторантуры, специалистов самых различных организаций: технических вузов, НИИ, КБ, академических институтов и даже силовых государственных структур.
Очевидно, что подготовка подобных специалистов может сочетаться с проведением прикладных научных междисциплинарных исследований и с созданием новой интеллектуальной собственности, коммерциализируемой на свободном рынке.
Все вышеперечисленное дает возможность зарабатывать значительные деньги, часть которых может быть вложена в инновационные и образовательные проекты. Перспективна эта деятельность и в стратегическом для страны и системообразующих структур плане.
Проведенные в 2016 г. группой междисциплинарных экспертов исследования в рамках темы «Касандра RUS», с использованием современных методов, дали далеко не очевидные перечни и рейтинги внешних и внутренних угроз России, представленные ниже.
Внутренние угрозы:
Бессистемность и ненаучность в выработке управленческих решений
Системная имитация
Уровень квалификации руководителей в сочетании с необходимостью «ручного управления»
Деформация и разрушение науки и народного образования
Разрушение производственной сферы (промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры)
Миграция: «утечка мозгов» вовне, нелегальные потоки мигрантов внутрь страны
Наркобизнес (динамика, глобальный характер, масштабы)
Коррупция (в том числе в надсистеме, в силовых и контролирующих структурах)
Эпидемия терроризма, в том числе его информационная раскрутка
Низкий уровень здравоохранения и системного «сбережения населения»
Криминализация общества и ее пропаганда в СМИ
Сепаратизм (этнический, религиозный, экономический)
Внешние угрозы:
Вероятность вооруженного конфликта с применением оружия массового поражения
(термоядерного, ядерного, химического, бактериологического и т. д.)
Кибервойна (в том числе кибердиверсии)
Масштабная психотронная война
Международный терроризм, управляемый спецслужбами отдельных государств
Экономическая война во всех ее формах
Недооценка проблемы космической безопасности (от астероидных угроз, эскалации «звездных войн» до проблемы UFO)
Глобальные и региональные экологические катастрофы (Чернобыль, Фукусима, Аральское море и т. д.)
Масштабная неконтролируемая миграция населения из нестабильных регионов
Продовольственный кризис
Ограниченность энергетических ресурсов
Изменение климата и его влияние на население
Негативные последствия глобализации и урбанизации
Очевидно, что данные, приведенные выше, следует рассматривать как некую исходную динамическую матрицу угроз, которая может серьезно дополняться и уточняться.
Качество этой матрицы, очевидно, во многом ограничено доступными исследователям источниками и прочими ресурсами. Тем не менее полученные результаты показывают возможность мощного прогресса России при активном парировании внутренних угроз и налаживании эффективного и равноправного международного сотрудничества всех прогрессивных сил, а также при снижении уровня угроз внешних.
При этом разумно помнить слова великого древнекитайского военачальника, философа и стратега Сунь-Цзы: «Прежде чем обрушиться на внешнего врага, избавься от всех неприятностей у себя дома и лишь затем начинай войну…» Особенно актуальна эта цитата в свете последних следственных действий силовых ведомств в отношении чиновников категории «5К» (Улюкаев, Белых, Захарченко, Хорошавин, Оганесян…).
Очевидно, что парировать эти угрозы и более мелкие проблемные ситуации (отсутствие стратегического целеполагания, отсутствие институтов научно обоснованного планирования, потеря ограниченных ресурсов) невозможно без использования возможностей экспертно-аналитического сообщества.
Специалисты отдают себе полный отчет, что современный мир стал полем глобальной конкурентной борьбы, которая ведется на различных уровнях, таких как экономика, политика, технологии, безопасность, социальные системы, идеология. Эта конкуренция затрагивает также такие срезы, как идеи, смыслы, концепции, доктрины. Побеждает (выигрывает) в этой борьбе тот, кто эффективнее мыслит, кто обладает самым главным ресурсом – системно подготовленными высокоодаренными людьми (кадрами), потенциальными носителями нового знания.
В связи с этим очевидно, что самым мощным приоритетом управления и конкурентной борьбы, оружием, конкурентным преимуществом в тотальном противоборстве, которое далеко не всегда ведется джентльменскими методами, является системно подготовленный и диалектически мыслящий человек. При этом уровень интеллекта нации определяет в настоящий момент ее место в мировой табели о рангах. Интеллектуальная элита США, КНР, Израиля, Японии, Южной Кореи, ведущих европейских стран давно и серьезно работает в направлении создания разнообразных «фабрик мысли», таких как DARPA, корпорация RAND, разнообразные частные аналитические, исследовательские и консалтинговые организации.
Эти структуры поддерживаются государствами и тесно сотрудничают с их разведывательными сообществами (используют, добывают, объективизируют, модифицируют, анализируют, коммерциализируют ту или иную релевантную информацию). Это позволяет им активно влиять на глобальные процессы, примером которых являются недавние выборы президента США Дональда Трампа.
Нередко эти аналитические сообщества тесно интегрированы в систему «глобального сетевого управления», в которую входят различные «инновационные фонды», «мозговые центры», так называемый третий сектор, «фракталы», «рейтинговые агентства». Отметим под термином «третий сектор» понимается все, что связано с ресурсами, обеспечиваемыми новыми знаниями и высокими технологиями. В настоящий момент в этом секторе экономики США уже занято более 50 % населения, которое дает до 80 % налоговых отчислений!
Как правило, системные аналитики, ученые, изобретатели, бизнесмены-инноваторы объединяются вокруг Университетов и Инновационных фондов, обладающих значительным капиталом. В США он превышает $ 20 трлн!!! «Фабрики мысли» активно занимаются конкурентным системным научно-техническим, технологическим и экономическим мониторингом, позволяющим формировать «портфель заказов», поступающих от реального сектора материального производства и иных сфер человеческой деятельности.
Таким образом формируется информационная база, являющаяся фундаментом для рынка инновационных идей, НИР, НИОКР. Создаются условия для появления «прорывных решений». Принципиально важно, что наука и педагогический процесс системно и глубоко интегрированы, ориентированы на конкретику, практику, а главное, на перспективу.
Параллельно с инновационным бизнесом повышают свою ключевые специалисты: управленческие кадры, прогнозисты, инженеры, технологи, системные аналитики, экономисты, эксперты, прочие ученые.
Отметим особую роль экспертно-референтного окружения политиков, руководителей крупных корпораций и компаний, которые автоматически формируются в инновационной, педагогической и аналитической среде. Эти специалисты, с одной стороны, интегрированы в информационно-аналитическую среду, а с другой стороны – в реальные бизнес-процессы и стратегическое управление, включая планирование и реальный контролинг.
«Младореформаторы» в 1990-е гг. лихо использовали зарубежные консалтинговые структуры для реформирования российской экономики, промышленности, законодательства, образования. В настоящий момент невозможно оценить реальный ущерб конкурентоспособности Российской Федерации от подобного «консалтинга».
Только фонд Сороса по самым скромным подсчетам, «поддерживая на словах российских ученых», заработал десятки миллиардов долларов на ровном месте. Прочие консультанты просто и жестко убрали с пути потенциальных конкурентов, используя меркантильный интерес занимавших в тот момент ответственные посты пособников (явных и скрытых представителей страты «5К»). Это характерно, например, для отечественного судостроения, авиационной промышленности, электроники, фармацевтической и легкой промышленности. Оборонный комплекс, металлургия, энергетика, сельское хозяйство выжили только благодаря людям, преодолевшим самые суровые социальные потрясения.
Масштаб потерь и убытков предстоит еще оценить следующим поколениям. Принципиально важно, что был упущен темп, разорвана связь поколений, уничтожена на государственном уровне система стимулирования инноваций.
Можно ли было бы избежать всего этого, если бы аналитика в СССР была «поставлена» в интересах промышленности и народа?
- Войдите, чтобы оставлять комментарии