USD 61,37 ₽
EUR 62,51 ₽

На здоровье не экономят: борьба с картелями привела к срыву закупок лекарств.

13 декабря 2021

Экономия на закупках лекарств для государственных нужд приводит к затягиванию процедуры. Поставщики не спешат продавать товар за предложенные цены, что вынуждает заказчиков объявлять тендеры по нескольку раз. К этому привела борьба ФАС с картелизацией фармацевтического рынка, - пришли к выводу аналитики Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) Высшей школы экономики.

С 2016 года ФАС России активизировала работу по выявлению картелей. Противодействие сговорам на торгах, направленных на поддержание цен, привело к затягиванию поставок. Стремясь приблизить закупочные цены к рыночным, поставщики медицинских препаратов либо не заходят на аукцион,  либо не торгуются. После нескольких несостоявшихся закупок заказчикам приходится пересматривать объявленную стоимость лотов.  Данные исследования ИГМУ приводит издание КоммерсантЪ.

Эксперты ИГМУ проанализировали несостоявшиеся закупки лекарств  с января 2019 по ноябрь 2021 года. Так, в 2021 году было сорвано 10,9% госзакупок лекарств на 58,6 млрд руб., в 2020-м — 11,3% на 78,3 млрд руб. Ещё 65,5% закупок в 2021 году и 63,5% в 2020-м не состоялось из-за прихода на торги  только одного участника. Следствием антикартельной политики ФАС на фармацевтическом рынке становится снижение конкуренции, когда контракты достаются крупным поставщикам, способным демпинговать.

Таким образом, лекарства госпитального сегмента сейчас закупаются только в результате одной из четырех процедур. А выборочное исследование закупок отдельных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, показало, что от 4 до 11 регионов страны в 2020 году вообще не смогли провести ни одной госзакупки по ряду позиций.

Эксперты ИГМУ отдельно проанализировали 100 самых крупных закупок медикаментов в этот же период. Картина оказалась ещё печальней: из 100 закупок не состоялись 97 на общую сумму 102 млрд руб.  Большая часть прошедших тендеров (92,9%) — из-за подачи на аукцион единственной заявки, ещё 5,3% — из-за срыва закупки.

Аналитики приходят к выводу, что во избежание ситуаций, когда срываются закупки лекарств и, после цикла пустых торгов государство покупает позиции нижнего ценового сегмента, нужно менять методику определения цен контрактов.

Напомним, в рамках противодействия антиконкурентным соглашениям Минздрав выпустил приказ  № 871н от 26 октября 2017 года (обновлен приказом № 1064н от 19 декабря 2019 года). Документ требовал  определять начальную цену закупок лекарств как «минимальную из минимальных».

Популярные