Монополия «Аэрофлота» на рынке приведет к подорожанию полетов

Уход с рынка второй по размеру авиакомпании - «Трансаэро» сделал «Аэрофлот» доминирующим игроком с долей больше 50% рынка. Это может отразиться на ценах, отмечают эксперты: полеты за рубеж в 2016 году в среднем подорожают на 20%, по России - на 10%.

Авиакомпании, одна из основных статей расходов которых валютные лизинговые платежи, почувствовали эффект резкой девальвации рубля одними из первых. Не случайно главная жертва 2015 года - «Трансаэро» запросила господдержки под угрозой остановки полетов именно в декабре 2014 года, через несколько дней после резкого обвала рубля 16 декабря. Компания получила в ВТБ кредит под госгарантии на 9 млрд рублей, но их хватило только до конца лета. В условиях 2015 года бизнес-модель «Трансаэро», рассчитанная на низкий курс доллара, рефинансирование старых кредитов новыми и постоянный рост пассажиропотока, не имела шансов на жизнь.

В августе «Трансаэро» стало нечем платить поставщикам топлива и аэропортам. В начале сентября решением комиссии во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым компания была передана в управление «Аэрофлоту», который должен был получить 75% «Трансаэро» за символический 1 рублей На тот момент из-за курсовых разниц задолженность авиакомпании достигла 250 млрд рублей, и в начале октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было принято решение отказаться от спасения компании и сделки с «Аэрофлотом» - банкротство «Трансаэро» стало неизбежным.

Попытку спасти «Трансаэро», чтобы не остаться один на один с укрупнившимся «Аэрофлотом», предпринял владелец третьей российской авиакомпании - S7 Владислав Филев. 10 октября он подписал со своим конкурентом - владельцем «Трансаэро» Александром Плешаковым - соглашение о покупке у него 51% компании. 23 октября совладелец S7 Наталия Филева рассказала РБК, что ее компания согласовала с частью кредиторов «Трансаэро» план спасения. Но Росавиация признала невозможным продолжение полетов авиакомпании, отозвав у нее с 26 октября сертификат эксплуатанта и передав 56 зарубежных маршрутов «Аэрофлоту».

Этот шаг вызвал неодобрение у ФАС: глава ведомства Игорь Артемьев выступил против того, чтобы отдавать компании сразу все направления. «Отдали все чохом, создали кучу монополий, ну и только ленивый губернатор не писал о повышении тарифов», - описывал ситуацию он.

Если сложить доли в общем пассажиропотоке за 11 месяцев «Аэрофлота» (27,8%), его дочерних компаний - «Россия» (5,2%), «Победа» (3,2%), Orenair (3,1%), «Донавиа» (1,6%) «Аврора» (1,2%) с долей «Трансаэро» (13%), получается, что национальный авиаперевозчик контролировал бы больше половины рынка - 55,1%.

Но в «Аэрофлоте» не согласны с тем, что компания стала монополистом. Представитель перевозчика отмечает, что если принять в расчет пассажиропоток иностранных авиакомпаний, то доля группы «Аэрофлот» равна 35,2%. Принимая во внимание, что полеты «Трансаэро» были остановлены 26 октября, пока преждевременно говорить о перераспределении долей, говорит представитель «Аэрофлота». «Итоги будут подводить по окончании года, надо смотреть результаты ноября и декабря и анализировать развитие ситуации в 2016 году, но очевидно, что доля [группы «Аэрофлот»] не выйдет за 50%», — говорит он.​

В 2016 году основными выигравшими от ухода «Трансаэро» останутся группа «Аэрофлот» и S7, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Часть доли могут получить авиаперевозчики, работающие на чартерном рынке, добавляет он. «Значительная доля рынка останется за «Аэрофлотом» и другими авиакомпаниями из его группы: у них самая большая сеть маршрутов по России, есть тренд на внутренний туризм, да и «Трансаэро» больше нет. К тому же многие зарубежные авиаперевозчики ушли с отечественного рынка, это тоже скажется на доле других игроков», - говорит директор по развитию Onetwotrip Аркадий Гинес.

Основные факторы роста «Аэрофлота» - политика привлечения транзитных пассажиров и выгодные ценовые предложения (авиакомпания может это позволить благодаря девальвации рубля), говорит представитель «Аэрофлота». Помогает «Аэрофлоту» в условиях девальвации и преимущество, которого у конкурентов нет, - роялти, исторически получаемые компанией от иностранных авиаперевозчиков за полеты над Россией по транссибирскому маршруту. Считается, что их объем составляет $400–500 млн в год, часть денег идет на расходы Росавиации, но большинство остается самому национальному авиаперевозчику.
 

По итогам 2015 года российский авиарынок упадет не сильно: за 11 месяцев падение составляет 0,4%. Но оно нарастает: если до октября авиаперевозки росли, то в ноябре уже упали на 11,8%. Это, прежде всего, последствия отмены авиасообщения с Турцией, Египтом и Украиной. Эту проблему легче всего переживают крупнейшие перевозчики - «Аэрофлот» и S7: перевозки первого в ноябре 2015 года выросли на 7,8%, второго - на 0,9%.

Уход «Трансаэро» и сокращение емкости наложились на снижение платежеспособного спроса, говорит гендиректор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов. «Индикатор здоровья рынка - это RASK (доходность кресло-километра), интегральный показатель, учитывающий не только количество пассажиров, а и занятость кресел и доходность продаж. Так вот, RASK отечественных авиакомпаний с уходом игрока номер два не вырос», - говорит Андрей Мартиросов. Более того, даже на фоне двузначной инфляции не растет и средний тариф: это очень тревожный показатель перегретости рынка и большого количества «лишних» кресел, констатирует он.

Андрей Мартиросов считает, что цены на авиабилеты в первом полугодии продолжат снижаться, после чего в конце второго квартала стабилизируются и придут в равновесие с «общеэкономическими инфляционными трендами». По данным сервиса продажи билетов «Туту.ру», авиабилеты все же дорожают: средняя цена по всем направлениям внутри России растет от года к году на 8–10% - такая тенденция прослеживалась и в 2014, и в 2015 году. Однако если в прошлом году средние цены на авиабилеты за рубеж выросли по соотношению с предыдущим годом не более чем на 10%, то в этом наблюдается значительно более резкое повышение цен: билеты в СНГ подорожали на 23%, а в страны дальнего зарубежья - на 26%, сообщает «Туту.ру». Учитывая нестабильность курса рубля, можно прогнозировать в 2016 году рост цен на авиабилеты за рубеж как минимум на 20%, а по России - примерно на 10%, предсказывают эксперты.