Мобилизация трудовых ресурсов в ОПК для обеспечения национальной безопасности

Особенностью деятельности любого Оборонно Промышленного Комплекса (ОПК) является принципиальная неравномерность выпуска основной  продукции, так во время перевооружения или особого периода объемы производства  резко увеличиваются, а затем, через определенный промежуток времени, наступает закономерный спад производственной активности. Не всегда резкое увеличение производства можно достоверно прогнозировать и тем более – планировать. Эффективность ОПК в значительной мере определяется скоростью выполнения заказов, в ряде случаев промедление в выпуске изделий ОПК может быть смерти подобно как для самого ОПК, так и для страны. Примеров тому в мировой истории несть числа.

Для успешного выполнения такого графика работы ОПК известны многие способы, среди которых укажем на создание и поддержание резервных мобилизационных мощностей оборудования на предприятиях ОПК, сохранения мобилизационных запасов сырья, материалов, комплектующих, энергоресурсов, мобилизацию для выполнения заказов ОПК сугубо гражданских предприятий, увеличение продолжительности рабочего времени на предприятиях ОПК, в частности, за счет удлинения  рабочего дня, отмены выходных и праздничных дней, отпусков, сурового наказания за прогулы, увеличения количества рабочих смен, запрета увольнений по собственному желанию, директивного перемещения сотрудников с одного участка работы на другой, принудительная мобилизация человеческих ресурсов в ОПК.

Человеческий ресурс. Принудительная мобилизация

В зависимости от серьезности военно-политической обстановки в предвоенный период и в ходе боевых действий разные страны прибегали к использованию различной комбинации перечисленных способов. Ниже остановимся на самой важной компоненте деятельности ОПК – человеческой.

За последние десятилетия в работе отечественного ОПК практически отсутствовали моменты, когда требовалось его выводить на полную мощность. Это привело к определенному перекосу в восприятии важности тех или иных составляющих производственных процессов. Например, можно увидеть и прочитать большое количество рассуждений об износе основных производственных фондов, о необходимости вывода производственных мощностей с мест их многолетней дислокации на промплощадки, характеризующиеся низкой стоимостью земли и проч. При этом за скобками остается вопрос, кто, когда и как будет обслуживать это оборудование и выпускать готовую продукцию, как она будет добираться до конечного потребителя в условиях форсирования производства. Сегодня человеческий фактор в ОПК остается практически вне поля логистической оценки.

Например, широко применяемое в практике отечественного ОПК в годы войны форсированное использованное трудовых ресурсов – работа по двенадцать часов, через двенадцать часов отдыха, требует большой выносливости от персонала. Кто и когда за последние 25 лет производил исследования о возможности массового применения такого графика работы в отечественном ОПК? Какое количество людей, на каких участках, как долго выдержат такой график работы, какая производительность труда может быть при этом достигнута, какая величина брака будет возникать?

Эксперимент с лучшими из лучших

Один из авторов более 30 лет назад проводил локальные исследования по этому вопросу. Настройкой сложной радиоэлектронной аппаратуры занимались 10 человек мужского пола, распределенных по 5 человек в смену, график работы: 12 часов через 12 без выходных и праздников. Специалисты были интеллектуально развиты и хорошо подготовлены, все являлись выпускниками ленинградских вузов со средним балом не ниже 4,5, принимали активное участие в разработке аппаратуры, которую настраивали, стаж работы по специальности от 5 лет, возраст от 28 до 35 лет, женатые, имели детей, все годные к военной службе без ограничений, постоянно занимались спортом, систематически проходили диспансеризацию по категории летно-подъемного состава.

Работа по настройке выполнялась на аттестованных рабочих местах в специальных экранированных камерах.

Питание было организовано круглосуточно в виде комплексных завтраков, обедов и ужинов повышенной калорийности. Рядом с рабочими местами был развернут буфет с постоянным доступом к нему, где предлагался чай с сахаром, морс клюквенный, настой шиповника, бутерброды с сыром, маслом, колбасой, салом, чесноком. В качестве десерта: яблоки свежие и сушеные, курага, чернослив, изюм, грецкие орехи, халва подсолнечная. Особой популярностью в буфете пользовались чай, бутерброды с салом и чесноком, чернослив и сушеные яблоки.

Участниками не применялись стимулирующие медицинские препараты (типа газообразный кислород, настойки женьшеня, элеутерококка, таблетки первитина,  амфетамина) и жестко стимулирующие напитки (типа кофе, кокао, горячий шоколад).

Такое решение было результатом сознательного выбора группой приоритета здорового образа жизни и уверенности в том, что всякий стимулятор, как рано или поздно выясняется, есть невыгодный заем ресурсов у своего организма.*

Для снятия усталости использовался  чай нормальной концентрации с лимоном и сахаром и без них в объемах по желанию участников эксперимента. Отмечалось его повышенное употребление, что могло быть вызвано не только усталостью, но и достаточно сухим воздухом в экранированных помещениях. Все сотрудники были не курящими, поэтому табачные изделия ими не употреблялись.

В непосредственной близости от рабочих мест была комната для физической разминки, оборудованная турником, эспандерами, шведской стенкой и велотренажером. В бытовой комнате был душ с теплой и холодной водой и несколько топчанов для отдыха одетым лежа. Перед началом смены и после нее участники эксперимента подвергались медосмотру, в процессе которого, в частности, измерялось артериальное давление и частота сердечных сокращений (ЧСС).

Все участники эксперимента и лица их обеспечивающие были основательно мотивированы для выполнения как можно большего объема работы в кратчайшие сроки в рамках бригадной сдельно премиальной системы оплаты. Сумма выплат за выполненную работу в процессе эксперимента существенно отличалась в большую сторону от среднемесячной заработной платы.

Таким образом, были подобраны лучшие, из возможных в то время, исполнители и им созданы максимально благоприятные условия для форсированной работы.

В результате эксперимента было установлено, что в течение 32 дней работа выполнялась практически без спада производительности труда и качества выполнения, после чего эти показатели стали заметно снижаться и достигли к 36 дню половины от нормативного. На 37 день эксперимент был остановлен по инициативе исполнителей и с согласия администрации. Первые отклонения  в медицинских параметрах стали отмечаться на 24 день и достигли максимума к 28 дню, когда давление стало устойчиво держаться на уровне 130-135 мм рт. ст, ЧСС 65-70. Медицинские препараты для нормализации параметров организмов настройщиков не применялись, участники эксперимента об изменении их состояния здоровья информировались. Для восстановления рабочих качеств сотрудников потребовалось  10 дней пребывания на базе отдыха, давление и ЧСС нормализовались без применения медицинских препаратов примерно через 5дней, которые были посвящены в основном сну, к десятому дню бригадой было высказано единодушное желание продолжить работу, но уже по нормальному графику.

Повторный эксперимент

Повторный эксперимент был проведен через 7 месяцев в условиях командировки, когда сотрудники, находясь практически на казарменном положении, в свободные часы не отвлекались на решение семейных проблем и больше времени могли посвятить отдыху между сменами. В этом случае плодотворный период увеличился с 32 дней до 41 дня, но резкий и более глубокий спад произошел уже на 43 день, а период восстановления составил 18 дней.

Несомненно, результаты описанного эксперимента позволяют делать достаточно ограниченные выводы, поскольку он касался весьма ответственной и квалифицированной работы, число участников было невелико, они обладали превосходными профессиональными и физическими данными, имели высокую мотивацию к участию в работе, знали, что могут выйти из эксперимента и это им ничем не грозит, все принадлежали к поколению, обладавшему высокими нравственными качествами и чувством долга.

С учетом изложенного, можно констатировать, что в настоящих условиях, принимая во внимание средний возраст работников ОПК, экономический и нравственный климат, обоснованно рассчитывать, что весь отечественный ОПК сможет эффективно работать в режиме 12 через 12 в одну или две смены больше одного месяца,  не приходится. Следовательно, во весь рост встает проблема обеспечения ОПК трудовыми ресурсами для трехсменной работы по 8 часов при возникновении необходимости в этом. Отечественная экономика  должна быть постоянно готова переместить дополнительно на предприятия ОПК, по крайней мере, двойной комплект сотрудников, а учитывая потери, связанные с болезнями, декретами, выполнением гособязанностей, снижением эффективности индивидуальной работы вновь привлеченных, речь должна идти о трех посменных комплектах рабочей силы.

Отсюда возникает серия взаимосвязанных логистических задач, как то, где таких работников взять (привлечь или подготовить), как их организовать и переместить, где разместить, чем и как накормить.

Где работников взять, как их организовать, где разместить.

Кратко остановимся на отечественном опыте подготовки и организации сотрудников рабочих специальностей, потребность в которых в период активности ОПК наибольшая.

Основным типом профессионально-технической школы в СССР, начиная с 1920 года и по 1940 год, была школа фабрично-заводского ученичества - школа ФЗУ, на жаргоне той поры, как следует из множества художественных произведений, учащихся таких школ, называли фабзайцами или фабзайчатами. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях, срок обучения 3−4 года, принималась молодёжь 14−18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением  велось общеобразовательное. Начиная с 1930 года обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, продолжительность подготовки снизилась до 1,5−2 лет.

Одному из авторов довелось в своей профессиональной деятельности столкнуться с выпускником ФЗУ при заводе «Большевик», ныне «Обуховский», 1938 года выпуска, в отличие от многих фабзайчат, он не получил в дальнейшем высшего образования, ему всю жизнь нравилось работать слесарем-лекальщиком. Уровень профессионального мастерства и общего развития был у человека невероятный, и всему этому, по его словам, он был обязан школе ФЗУ, где старые мастера учили настоящему мастерству.

За 20 лет к 1940 году школы ФЗУ  подготовили 2,8 млн. квалифицированных рабочих, в среднем за год 140 тыс. В предвидении известных событий Президиум Верховного Совета СССР, учитывая опыт конфликтов на советско-финляндской границе и реке Халхин-Гол, принял 2 октября 1940 года Указ «О государственных трудовых резервах», которым предусматривалось создавать 2-годичные ремесленные и железнодорожные училища, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с  шести- и десятимесячным сроком обучения,  специальные ремесленные училища со сроком обучения  3—4 года,  художественные - со сроком обучения  3 года. Большинство школ ФЗУ были переформированы в школы ФЗО и ремесленные училища, незначительная их часть сохранилась преимущественно в лёгкой и пищевой промышленностях.

Начало создания системы государственных трудовых резервов

Указом было положено начало созданию системы государственных трудовых резервов (ГТР), представлявшей единый источник пополнения промышленных предприятий квалифицированными рабочими путем централизованного их распределения.

Планирование подготовки рабочих различных профессий в училищах и школах ГТР строго согласовывалось с народнохозяйственными задачами и полностью исключало дублирование одной и той же профессии, как это случалось в школах ФЗУ, разобщенных по разным отраслевым ведомствам.

Для комплектования учебных заведений ГТР Совету Народных Комиссаров (СНК) СССР (так в те годы называлось правительство страны) предоставлялось право ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16-17 лет для обучения в школах  ФЗО.

 В порядке призыва  председатели колхозов обязаны были ежегодно выделять по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16-17 лет — в школы ФЗО на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет, а городские Советы депутатов трудящихся обязаны были ежегодно выделять молодежь мужского пола в возрасте 14-15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16-17 лет — в школы ФЗО в количестве, ежегодно устанавливаемом СНК СССР.

Мобилизационный принцип формирования контингентов учащихся школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ, по мнению руководства страны, позволял организовать учет трудоспособной молодежи и широко привлекать в сферу производства подростков. Выпускники училищ и школ также считались мобилизованными и обязаны были четыре года подряд отработать на одном из государственных предприятий по месту распределения. Они пользовались отсрочками по призыву в армию на время до истечения срока, обязательного для работы на государственных предприятиях. Образуя ГТР, выпускники поступали в непосредственное распоряжение СНК СССР и не могли быть использованы наркоматами и предприятиями без разрешения Советского правительства.

Учебные  заведения ГТР финансировались за счет государственного бюджета. Учащиеся обеспечивались бесплатными завтраками, обедами и ужинами, бесплатными учебными пособиями, спецодеждой, одеждой, обувью, бельем. Сельской и иногородней молодежи предоставлялось общежитие.

В 1940 году популярность созданных училищ и школ была необычайно велика, и призыв превратился в добровольный набор, на 600 тыс. мест поступило 1 млн. 100 тыс. заявлений, тогда мобилизация свелись к распределению  потока заявлений о приеме.

 Для граждан СССР  1940 год ознаменовался принятием серии Указов Президиума ВС СССР, направленных на укрепление трудовой и производственной дисциплины, так самовольный уход с предприятия карался тюремным заключением на срок от 2-х до 4-х месяцев, прогул без уважительной причины - исправительными работами по месту занятости на срок до 6-ти месяцев с удержанием до четверти заработной платы, выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции, несоблюдение стандартов приравнивался к вредительству, вводилось тюремное заключение для учащихся ремесленных училищ, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и самовольный уход из учебного заведения.

В первый учебный год училища и школы ГТР приступили к подготовке рабочих 360 профессий.

Квалификационные характеристики рабочего стали рассматриваться как форма госзаказа на его подготовку, учебные планы предусматривали порядка 65 - 70% учебного времени на производственное обучение и около 30-35% - на теоретическое.

Так учебный план для ремесленных и железнодорожных училищ был рассчитан на двухгодичное обучение с общим количеством учебных часов 4584.

В первый год обучения учебное время - 2304 часа - распределялось следующим образом: производственное обучение - 1152 часа, спецтехнология - 144, материаловедение - 96, черчение - 96, физика - 166, математика - 240, русский язык -122, военное дело - 192, политзанятия - 96 часов.

Во второй год обучения из 2280 часов 1752 отводилось на практику, 124 - на спецтехнологию, 52 - на черчение, 88 - на русский язык, 166 - на военное дело, 98 -на политзанятия.

Школы ФЗО готовили, например, металлистов в течение 1248 часов; 52 часа отводилось на внеплановые занятия, 1026 часов - на производственное обучение. В оставшееся время изучались теория, военное дело и гуманитарные предметы

В основу производственного обучения была положена операционно - комплексная система, в которой основное место отводилось инструктажу. Овладение квалификацией в процессе обучения осуществлялось в мастерских и на производстве под руководством мастеров производственного обучения, большое значение придавалось возможностям производительного труда в учебных заведениях.

Уже в мае 1941 г. в СССР насчитывалось 1306 школ ФЗО, в которых обучалось 364 тыс. человек, и 744 ремесленных и железнодорожных училищ с контингентом учащихся 345 тыс.

По профилю учебные заведения распределялись: в 122 железнодорожных училищах подготавливались рабочие железнодорожных профессий, в 395 ремесленных училищах - металлисты, в 49 - металлурги, в 41 - рабочие химической промышленности, в 21 - рабочие угольного и горнорудного профилей. Остальные училища готовили рабочих для других отраслей.

Всего за период 1941—1951 годы система ГТР дала народному хозяйству СССР около 6,3 млн.  квалифицированных рабочих, в среднем за год 630 тыс. человек.

Мобилизационный подход к комплектованию учебных заведений и распределению рабочей силы, введенный в 1940 году был отменён в 1953 году Указом Президиума ВС СССР от 10 сентября 1953 года «Об отмене призыва (мобилизации) молодёжи в ремесленные и железнодорожные училища», т.е. спустя 8 лет после окончания войны.

Профессиональные технические училища

В 1959 году все учебные заведения, входившие в систему ГТР были преобразованы в профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года Главное управление трудовых резервов при СМ СССР  преобразовано в Государственный комитет СМ СССР по профессионально-техническому образованию.

В период своего расцвета система ГТР использовала централизованные ресурсы государства для подготовки рабочих в интересах всей страны, опиралась на комплекс мер принуждения, но при этом умело сочетала его с положительными стимулами (кормила, одевала в форменную одежду, которая была в те годы престижна, бесплатно учила,  отвечала желаниям молодых людей стать самостоятельными, свободными от родительской опеки), открывала реальные перспективы профессионального и социального роста (многие командиры производства в те годы вышли из системы ГТР),  позволяла маневрировать огромными человеческими потоками в интересах экономики государства.

В идеологическом смысле система ГТР позволяла подростку в 14-16 лет почувствовать  себя участником реальных грандиозных событий (они были такими не на словах), видеть зримые результаты своего труда и труда миллионов тех, кто был рядом. Сейчас это может показаться странным, но многим из них было интересно что-то полезное делать своими руками и видеть, что у них получается.

Таким образом, советская система ГТР в целом была создана быстро, своевременно и выполнила задачи обеспечения отечественной промышленности и транспорта квалифицированными рабочими в очень сложные периоды наивысшего напряжения экономики: предвоенный, военный и послевоенный.

Касаясь термина «государственные трудовые резервы» следует обратить внимание на то, что термин «резерв» имеет в русском языке два значения. Первое, запас чего-либо на случай надобности, второе, источник, откуда черпаются новые средства, силы.

Государственные трудовые резервы были в основном источником, откуда черпались молодые рабочие, т.е. удовлетворяли второму значению.

Применительно к задачам ОПК на современном  этапе требуются трудовые резервы, как запас квалифицированной рабочей силы на случай резкого увеличения, производства, примерно в три раза превосходящий штатную численность ОПК.

В России наблюдается абсолютный дефицит рабочих рук

Первая задача, которую ставят перед собой авторы статьи, убедить читателя в необходимости существования такого резерва. Достаточно очевидно, что для того, чтобы быстро нарастить производство, следует использовать оборудование 24 часа в день и 7 дней в неделю, для этого, прежде всего, нужны люди, способные это оборудование эксплуатировать.

Вторая задача, где найти специалистов. Вариантов несколько, например, заключить соответствующие контракты с зарубежными специалистами, заключить необходимые контракты с отечественными специалистами, подготовить отечественных специалистов и включить их в резерв в рамках выполнения государственной повинности.

Первый вариант требует минимальных усилий по осуществлению, но дорог и не надежен. Вспомним эпопею по строительству «Мистралей» для России во Франции, тогда нам тоже не хотелось напрягаться. Однако, первый вариант не может быть отвергнут в корне. Сегодня современный станочный парк в ОПК в значительной мере укомплектован зарубежной техникой и часто ее ремонт и обслуживание осуществляется иностранными фирмами.

Второй вариант, рассмотрим его. В нашей стране, как в обществе, так и на уровне государственного управления давно сложилось мнение, что в России наблюдается абсолютный дефицит рабочих рук. В тоже время РФ по общей численности  населения занимает 9 место в мире, находясь между Японией и Бангладеш, правда, отставая от таких стран, как Нигерия, Бразилия и Пакистан, однако по численности трудоспособного населения, располагая 76 млн. чел., мы занимаем 6 место в мире, и тут мы обгоняем Нигерию и Пакистан. Сейчас в стране 30 млн. рабочих, из них – 10 млн. – это промышленные рабочие, 6,5 млн. – это водители и машинисты.

 Однако доля занятых преимущественно физическим трудом возросла до 49% за последние 8 лет, в Германии они составили в 2013 году 34%. Таким образом, для нас проблемой является не дефицит рабочих рук, как таковой, а перекос в соотношении квалифицированных и не неквалифицированных рабочих по сравнению с экономически хорошо развитыми странами. Очевидно, массовый завоз дешевой рабочей силы из стран ближнего зарубежья не решит для нас проблему рабочих рук, а усугубит ее.

Конкурсы профессионального мастерства WorldSkills

Ярким показателем сложившегося положения являются результаты выступления представителей РФ на международном конкурсе рабочих специальностей «WorldSkills Leipzig 2013», своеобразной всемирной Олимпиаде среди молодых представителей рабочих профессий, который проводится в мире с 1950 года международной некоммерческой ассоциаций WorldSkills International (WSI).

Целью WorldSkills International является повышение  стандартов профессиональной подготовки  по всему миру.  WSI существует с 1946 года, её создатели поставили перед собой две главные цели: мотивировать молодых людей конкурировать, чтобы разбудить в них стремление совершенствовать свою профессиональную подготовку, а также постоянно сравнивать профессиональные навыки и способности людей из разных стран.

Конкурсы профессионального мастерства WorldSkills проводятся в различных странах-членах каждые два года. В 2013 году в Лейпциге  соревнования проходили в 5 гигантских залах по 40 номинациям в 6 направлениях. Число участников из 47 стран превысило 1,5 тыс. чел., количество гостей составило 200 тыс. чел.

Победили южные корейцы, завоевав  12 золотых, 5 серебряных и 6 бронзовых медалей. Второе и третье место заняли команды Швейцарии и КНР, немцы – только 13 место. Команда РФ заняла 44 место, несколько опередив Кувейт, ОАЭ и Оман, ниже общекомандного места выступили наши столяры, плиточники, каменщики, мастера автокузовных и покрасочных работ, повара и парикмахеры. Может быть нас засудили? Выйдем на улицу и оглянемся! А как Вы думаете?

В нашей стране трудно найти человека, который не знал бы о спортивных Олимпиадах и усилиях нашего государства, направленных на достижение высоких результатов в них, также у нас трудно найти человека, который бы раскрыл связь  благополучия страны с успехами в метании молота или в беге на средние дистанции.

 В тоже время читатель статьи вряд ли найдет среди своих друзей и знакомых человека, который бы слышал о международном конкурсе рабочих специальностей ««WorldSkills», который проводится в мире более 60 лет (рекомендуем подтвердить или опровергнуть этот тезис экспериментально!), а еще труднее найти того, кто не найдет связи между качеством выполнения работ в нашей стране и 44 общекомандным местом   на «WorldSkills Leipzig 2013» .

Изложенное здесь не следует рассматривать, как попытку противопоставить труд и развлечения, в современном обществе второе занимает все большее место, экономика стран золотого миллиарда сейчас это позволяет, однако именно трудовое мастерство нации создает материальную основу для ее развлечений. Нарушение этого правила ведет к жизни взаймы у предшествующих или последующих поколений. Читатель, пожалуйста, оспорьте этот вывод!

Из сказанного выше следует, что, не отвергая в целом второй вариант, который сводится к заключению необходимых контрактов с отечественными специалистами, как основной придется рассматривать третий вариант.

Плановоя подготовка отечественных специалистов для запаса ОПК в рамках выполнения государственной повинности

Третий вариант, который сводится к формированию резерва ОПК на основе плановой подготовки отечественных специалистов для запаса ОПК и включения их в резерв ОПК в рамках выполнения государственной повинности. Известно, что в нашей стране определенная часть юношей по состоянию здоровья не годны или ограниченно годны для службы в вооруженных силах. Правда, некоторые из них в спорте при этом достигают уровней олимпийских достижений, ну да бог с ними, с частностями.

Получается с точки зрения логистики странная картина, тот, кто не улучшает свое здоровье, получает преимущества перед теми, кто это делает. Несомненно, это предпосылки к закреплению в человеческом потоке негативных характеристик. Отсюда, тот, кто не может служить в строю по здоровью, должен быть готов к работе в ОПК. В стране также есть не малое число лиц, которое достигло возраста 27 лет, не повстречавшись с повесткой военкоматы и получивших в рамках действующего законодательства военный билет с формулировкой – необученный, годный к военной службе. На наш взгляд, пора обучить таких счастливчиков, по крайней мере, специальности из номенклатуры резерва ОПК.

Оплата профессиональной подготовки производится такими будущими резервистами за свой счет и компенсируется государством в рамках определенных нормативов после выполнения обучаемым соответствующих контрольных работ, сдачи квалификационных экзаменов и присвоения соответствующего разряда. Процесс выполнения работы, ее приема, сдачи квалификационного экзамена фиксируется с помощью аудио-видео записи и входит в портфолио резервиста. Оплата производится после подтверждения со стороны предприятия ОПК соответствия будущего резервиста требованиям пребывания в резерве этого предприятия.

Для девушек, изъявивших желание поступить в резерв ОПК, а также студентов технических вузов, не охваченных подготовкой по программе запаса вооруженных сил, следует предусмотреть получение беспроцентного кредита для получения соответствующей специальности с последующим погашением его на общих основаниях.

Стоит ли тратить время на продолжительное обучение в вузе

Полезность освоения рабочих специальностей студентами технических вузов по профилю их подготовки и включение их в резерв ОПК на ранних этапах обучения может принести двойную пользу. Во-первых, студент воочию увидит, как выглядит реальное производство по данной специальности и стоит ли ему тратить время на продолжение обучения в вузе. В случае положительного ответа, обучение станет более осмысленным.

 Во-вторых, студент, будучи включенным в резерв на данном предприятии ОПК, почувствует свою нужность реальному делу, получит место для практики и возможность подработать по специальности, что повысит качество его подготовки и откроет перспективу трудоустройства на конкретном предприятии.

Следует подчеркнуть, что получение необходимой специальности, не означает автоматического включения в резерв. Включение в резерв следует осуществлять на конкурсной основе, лица, включенные в резерв ОПК, должны постоянно подвергаться селекции по профессиональным и физическим способностям, кстати, вот механизм по внедрению норм ГТО в жизнь общества.

Источником формирования резерва ОПК могут послужить также люди, отбывающие наказание в пенитенциарных учреждениях, для них стимулом для качественного освоения рабочих специальностей может послужить применение условно-досрочного освобождения, при этом определенной гарантией добросовестного включения в программу резерва ОПК является добровольное согласие на применение коэффициента три к не отбытому сроку, в случае нарушения закона после освобождения.

Лицо, пребывающее в резерве ОПК, должно периодически привлекается к выполнению работ по своей специальности на предприятии, за которым оно закреплено, или на ему родственном в рамках государственной обязанности, при этом за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы и выплачивается вознаграждение за фактически выполненную работу на предприятии ОПК. Поощряется работа по вечерам и в выходные дни на предприятии ОПК вне выполнения государственной обязанности, например, снижением за такую работу подоходного налога с физического лица, ее выполняющего. Это позволит снять проблему срочного выполнения заказов на предприятиях ОПК.

Система льгот и мотивация

Для лиц, включенных в резерв ОПК, должна быть предусмотрена система льгот, в частности, возможность за счет государства бесплатно заниматься спортом, например, бесплатный абонемент в бассейн, льготная ипотека, дополнительное медицинское страхование, включая стоматологию, за достижение определенной продолжительности пребывания в резерве ОПК – надбавки к пенсии.

Изложенное выше представляет эскизные проработки по использованию логистического взгляда на повышение эффективности отечественного ОПК в части совершенствования работы с трудовыми ресурсами и является результатом инициативной НИР по поиску инновационного подхода к менеджменту трудовых ресурсов в ОПК, осуществляющего на практике сформулированный выше лозунг «Если хочешь мира и процветания своей стране, готовь кадры для ее ОПК должным образом».

 

 

*Всякий стимулятор, как рано или поздно выясняется, есть невыгодный заем ресурсов у своего организма.
Сведения, изложенные ниже, иллюстрируют в определенной мере это положение.

Например, первитин, он широко использовался с 1938 года в германской и японской армии и обороной промышленности. Применялся  американскими войсками в Корее и Вьетнаме, в 1966—1969 годах армия США использовала 225 миллионов таблеток. При правильном индивидуальном дозировании  уменьшал чувство усталости, вызывал прилив сил, повышал умственную и физическую работоспособность, снижал потребность во сне и подавлял аппетит. По результатам многолетних исследований  установлены неприемлемые для здоровья большинства принимавших побочные эффекты, в США изъят из употребления  в 1973 году, в СССР  приказом по Министерству здравоохранения от 11 февраля 1954 г.  был отнесён к наркотикам, а в 1975 году его производство было прекращено. Не прошло и 40-ка лет, как разобрались и приняли очевидное решение.

Амфетамин поступил в продажу в США в 1932 году. Во время Второй мировой войны США и Великобритания снабжали своих военнослужащих амфетамином в таблетках. Препарат повышал двигательную  активность и работоспособность, уменьшал сонливость и аппетит. В ряде случаев негативная сторона препарата выражалась в появлении чувства беспокойства, бессоннице и треморе, также амфетамин может вызывать панику и психозы. В послевоенные годы объемы производства амфетамина начали резко расти, так, в одних только США в 1962 г. было произведено около 80 тонн солей амфетамина, что соответствовало сорока трём стандартным дозам на каждого человека в течение года. Вред от  употребления амфетамина стал очевиден уже к началу 1960-х гг., оказалось, что он способен вызывать психологическую зависимость и подавляет способность к  обучению, провоцирует суициды. Постановлением Правительства РФ № 486 от 30 июня 2010 г. амфетамин был внесён в список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен. Не прошло и 80 лет от начала продажи и 50-ти лет от момента поступления первых сигналов о массовых побочных эффектах, как разобрались и приняли очевидное решение.

 

Литература

  1. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. / Пер., ст. и комм. Н. Н. Трухиной. – М.: Издательство МГУ. 1992.
  2. Бобровникова Т. А. Цицерон: Интеллигент в дни революции. («Жизнь замечательных людей». Вып. 1219). – М.: Молодая гвардия, 2006.
  3. Грималь П. Цицерон. / Пер. с франц. Г. С. Кнабе, Р. Б. Сашиной. («Жизнь замечательных людей»). – М.: Молодая гвардия, 1991.
  4. Утченко С. Л. Цицерон и его время. – М.: 1973; 2-е изд. М.: 1986.
  5. Марк Туллий Цицерон. Избранные сочинения. / Сост. и ред. М. Л. Гаспарова, С. А. Ошерова, В. М. Смирина. Вступ. ст. Г. С. Кнабе. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). – М.: Худож. лит, 1975.
  6. Вегеций. Серия «Античная библиотека». – СПб: Алетейя. 1996.
  7. Котляр Э. С. Государственные трудовые резервы СССР в годы Великой Отечественной войны. – М.: 1975.
  8. Блинчееский Ф. Л, Зеленко Г. И. Профессионально-техническое образование рабочих в СССР. – М.: 1957.
  9. Мовшович Г. М. Отечественная война и подготовка рабочих кадров. – М.: 1945.
  10. Государственные трудовые резервы: Сборник официальных, руководящих материалов. – М.: 1945.
  11. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) в 2х частях, ч. 1. 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1978.
  12. Серейский М. Я. Стимуляторы нервной системы. – М.: Медгиз, 1943.