Минпромторг создаст национальный знак «Сделано в России»

Минпромторг намерен создать и внедрить систему маркировки товаров «Сделано в России», узнаваемой миллионами потребителей.

Узнаваемость товаров российского происхождения в министерстве планируют повысить при помощи единого и общеизвестного знака. Анализ международного опыта показывает, что такие визуальные знаки помогают производителям увеличивать рост продаж от 20% до 60%.

Впрочем, право на использование знака «Сделано в России» предоставят лишь тем производителям, которые обязуются исполнять условия по декларированию. Приоритетом в данном случае становится место происхождения товара.

Под страной происхождения понимается страна, в которой товары полностью произведены или переработаны по критериям, установленным Таможенным кодексом РФ.

Предстоит определить федерального оператора, который будет контролировать неправомерное использование и декларирование знака. Упростят процесс высокие технологии: обмен документами между производителем и оператором пойдет в электронном виде. Оператор проверит заявленные в декларации сведения о товарах или услугах, присвоит им российский знак и внесет в реестр, открытый для потребителей.

Система заработает уже в следующем году, отмечают в министерстве. Планируется охватить максимально широкий круг производителей.

Проведенное Минпромторгом исследование показало, что у 22% опрошенных россиян мотивацией покупки, например, российской одежды служит «потребительский патриотизм». На наш взгляд, необходимо конвертировать такое отношение к своей стране в рост продаж российских товаров.

Международные правила ВТО достаточно сильно связывают национальные государства по рукам и ногам, когда те намереваются поддерживать своих отечественных производителей как внутри страны, так и за ее пределами. Поэтому монетарные и регулятивные механизмы - ограничены. Остается маркетинг и борьба за пристрастие аудитории на идеологическом поле. И здесь мы, к сожалению, проигрываем. Эффект страны происхождения, иными словами «Made in Russia», только предстоит развивать. Важную роль при этом играет привлечение внимания потребителей за счет специальных маркировок, отличающих товар по уровню качества и месту его происхождения. Роль таких обозначений в мире сегодня возрастает.

С тех пор, как в середине 90-х годов было заявлено, что промышленная политика «не по карману» государству, Россия жила в условиях трех способов производства: сделано за рубежом - продано в России, сделано в России - продано в России, сделано в России - продано за рубежом.

Опросы подтверждают, что пока российский потребитель выбирает продукцию с англоязычным, зарубежным названием, пусть и произведенную в России, в то время как аналогичную, но с российским брендом обходит вниманием. Для фешн индустрии такого рода мимикрия под «иностранные» бренды особенно велика.

Бренд «Сделано в России» должен привлекать внимание не только внутри страны, но и за ее пределами: демонстрировать возможности и потенциал. Однако для начала расчет делается на отечественного потребителя. Эффект «Made in Russia» только предстоит развивать.

Система маркировки потребует активного взаимодействия федеральной и региональной власти всех уровней и бизнеса. К преимуществам системы относятся низкие затраты как со стороны государства, так и производителя. В связи с этим в Минпромторге не прогнозируют рост цен на маркированные товары.

Опрос ВЦИОМ в ноябре 2015 года показал, что продовольственные товары, сделанные в России, пользуются доверием 75,9% россиян. При выборе промышленных товаров российскую продукцию предпочитают лишь 23% российских потребителей.