USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Машино-места стали объектами недвижимости

С 1 января начал действовать 315-ФЗ, который объявил машино-места недвижимостью. Их можно будет оформлять в личную собственность, легально дарить, продавать и передавать по наследству.

Прежде всего законодательно объясняется, что считается машино-местом и какими признаками оно должно обладать, объясняет руководитель "Юридического центра адвоката Олега Сухова", глава "Гильдии юристов рынка недвижимости" адвокат Олег Сухов.

Машино-место - это часть здания либо иного сооружения. Оно предназначается исключительно для размещения и хранения транспортного средства. При этом место может быть ограждено стенами или иными элементами либо вообще не иметь ограждений и представлять обычную площадку. Но в любом случае данные о ее границах обязательно должны быть зафиксированы в Росреестре.

При анализе закона, важно понять, что площадка считается машино-местом, только когда она неразрывно связана с объектом - домом, зданием или постройкой. Таким образом, парковки во дворах, на обочинах дорог и даже на отдельных стоянках не считаются машино-местами.

Раньше суды часто поддерживали Росреестр и отказывали собственникам в регистрации машино-мест в качестве объектов недвижимости, так как последние не имели капитальных ограждений или стен. Фактически россиянин мог зарегистрировать только бокс или гараж. С выходом нового закона проблема отпадает. Теперь владелец вправе будет оформить площадку и без стен. Он также может потребовать, чтобы границы его территории были отмечены с помощью специальной краски или даже наклеек.

С 2017 года любой участник гражданско-правовых отношений может продать, купить, арендовать, передать по наследству и заложить машинное место. Даже если оно является обычной площадкой без стен или ограждений. Такой участок в любом случае - объект недвижимости.

Данные о каждом новом машинном месте подлежат внесению в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). Более того, его учет станет проводиться параллельно с государственным кадастровым учетом здания, частью которого оно и является. Причем не имеет значение, есть ли у машино-места стены (либо другие ограждения) или их нет вовсе. Следовательно, акт обследования и технический план строения, необходимые для внесения сведений в ЕГРН, должны содержать информацию обо всех местах без исключения.

Что касается владельцев уже существующих машино-мест, то если их собственность подходит под определение, данное в Градостроительном кодексе РФ, то эта площадка признается машино-местом уже в силу закона и не требует сбора документов и регистрации их в Росреестре. Впрочем, если владелец такой собственности захочет, то он в любой момент сможет актуализировать данные о своем машинном месте в ЕГРН.

С нового года владельцы общей долевой собственности могут без препятствий выделить машино-места в натуре, установить их границы и внести сведения в ЕГРН. До последнего времени судьи отказывали в этом. В решениях они указывали, что подобная процедура невозможна без нанесения ущерба всему объекту, а также его электроснабжению, водоснабжению, средствам пожаротушения. Сейчас, если заявитель представит в Росреестр протокол общего собрания собственников или соглашение о правилах пользования общедолевой собственностью, то ему не нужно и согласия остальных участников на выдел доли.

Важный нюанс: право общедолевой собственности на строение с машино-местами прекратит свое существование с выходом последнего участника. С этого момента общедолевым имуществом будут считаться только шлагбаумы, проезды, проходы и так далее. Подводя итоги, эксперты отмечают, что сейчас просто узаконили оборот машино-мест. С другой стороны, государство так и не осмелилось признать недвижимостью машино-места на стоянках, которые не связаны со зданиями. Законодателю придется вернуться к этому вопросу.

Если говорить упрощенно, нормативы по количеству машино-мест при строительстве зависят от класса возводимого дома. Например, наличие подземных паркингов для экономкласса вообще не является обязательным, но в таком случае должны быть отдельно стоящие паркинги, рассказывает генеральный директор "Миэль-Новостройки" Наталья Шаталина. В комфорт-классе уже возможны как подземные, так и наземные паркинги, но при этом не менее одного машино-места на квартиру. В элитном и премиум-сегменте 1,8 машино-места на квартиру как минимум.

В сегменте делюкс уже не менее 2 машино-мест на квартиру.

Кроме обеспеченности машино-местами существуют нормативы по размерам и габаритам машино-мест:

- в комфорт-классе строятся машино-места с расчетом на автомобили класса С;

- в бизнес-классе - на автомобили класса D;

- в элитном сегменте - на автомобили класса E.

Популярные