USD 81,25 ₽
EUR 86,95 ₽

Либеральное общество создали. А оно имеет привлекательный вид?

30 ноября 2016

Журнал «Конкуренция и рынок» № 4 (77) 2016 , статья "Что общего между гаражной экономикой и импортозамещением в России?" Федор Кудеяр

Накануне первого заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам Левада-Центр опубликовал результаты опроса по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Социологи исследовали ощущение ответственности у россиян. Согласитесь, вы не станете вести серьезные дела с человеком, у которого чувство ответственности притуплено в процессе воспитания в школе или «отбито» после столкновения с реалиями взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни, рождаемости, высокий процент разводов, высокий процент россиян, занятых в ненаблюдаемой экономике, и распространенность «серых» зарплат свидетельствуют о наличии процессов, делающих жизнь в России непривлекательной. Разве убежали бы 320 тыс. россиян из страны в 2015 г., если бы их дом — Россия — был благополучным?

Благополучие в дом вносят хозяин и хозяйка, которые ответственно подошли к созданию семьи и домостроительству. К сожалению, основная масса россиян имеет смутное представление о знаменитом «Домострое» XVII в., воспитывающем в народе чувство ответственности и сопричастности.

Социологи Левада-Центра на середину 2016 г. зафиксировали развитие чувства ответственности россиян (Ответственность и влияние. www.levada.ru. 13.07.2016). Может ли она работать? Вот некоторые цифры, которые позволяют оценить остроту конфликтов, происходящих в обществе:

- 70 % в полной мере чувствуют ответственность за то, что происходит в их семье;

- 21 % в полной мере чувствуют ответственность за то, что происходит у них на работе;

- 19 % в полной мере чувствуют ответственность за события во дворе и доме, в котором живут;

- 4 % в полной мере чувствуют ответственность за то, что происходит в их городе, районе;

- 3 % в полной мере чувствуют ответственность за то, что происходит в стране;

- 4 % в полной мере чувствуют ответственность за то, что происходит во всем мире.

Мы видим, как под влиянием либеральных идей у нас в стране сформировалось куцее общество потребления, которое только и ждет, как кто-то, и не понятно, за какие заслуги, создаст человеку-потребителю сытую жизнь.

А готов ли сам современный российский лузер хотя бы в мыслях к активным действиям, лежа на диване с пивком и чипсами? Его ответы дают представление об активности современных маниловых:

- 65 % считают, что в полной мере могут повлиять на то, что происходит в их семье;

- 19 % в полной мере уверены, что могут повлиять на то, что происходит на работе;

- 15 % - в доме и во дворе;

- 2 % - в городе и районе, стране и мире.

Резонно задать вопрос: в чем причина столь низкой ответственности россиян за свой город и нашу Родину, да и небольшого желания самостоятельно, не из-под палки действовать в интересах России? Ведь слабая мотивация налицо, и с такой мотивацией не только не развить внутренний туризм вокруг объектов культурного наследия, но зарастут поля, сгорят леса, зачахнет русская культура, нечего делать на спортивных соревнованиях и, конечно, на мировых рынках. Сейчас доля России в международной торговле не превышает 3 %. И желать большего от тихих, смирных и безынициативных людей было бы непростительно глупо. Люди явно находятся в ступоре.

Похоже, в России есть сила, превращающая в пыль человеческий капитал и природные ресурсы либо торгующая ими по бросовым ценам. Тут уместно сформулировать вопрос: кто сдерживает свободолюбивый русский дух предпринимательства в XXI в.? Вызовы и экономические кризисы подталкивают думающих людей дать честный ответ на этот вопрос.

Народы России с 1991 г. сформулировали для себя ответ на него и выбрали самозанятость. Сначала «челноки» насытили рынок ширпотребом и продуктами питания, которые таскали на себе; затем они научились импортировать товары морскими контейнерами, судами и самолетами: персональные компьютеры, телевизоры, телефоны, мебель, строительные материалы. Они создали торговые сети, построили гостиницы, открыли рестораны и кафе.

А в это время бывшая партноменклатура приватизировала советские заводы и фабрики, многие из которых довела до банкротства или примитивно сдавала в аренду. При этом она не стремилась развивать предпринимательский дух у своих работников, вкалывающих практически за мизерную зарплату. И зачем им воспитывать у народа финансовый интеллект и нежелательную инициативу, ведь тогда его сложнее будет держать в повиновении. Так бюрократия осуществила долларизацию экономики и взяла курс на сближение с Западом и создание в России общества потребления. Для этого во власти совершили рокировку и нанесли макияж комсомольско-партийным лидерам эпохи СССР. Но известно, ментальность и нравственность сложившегося человека моментально изменить не под силу никому. И общество стало интенсивно расслаиваться. Пока в России не появился влиятельный средний класс – есть так, подобие его, если из него исключить честно получающих большой доход чиновников.

Что же за слой общества выделился в России? Наверху бюрократия и аффилированная с ней элита делового сообщества, представленная в русской версии журнала «Форбс». Средний класс пропускаем из-за «тонкости» слоя. Ниже предприниматели, сумевшие создать успешные предприятия и удержать их на плаву более 10 лет благодаря своей энергии, таланту и финансовому интеллекту. Затем слой наемных работников — самый многочисленный слой — около 50 % населения. Ниже слой детей и престарелых. А в самом низу босяки и бомжи.

Точные цифры численности представителей слоев российские статистики не дают, так как децельный коэффициент в России превышает все нормы цивилизованных стран и уже приблизился к числу 26. Но статистики сигнализируют, что не знают, чем занимаются от 20 до 30 млн человек, или почти 40 % от общей численности экономически активного населения.

С одной стороны, приятно осознавать, что в России есть люди, пожелавшие махнуть рукой на бюрократов и собственников предприятий с низкими зарплатами, с другой — следует признать, что они работают в ненаблюдаемой экономике, где много криминала и не платятся налоги.

При этом собственники предприятий сообщают, как им трудно найти работников, и просят увеличить квоту на рабочую силу из стран СНГ. Однако иммигранты небыстро ассимилируются с россиянами, а значит — не станут считать благоустройство России своей целью.

Слишком сильное влияние бюрократии в экономике сдерживает инициативу предпринимателей по созданию новых рабочих мест и воздействию на систему образования в стране. Бюрократии уже сложно скрыть, что она проваливает подготовку ответов на вызовы, как в спорте (наглядные примеры провала национальной сборной по футболу на чемпионате мира во Франции и допинг-скандал), модернизации промышленности, коммерциализации результатов НИОКР и даже в системе образования.

Исследование Левада-Центра свидетельствует о подавлении бюрократией в народе таких важных качеств для осуществления реформ, как лидерство и дух предпринимательства. А разве достижимы экономические победы с людьми, не желающими надеть майку лидера?

Пока бюрократические уловки в экономике обходят 40 % активного населения России. Однако было бы правильнее, если бы бюрократия и предприниматели согласились бы выработать правила, выгодные обеим сторонам. Только честное сотрудничество и чувство патриотизма позволят сократить объем ненаблюдаемой экономики и повысить восприимчивость промышленности России к нововведениям.

 

Полностью статью читайте в журнале «Конкуренция и рынок» № 4 (77) 2016 , статья Что общего между гаражной экономикой и импортозамещением в России?

 

Популярные