У свободы слова должны быть границы: Европа расплачивается за свою толерантность

В прогрессивной, терпимой ко всему Европе нарастает конфликт с исламскими беженцами. Недавние инциденты в Париже и Вене – яркий тому пример. Для радикальных мусульман - несколькими неверными меньше, для борцов с исламофобией, мирных последователей этой религии, произошедшие теракты – это большой шаг назад. К чему может привести пропаганда европейских «ценностей», их навязывание людям с традиционными устоями, за что борется Старый Свет и в чем спасение от агрессивного джихада – в материале «Конкуренция и рынок».

Будьте как дома, но не забывайте, что в гостях

С таким наплывом мигрантов, какой наблюдается последние годы, Европа не сталкивалась никогда. Иностранных гостей, претендующих на европейское гражданство, условно можно разделить на два лагеря. Первые приехали, а кого-то привезли как дешевую рабочую силу из колонизированных стран несколько поколений назад. Вторые — современные переселенцы, в большинстве своем — мусульмане.

Из-за комплекса вины страны-эксплуататоры создали для мигрантов все условия, Европа стала пристанищем для бежавших из государств третьего мира. Но жить вместе становится все сложнее. На фоне последних событий самым ярким примером является Франция. 9% современного населения страны составляют мусульмане. Это французы в 4 или 5 поколении, и говорить им «в гости со своим самоваром не ходят» - не совсем уместно. Они не гости, но их «самовар» отличается. Они сохранили веру в Аллаха и пророка Мухаммеда, их шариат не согласуется с нынешними западными принципами. Власти Франции, в свою очередь, ставят светские законы выше божественных.

Алексей Юдин – историк, телеведущий: «Религия вне политики – это лозунг европейского модерна. Это такая «мантра», которая произносилась при каждом удобном случае. Но по сути это невозможно. Еще с древности все крупные цивилизации строились на том, что религия является основой какой-то крупной человеческой общины. Любой греческий полис основывался на почитании бога-патрона и культе предков. Отрицание этого считалось проявлением гражданской нелояльности. Как мы видим из практики 90-х и «нулевых», Европа старалась не признавать свои религиозные корни». 

Когда закон человека попирает закон Божий

Западом принято восхищаться. Оснований тому достаточно. Европа подарила миру много прекрасного. Вот только архилиберальная политика, а также проповедуемые сейчас «ценности», их навязывание людям традиционных взглядов, все чаще приводят к насилию. Один инцидент с участием радикала демонизирует всю мусульманскую общину.


Алексей Юдин:  «Цивилизованный метод решения проблемы пытались найти в 1980-х, утверждая поликультурализм: каждый живет по-своему, но признает ценности того общества и культуры, в которой существует. Не получилось. При этом в Европе очень много мирных исламских общин. Так родилась концепция евроислама - мусульмане, которые оказываются в Европе в качестве беженцев или еще как-то, интегрируются, принимают базовые европейские ценности и так далее. Этот проект так же не сработал до конца».

Благие цели, которыми оправдывали колонизацию, провалились - насильно мил не будешь. Люди, в чьи земли вторглись оккупанты, неся «цивилизацию» и знание, теперь оккупируют метрополию, не принимая ее тенденций. Им не понять, что однополые браки – это норма, что ребенок отныне просто гендер, что вера в Бога – почти анахронизм и поиграть на чувствах верующих вполне допустимо.

Алексей Юдин: «Франция с конца 18 века позиционирует себя как государство абсолютной свободы. Впервые в Европе закон о религиозных преступлениях,  святотатстве и богохульстве был отменен именно во Франции после революции 1789 года. С тех пор главная ценность Франции – это республика. И сейчас французы защищают ценности этой республики от тех, кто пытается создать там некий этно-религиозный «контр-общество», по выражению президента Макрона. Но ни в какой здоровой культуре, начиная с древности, оскорбительные образы, изображения, выражения, относящиеся к божеству, никогда не считались нормой и вообще допустимым. В той или иной мере это каралось гражданским законодательством».

Цель оправдывает средства?

Архилиберальная политика принесла свои плоды. Теперь коренным жителям приходится напоминать, чья на самом деле территория. Вот только цивилизованного разговора не получается, - в ход идут провокации.

В сентябре в Париже прошел судебный процесс по делу о теракте в редакции журнала «Шарли Эбдо», совершенном в 2015 году. По этому случаю, как и 5 лет назад, журналисты издания выпустили номер с карикатурами на пророка Мухаммеда. Провокация не осталась незамеченной – на двух сотрудников издания напал вооруженный топором исламист.
Скандальные карикатуры продемонстрировал на уроке «толерантности» учитель истории Самюэль Пати, а через несколько дней остался без головы - молодой радикально настроенный мусульманин казнил «неверного» традиционным для исламских экстремистов способом.

Алексей Юдин: «Это элемент французской культуры – шокирующий, провоцирующий, переворачивающий всё вверх ногами. Но провокаторами являются обе стороны — и те, кто рисует такие карикатуры, и те, кто отрезает головы и взрывает. Кстати, есть карикатуры и на Иисуса, но на них никто не обращает внимания. В советской России религия вообще преследовалась и даже уничтожалась, а антирелигиозные карикатуры были на каждом шагу. У нас есть свои мученики за веру, тем не менее, актов террора с их стороны не отмечено».

Архимандрит Алексий Ганьжин - заместитель председателя Синодального отдела РПЦ — председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии приводит слова Предстоятеля  Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла, отмечая, что лидеры традиционных религий признают необходимость установления в мире атмосферы взаимоуважения между всеми религиями и конфессиями, понимая опасность межрелигиозной и межнациональной вражды. С призывом к населению России и всему мировому сообществу признать высшей ценностью человеческого бытия религиозную толерантность постоянно обращается Русская Православная Церковь:
«Совесть в сердце человека, осознание связи каждой личности с Творцом — будь то христианин, мусульманин, иудей или представитель иной религиозной традиции — может преобразить отношения между людьми различных убеждений, стать решающим барьером на пути преследований и дискриминации по признаку принадлежности к религии.
Греховная гордыня может облекаться и в личину религиозности, когда человек считает себя верующим настолько, насколько глубоко и фанатично ненавидит тех, кто придерживается иных взглядов. Рост религиозного экстремизма является оборотной стороной радикального секуляризма — они едины в своих подходах к инакомыслию в попытках изменить окружающую действительность по примитивной схеме «свой-чужой».


«Победить ненависть может только любовь» (Будда)

Лидер Франции и его соотечественник ратуют за права человека и выступают против демонстрации религиозности на публике. Оппоненты верят во Всевышнего. Где найти точки соприкосновения?  Одним донести, что свобода слова нужна не для того, чтобы рисовать похабные картинки, другим — что жестокость и насилие - неадекватная реакция на провокацию.

Председатель Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин так формулирует цель мусульман: «Жить в мире со всеми народами и религиями, мирить, а не стравливать между собой людей, укреплять, а не разрушать веру, не поддаваться на провокации, не оскорблять чувств людей, принадлежащих к другим верованиям, не противоборствовать, а созидать. Мудрые правители должны осознать, какой высокий созидательный потенциал заключен в исламе. Мы способны внести и вносим реальный вклад в укрепление мира между народами, в установление реальной дружбы, добрососедства».


Архимандрит Алексий Ганьжин - заместитель председателя Синодального отдела РПЦ  - председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии: «Все выше сказанное свидетельствует о том, что и религиозные лидеры нашей страны, и простые верующие, принадлежащие к разным религиям и конфессиям, а также неверующие в массе своей считают мирное сосуществование религий, культур и народов важнейшим условием гражданского мира, процветания нашей страны и любой другой страны мира. Таким образом, никакой верующий человек, будь он христианин или мусульманин, не будет высмеивать традиционные ценности других конфессий. Ибо Бог есть любовь! Что касается политики властей Западных стран и вообще всех "власть придержащих" - оставьте " кесарю кесарево"... живите с Богом в сердце».

Саша Колесникова