USD 76,57 ₽
EUR 82,29 ₽

Создание индустрии туризма как вид творчества

5 апреля 2017

Накануне высокого туристического сезона полезно еще раз осмотреться и оценить, все ли в дестинации готово к приему туристов. Небрежение к мелочам сервиса турист замечает в первую очередь.

Эксперт в сфере туризма Сергей Ковалев согласился ответить на вопросы корреспондента журнала «Конкуренция и рынок». Нам думается, мнение эксперта дает объективное представление об индустрии гостеприимства в СЗФО РФ и подсказывает, где муниципалитеты теряют деньги.

КиР: Туризм превращается в высокодоходный бизнес лишь при настройке индустрии гостеприимства. В мире не было ни одного города, который был бы бедным при развитии в нем торговли. СЗФО РФ как дестинация обладает значительной туристической привлекательностью. Вы согласны с таким утверждением? Что же тогда сдерживает развитие туризма в СЗФО РФ?

С. К.: Я, конечно, с этим согласен, но давайте будем говорить о привлекательности на основе рейтингов, которых насчитывается десятки; это будет значительно более объективная оценка – взгляд со стороны. Я хотел бы привести здесь некоторые из них, характеризующие наш город и как дестинацию, привлекательную для рекреационных туристов и для участников деловых событий, и попробуем разобраться, опять же на основе рейтингов, что же привлекает в нашем городе его гостей.

Еще одно допущение – мы будем говорить о привлекательности города на традиционных рынках без учета известных событий 2014 г., которые очень существенно повлияли на эту привлекательность. Чуть позже я остановлюсь на произошедших изменениях, а сейчас, как водится у нас, говорим о последнем благополучном годе – 2013-м.
Питер, как дестинация, довольно высоко стоит в различных рейтингах. Так рейтинг 2014 г. «ТОП–100 туристических городов по посещаемости» (TOP 100 Cities Destination Ranking), который проводится Euromonitor International (Великобритания), располагает наш город на 55-м месте. Всего в нем представлено два российских города. Второй – Москва – на 24-м. Перед нами китайский Чжухай (Zhuhai), Торонто, Дели, Мумбаи, Сеул, Дублин, Мехико, Венеция и т. д. – вполне достойное соседство.



Если говорить о деловой репутации нашего города, то любопытно взглянуть на рейтинг ICCA (International Congress and Convention Association Rankings). Исследования организации основаны на собственной базе данных. Рейтинг охватывает организованные ICCA события, которые проходят на регулярной основе, с участием представителей не менее трех стран, и имеют не менее 50 участников. Санкт-Петербург в нем занимает 60-е место, Москва — 72-е, Казань —  319-е, Владивосток — 362-е.

Интересно, что в рейтинге «Семь чудо-городов мира» (New 7 Wonders Cities), который проводит швейцарский фонд New 7 Wonders, из российских городов присутствует только Санкт-Петербург. Список городов в этом рейтинге определяется на основе открытого голосования.
Что привлекает гостей в нашем городе можно понять из рейтинга Top–100 Art Museum Attendance, в котором на 13-м месте петербургский  Государственный Эрмитаж, располагающийся в нем даже выше известных московских музеев – музея Кремля (22 место) и Третьяковской галереи (29 место). В этом рейтинге присутствует и еще один петербургский музей – Русский музей, который находится в нем на 50-й позиции. Кстати в другом рейтинге – ТОП–25 лучших музеев мира (TOP 25 Museums World) – Государственный музей «Эрмитаж» и Зимний дворец занимают первое место!

Другой интересный рейтинг – ТОП–25 самых интересных объектов мира (TOP 25 The Most Interesting Places of the World) – в нем на 7-м месте находится наш Собор Воскресения Христова на Крови.

Теперь собственно об оценке привлекательности города, как туристской дестинации. В мировом рейтинге туристских направлений (World Destination) Санкт-Петербург находится на 16-м месте среди 25 лучших туристических направлений по всему миру. В аналогичном европейском – на 9-м, а в российском – на первом! Согласитесь – очень высокая оценка, особенно, если учесть относительную молодость открытости нашей страны остальному миру, положенную в 1970-х гг. подписанием хельсинских соглашений и закрепленную в начале 1990-х.

Так что с привлекательностью все в порядке. Вопрос в доступности, которая определяется законодательством, административной практикой, инфраструктурой, безопасностью, экологией, менталитетом местных жителей, который, в свою очередь, связан с уровнем доходов, образовательным уровнем, занятостью. То есть, если обобщить – политикой местных и федеральных властей в отношении развития туризма и осознания того, что туризм – это одна из приоритетных сфер экономики города и региона, развитию которой надо не просто не мешать, но и создать для нее благоприятные условия, особенно в части развития инфраструктуры, законодательства и административной практики, как это происходит в странах с наибольшими достижениями в этой сфере.



Отдельно стоит вопрос о туризме, как сфере регионального и интернационального экспорта, что совершенно недостаточно оценивается людьми, принимающими решения. Один только пример: доходы по операторским услугам американских гостиничных компаний сравнимы с нашими доходами от экспорта энергоносителей! А учитывая наш потенциал в развитии рынка гостиничных услуг и степень сетевизации гостиничного рынка РФ и наших соседей, мы могли бы развить этот бизнес и сделать его очень заметным в структуре ВРП нашего региона. А ведь все упирается только в принятие управленческих решений, цена которым – развитие экспортных возможностей региона!

Это – общее для СЗФО. Санкт-Петербург в нем стоит на особом месте, и даже если ничего не предпринимать, туристы здесь все равно будут (вспомним советские времена) – не в тех количествах, в каких хотелось бы, конечно, и не того качества (о качестве туризма – чуть позже). Что же касается всей остальной территории и городов СЗФО, то здесь на первый план выходят проблемы инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры (дороги, аэропорты, в том числе для малой авиации), придорожный сервис (в том числе кемпинги).
Особо надо отметить возможности СЗФО в части курортного туризма. Перед принятием известных ограничений для бюджетных работников и служащих по поездкам за границу через пограничные переходы в соседнюю Финляндию проехало около 8 млн чел. за год! Значительная часть с целью шопинга, но и недооценивать спрос на короткий, комфортный, безопасный, активный отдых не правильно. Финские власти оценивают доходы от обслуживания приезжающих к ним россиян около 2 млрд евро! Что может предложить СЗФО для этих людей? Либо несколько курортов с развитой инфраструктурой рядом с Санкт-Петербургом, либо отдых на природе с ограниченными возможностями для активности. Что мешает развитию курортов? Все те же проблемы доступности, инфраструктуры, менталитета, достатка и образа жизни удаленных от Петербурга территорий. Получается замкнутый круг: развитие туристской инфраструктуры требует спроса на нее со стороны туристов, а туристы не едут ввиду отсутствия инфраструктуры.

Есть два пути преодоления этого противоречия. Первый – пустить на самотек. Когда-нибудь в отдаленные районы придет бизнес, с ним денежные потоки, и появится спрос на инфраструктуру туризма. Второй, по которому пошли многие страны, включая ЕС, – создать преференции для развития некоторых отраслей (включая инфраструктуру туризма) и отдаленных территорий. 17 лет назад была принята соответствующая директива, создавшая у них такие благоприятные условия. Результат хорошо заметен: половина гостиниц в странах ЕС находятся в провинции (у нас – 70 % гостиниц находятся в двух городах – Москве и Петербурге); цены на гостиничное размещение ниже, а удельная оснащенность гостиничной инфраструктурой в 2,5 раза выше, чем в Питере. Кажущиеся потери бюджетов – только кажущиеся, так как доля доходов гостиниц в общих доходах участников рынка – около 25 %; таким образом, поощряя (в том числе налоговыми преференциями) развитие лимитирующего сегмента туристской сферы – гостиниц – создаются дополнительные денежные потоки на всех остальных участниках рынка и суммарный результат оказывается вполне позитивным. Мы это проверяли на инвестиционно-операционной отраслевой математической модели – результат подтверждается.



Есть еще третий путь – воспользоваться широкой сетью рек и озер Северо-Запада и запустить программы внутреннего круизного и индивидуального яхтенного туризма. В свое время морской круизный туризм стал очень заметной частью туризма в Питере. Хотя не могу не сказать, что принятое в свое время решение о возможности безвизового посещения Петербурга круизными и паромными туристами было очень правильным, но недостаточным, так как при высокой популярности нашего города в этом виде туризма (в 2013 г. мы были даже самым посещаемым круизным портом на Балтике, сейчас, правда, находимся на третьем месте) мы недооценили возможности получения значительно большего экономического эффекта созданием условий для того, чтобы Петербург стал местом начала и окончания круизов – для этого тоже нужно только принятие дополнений в закон о госгранице, и доходы от этого вида туризма увеличатся вдвое! А пока основные доходы от морских круизов извлекаем не мы… Я вообще считаю недальновидной позицию федерального руководства, настаивающего на паритетности визовой политики. В основе политических решений должны лежать экономические интересы страны, а не банальные амбиции, которые именуют государственными интересами! Односторонние меры по смягчению визового режима могли бы существенно изменить экспортно-импортный баланс туризма в нашу пользу и автоматически привели бы к аналогичным мерам со стороны тех стран, где наши туристы уже давно стали желанными гостями. Такие меры давно назрели для главных дестинаций России: Санкт-Петербурга, Москвы, Калининграда, Екатеринбурга, Сочи, Владивостока, Хабаровска… Турция, Израиль, Египет, Хорватия и многие другие страны давно это осознали и приняли соответствующие решения…

Что мешает в части внутреннего водного туризма? Прежде всего, отсутствие поощрительной государственной политики в пассажирском судостроении. Качество  нашего круизного речного флота давно зашкалило. Средний возраст судов перевалил за 35 лет! И если морское круизное судостроение нам уже не догнать, то речное вполне можно было бы осилить. Как и строительство скоростных судов. Еще 5-7 лет, и последние «метеоры» будут списаны, что резко ограничит доступность туристских дестинаций на Ладоге и в Финском заливе. Есть интересные проекты современных скоростных судов, но заказчиков на них не находится – не рентабельное это дело. К этому надо добавить внедрение схем государственно-частного партнерства в создание причальных сооружений и берегового сервиса в различных его видах – и лучше воспользоваться опытом соседей-финнов, у которых эта инфраструктура развита на совсем другом уровне. Совершенно не случайно значительная часть наших сограждан – владельцев маломерных судов – хранят и эксплуатируют свои лодки в соседней Финляндии – дешевле и комфортнее, чем у себя в Питере.

Еще одна реперная точка – речной круизный порт. Раньше он был в довольно комфортном месте – недалеко от ст. м. Ломоносовская. Сейчас на месте Речного вокзала высится жилой комплекс. Речной порт вынесен за пределы кольцевой автодороги, и как туда добираться бедолагам – круизным путешественникам по рекам и озерам России – кажется, никого не волнует.


Ну и, конечно, должна быть принята программа обустройства дорожной сети СЗФО придорожным сервисом. Есть достаточно простое решение – изменить региональные СНИПы по АЗС и ввести в них обязательное наличие средств размещения и минимального сервиса. Своего рода реинкарнация ямской системы и трактиров. Авто- и мототуризм сейчас на наших дорогах – занятие для экстремалов.

Все описываемые пути не альтернативы и должны осуществляться параллельно.
Если резюмировать, главные проблемы – административные: смягчение визового режима и процедур на границе, введение законодательства прямого действия, поощряющего развитие инфраструктуры, политическая воля городских и областных властей по развитию яхтенных стоянок и водных видов туризма, объединение усилий города и области по развитию курортного, оздоровительного и активного туризма.

Полную версию интервью с С. Ковалевым читайте в журнале КиР № 2 (91) июнь 2017.

Популярные