USD 96,10 ₽
EUR 105,49 ₽

История одного храма: церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

26 апреля 2020

Недалеко от Обводного, на улице Боровой, спрятанный под строительными лесами, возвышается храм Покрова Пресвятой Богородицы. С 2016 года религиозное сооружение находится на реставрации, но жизнь его не остановилась: церковь открыта для прихожан, службы идут своим чередом, а настоятель прихода - отец Александр ведет кропотливый поиск пропавшего иконостаса и восстанавливает утерянные страницы истории храма.

Воспитанный Торой, с Библией в сердце

Каждый дом Божий имеет свою уникальную и зачастую непростую историю. Как спасение от отчаяния, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой появился в не самом благополучном районе Петербурга. В конце 18 века территорию, где сейчас возвышается храм, занимал сосновый бор. Отсюда и название улицы – Боровая. Рядом – заводы, фабрики и частые спутники рабочих – пьянство и разгул. Социальные проблемы требовали решения, люди нуждались в духовной поддержке. Этим крепким плечом стал священник Сергий Слепян.

Он пришел в этот мир иудеем, а ушел истинным христианином. Урожденный Израилем Иосифовичем, Сергей Николаевич принял христианство под впечатлением от православного богослужения в Исаакиевском соборе. «Духовный поиск в итоге привел к протоиерею Никандру Брянцеву – миссионеру, который помогал иноверцам перейти в православие. При крещении Израиль Иосифович взял имя в честь преподобного Сергия Радонежского», - рассказывает о своем далеком предшественнике нынешний настоятель храма отец Александр Ежов.

Ценой смены религии стала семья. Ортодоксальные  евреи отреклись от «неверного» сына. Поддержала вера и любовь к людям. На бумагопрядильной фабрике Говардов на Обводном, куда устроился работать С.Н. Слепян, образовывается некое сообщество. Новоиспеченный христианин, чтобы обеспечить социальное благополучие среди рабочих, устраивал для них духовно-нравственные беседы, помогал осмыслить свою жизнь, привлекая для этого студентов и преподавателей Духовной Академии.

«…рабочие действительно воодушевлялись  и воскресали душой. Они бросали пьянство, начинали внимательно и с любовью относиться к женам и детям, отношения между товарищами становились дружелюбными, грубость и всякие ссоры искоренялись, и в общем вся жизнь этой огромной массы людей совершенно преображалась», - пишет о деятельности С. Слепяна Лев  Тихомиров в своей книге «Тени прошлого. Воспоминания».

Небольшая община быстро разрослась,  появилась необходимость в постройке храма. Идея совпала с интересами братства Пресвятой Богородицы, чьей целью  было распространение грамотности и религиозно-нравственного просвещения.

Участок № 52

Участок под храм предоставил С.Н. Слепян, он же организовал сбор средств на строительство. Фабриканты, рабочие и жители близлежащих районов активно подключились к пожертвованиям. Разработкой же проекта и воплощением его в жизнь занялся архитектор Николай Никонов – член братства Пресвятой Богородицы.

От закладки камня в 1890 году и до освящения главного, верхнего храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы прошло 7 лет. Нижний этаж церкви во имя святого мученика Вонифатия - покровителя трезвенников был завершен в 1893 году, а двумя годами ранее Сергей Слепян был рукоположен в священники Братской Покровской церкви - временного деревянного строения вблизи строящегося храма.

Смерть у алтаря

Конец 19 века ознаменовался подъемом миссионерства. Так, например, в только открывшемся храме для крещения иноверцев была устроена купель с пневматическим механизмом регулировки дна. Отец Сергий активно помогал сменившим веру, оказывал им духовную поддержку.

Но вместе с миссионерством в Петербурге развивается черносотенное движение. Отец Сергий подвергается притеснениям. «По жалобе одного священника, отца Сергия отстраняют от настоятельства и переводят в другой храм с запретом 2 года говорить проповеди», - рассказывает отец Александр о переломном периоде жизни первого настоятеля храма на Боровой.

Последние годы жизни отец Сергий служил настоятелем   Николаевской домовой церкви при Николаевском обществе презрения нищих.  Сердце настоятеля остановилось  17 февраля (2 марта) 1912 года в начале Великого поста во время божественной Литургии Преждеосвященных Даров.

Александр Ежов: «На его похороны собралось более 30 тысяч человек – это невообразимое количество для Петербурга того времени. Траурная процессия прошла от храма, где служил отец Сергий до  храма на Боровой, а потом отправилась на Волковское кладбище. Весь этот путь прихожане несли гроб на руках, а возглавлял отпевание Владыка Вениамин митрополит Петроградский и Гдовский».

Революция, война, баптисты

Благое дело отца Сергия было продолжено. Митрополит Вениамин Петроградский и Гдовский организовал в храме Общество помощи женщинам легкой социальной ответственности, возвращая заблудшие души к нормальной жизни, благословил возрождение братства трезвости во имя мученика Вонифатия.

Мирное существование общины нарушили большевики. В 1936 году церковь на Боровой закрыли, а годом позже расстреляли ее последнего настоятеля - протоиерея Леонида Дьяконова.

Во время войны пустующий храм использовался как газо- и бомбоубежище. После храм перешел Министерству культуры, залы церкви превратились в склады и багетные мастерские, а в 1989 году по решению Ленгорисполкома здание отдали под нужды евангельских христиан-баптистов. Лишь в 2012 году храм удалось вернуть Русской Православной Церкви.

Реставрация и поиск иконостаса

Закрывая храм, новая власть вынесла из него все ценности, в том числе главную достопримечательность - майоликовый иконостас. Чудо керамического искусства – произведение Н.Никонова, отлитое на фарфоровых заводах Кузнецова, увезли предположительно в музей истории религии и атеизма, который был открыт в Казанском соборе.

Сейчас о величие и красоте иконостаса можно судить лишь по фотографиям того времени и его точной копии, изготовленной промышленником без разрешения автора и увезенной в Париж на выставку русского искусства в 1900 году. Экспонат заметил полковник Рыковский - староста православного прихода в Мариенбаде, где по распоряжению Императора Николая II планировалась постройка церкви в честь князя Владимира. Пораженный красотой иконостаса, полковник выкупает его. «Благодаря этой истории у нас есть возможность видеть в живую точную копию нашего иконостаса, который, к сожалению, не сохранился, -  поясняет отец Александр. -  Тем не менее, мы предполагаем, что наш иконостас не был разбит, так как в процессе реставрации храма мы не обнаружили осколков. И по косвенным свидетельствам прихожан мы знаем, что иконостас вывезли, скорее всего, в Казанский собор, который после закрытия стал базой для музея истории религии и атеизма. Я думаю, что до 90х годов он там хранился».

Где сейчас находится оригинальный иконостас – неизвестно, но отец Александр и прихожане храма на Боровой не теряют надежды его найти. Пусть даже оставшиеся фрагменты и осколки, лишь бы большую их часть.

Отец Александр Ежов: «У нас есть несколько небольших фрагментов, которые нашел реставратор Казанского собора на чердаке и передал нам в храм. В настоящее время эти фрагменты находятся в постоянной экспозиции музея «Керамарх» в Петропавловской крепости. Но для реставрации всего иконостаса их недостаточно. Сейчас можно говорить только о реконструкции, но это будет уже новодел».

***

Нынешний настоятель храма возглавил приход в 2014 году. Дел здесь невпроворот: фасад находится на реставрации, внутренние помещения также требуют ремонта, но этот вопрос остро встанет после окончания внешних работ в 2022 году. Пока же, наряду с духовной деятельностью, отец Александр изучает архивы, пытаясь найти иконостас и потерянные иконы. «У нас нет документальных подтверждений, но, судя по времени написания, сюжетам и формам, несколько икон перешли в Благовещенский собор на Васильевском острове и уже стали достоянием того храма», - делится находкой настоятель.

Сейчас прихожан Покровской церкви на Боровой встречают лики большинства известных и почитаемых святых. Некоторые иконы содержат частички их мощей. Среди икон  - образы преподобного Александра Свирского, пророка Иоанна Крестителя, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Здесь же находится ковчег с мощами преподобного Антония Дымского – покровителя прихода и Сергия Радонежского, а в нижнем храме можно найти икону с мощами мученика Вонифатия.

Сам отец Александр тоже пишет иконы, которые можно увидеть во многих храмах страны. А после реставрации, быть может, одно из его произведений займет достойное место в собственном приходе или даже написанный им лик украсит разысканный иконостас.

 

Саша Колесникова

Популярные