USD 76,57 ₽
EUR 82,29 ₽

Где справедливость? Эрмитаж и РПЦ ищут компромисс в споре вокруг раки Александра Невского.

25 июля 2021

Кому принадлежит рака для мощей Александра Невского и у кого на нее больше прав – у Эрмитажа или у Александро-Невской Лавры? Церковь и музей конкурируют за право обладания мемориальным комплексом уже давно. С новой силой споры вокруг дорогостоящего религиозного объекта вспыхнули накануне празднования 800-летия святого князя. Подробнее – в материале konkir.ru.

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Здесь удивительным образом сочетаются многочисленные памятники разных эпох. Одним из главных символов города, где особенно прослеживается связь времен, является Государственный Эрмитаж. В музее собрано порядка трех миллионов экспонатов со всего мира: живопись, скульптура, археологические находки и многое другое. Но есть один экспонат, который давно не дает покоя религиозной общественности. Это серебряная рака князя Александра Невского.

Рака представляет собой уникальный барочный мемориальный комплекс из серебра весом 1,5 тонны. Изготовить саркофаг для хранения и почитания мощей князя Александра Невского повелела императрица Елизавета Петровна.

Изначально рака с мощами святого князя хранилась в Троицком соборе Александро-Невской Лавры и была доступна верующим для поклонения. Однако в 1922 году после Октябрьской революции большевики попытались осквернить святыню, - переплавить ее и продать серебро. Поскольку рака представляет собой настоящее произведение искусства, ее удалось перевезти в Государственный Эрмитаж. Оттуда она так и не вернулась на свое историческое место.

Сегодня вопрос о возвращении раки в Александро-Невскую Лавру как никогда актуален. В этом году отмечается 800-летие князя Александра Невского, прославленного в лике святых и особо почитаемого во православном мире. Для верующих людей рака - это не просто памятник искусства или музейный экспонат, это святыня, которая имеет свое особое предназначение.

«Конечно, рака должна быть к юбилею 800-летия празднования памяти святого благоверного великого князя Александра Невского возвращена на свое историческое место в Троицкий собор Александро-Невской Лавры. И если сегодня наш народ, церковь и государство признают святого благоверного князя Александра Невского национальным героем России, то нашим патриотическим и нравственным долгом почитания великого князя является возвращение раки, созданной для его мощей, в Александро-Невскую Лавру»,- объясняет стремление верующих церковный историк, публицист и общественный деятель Николай Симаков.

В том, что рака должна находиться в Лавре убежден и кандидат исторических наук Евгений Юркевич. Историк настаивает на том, что религиозный объект следует использовать по прямому назначению: «Считаю, что рака должна быть возвращена в Лавру и в ней вновь должны храниться мощи Св. Александра Невского. Да, в свое время Эрмитаж спас раку от уничтожения, спасибо им! Но теперь настало время вернуть раку в храм. В Эрмитаже она стоит просто как экспонат, а должна использоваться по прямому назначению в храме».

Между тем, руководство РПЦ, похоже, не так радикально в вопросе возвращения раки и готово принять от Эрмитажа не подлинник, а точную копию религиозного объекта.  Ранее об этом заявлял наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий: «Конечно, если не найдется у нас какого-то компромисса, чтобы эта рака вернулась в Александро-Невскую лавру, то, может быть, я не знаю, это уже не в моей компетенции, может быть, тогда будет возможность изготовить действительно настоящую копию. Но копию не посеребренную из пластмассы, а копию настоящую. Только в таком случае я как наместник и братия, только в таком случае, наверное, мы можем согласиться на этот компромисс». /цитата по Интерфакс/.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский еще в 2013 году говорил, что музей и рад бы сделать для церкви реплику надгробия, но у него нет на это 330 млн рублей и предложил священнослужителям организовать сбор средств на эти цели. Деньги в итоге собраны не были.

Нежелание Эрмитажа возвращать мемориальный комплекс Лавре тоже можно понять. Если бы сотрудники музея не спасли раку в советские времена, причем, дважды. То этой раки не было бы сейчас в принципе. «Спасти ее было не просто, - рассказывал директор Эрмитажа Михаил Пиотровской в интервью Российской газете. -   Первые лица музея при этом рисковали своими жизнями и свободой».
Для спасения этого мемориального комплекса Эрмитаж «откупился» частью своей коллекции, -  взамен раки были уничтожены многие музейные вещи. Поэтому музейщики считают, что рака должна остаться в Эрмитаже.

«Было бы странно Эрмитажу, спасшему раку от уничтожения, переплавки ее в советское время, соглашаться оставить себе лишь копию. Конечно, мы считаем, что рака как памятник ювелирного искусства, русской истории и культуры, должна остаться в музее. А копию, изготовив, можно передать церкви, чтобы она украшала мощи св. Александра Невского. Серебряное украшение раки - музейная вещь. И потому что изготовлено из первого русского серебра. И потому что это настоящий культурный шедевр раннего русского ювелирного искусства. И именно в этом качестве была спасен музейщиками Эрмитажа». /из интервью Михаила Пиотровского «РГ»/.

Православные почитатели святого князя Александра Невского настаивают на своем и, как будто, абстрагировавшись от финансовой стороны вопроса. Для них местонахождение всего мемориального комплекса - дело принципа. Все же он создавался для мощей небесного защитника Санкт-Петербурга – князя Александра Невского.

«Мое личное мнение, как священника и просто человека – императрица Елизавета Петровна создавала эту раку именно в дар для конкретного святого, для конкретного монастыря. Поэтому, тут даже не должно возникать вопроса «нужно или не нужно передавать раку в Александро-Невскую Лавру». Любой православный человек и, тем более, священник, понимает всю сакральность и значимость этой раки и будет только за то, чтобы любой человек мог прийти в Александро-Невскую Лавру и увидеть эту красоту. Понимать, что для святого человека императрица сделала одну из самых дорогих вещей, драгоценную раку для нашего небесного защитника – Александра Невского. Мы с вами знаем множество других святых, у которых есть красивые раки для мощей, в драгоценных камнях, металлах, но красота этого изделия несопоставима, наверное, ни с чем. Конечно, музей можно понять, что они хотят оставить раку себе, но все-таки должна быть справедливость и необходимо вернуть ее в Александро-Невскую Лавру, тем более в такой знаменательный год», - считает настоятель храма Св. благоверного вел. князя Александра Невского в Усть-Ижоре иерей Сергий Боднарчук.

В настоящее время часть мемориального комплекса (надгробие) находится на реставрации. Процедура займет еще несколько лет. Останется ли мемориал в коллекции Государственного Эрмитажа или все-таки мнение общественности будет услышано, и раку вернут на ее историческое место - покажет время. Но очевидно одно - пока рака будет музейным экспонатом, споры о ее местонахождении не закончатся.

 

Елена Лаптева

Популярные