USD 76,57 ₽
EUR 82,29 ₽

Эрмитаж впервые представил уникальную коллекцию церковных облачений

5 мая 2021

Главный музейный комплекс Петербурга представил коллекцию  православных церковных облачений XVII – начала ХХ века. Выставка приурочена к 80-летию Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Разместилась экспозиция в новом зале – отреставрированной Малой церкви Зимнего дворца. О том, как собиралась коллекция, о самых интересных экспонатах, об удивительных открытиях реставраторов – в материале konkir.ru.

Коллекция православных церковных облачений Эрмитажа насчитывает порядка 300 экспонатов, собранных из церквей и храмов разных городов России. Формировалась коллекция совершенно случайно. Какие-то вещи достались Эрмитажу из музейного фонда, куда  попали после революции и закрытия храмов.  Другие экспонаты привезли из экспедиций по сбору памятников народного и древнерусского искусства. Ряд вещей  передали знаменитые коллекционеры  – Федор Плюшкин и Иван Гальнбек.

«К сожалению, при этом утрачивалась история их происхождения. Как правило, связать вещи с определенными храмами или городами не удается.  Разве что по случайно обнаруженным архивным документам, либо в отдельных счастливых случаях с помощью вкладных дарственных надписей на подкладках церковных облачений», - рассказывает Ирина Кузнецова - хранитель коллекции, куратор выставки и старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа.

По надписи на подкладке удалось восстановить происхождение одного из самых примечательных экспонатов коллекции – роскошного облачения священника из белого муара.  Оказалось, что фелонь и епитрахиль сшиты из подвенечного платья императрицы Александры Федоровны – жены Николая I.

Ирина Кузнецова – куратор выставки: «Император Николай I  вступил в брак с дочерью прусского короля в 1817году. Тогда же было исполнено роскошное подвенечное платье из белого муара, расшитое металлической нитью в господствующем тогда стиле – классицизм. Естественно, что подвенечное платье надевалось один раз на торжественную церемонию. После этого оно было уложено в сундуки и пролежало там до 1842 года, когда было пожаловано в один из храмов и там перешито в роскошное облачение священника. Подобная традиция на Руси существовала издавна. Она прослеживается еще в 17, 18 веках. Отчасти это объясняет, почему до наших дней не дошло ничего из парадных платьев императриц Елизаветы Петровны, ЕкатериныII, хотя их гардеробы славились своим богатством. И только по перешитым облачениям мы можем отчасти составить представление об их парадных платьях и характере отделки».

Отметим, что экспозиция представляет далеко не все предметы коллекции. Некоторые из них подлежат реставрации и пока не готовы предстать перед публикой. Другие – ожидают свой черед, – в сентябре будет проведена ротация экспонатов, а через три месяца еще одна. Замена объясняется тем, что ткани  не выдерживают длительного экспонирования (свет разрушает ткань), и по музейным инструкциям предметы одежды  могут экспонироваться не более трех месяцев.   Выставка православных церковных облачений заняла помещения Малой церкви Зимнего дворца до 13 марта 2022 года, но если вызовет интерес посетителей и экспертного сообщества, руководство Эрмитажа рассмотрит возможность ее  повторить.  

Выставка церковных одеяний православных священнослужителей стала первой экспозицией в помещениях отреставрированной Малой церкви Зимнего дворца во имя Сретения Господня. История этого домового храма уходит в годы правления Анны Иоановны. Еще до того как был отстроен Зимний дворец, императрица распорядилась возвести здесь церковь. Архитектором святыни стал  российский зодчий итальянского происхождения Бартоломео Растрелли.

Изначально церковь была больше и занимала площадь 460 кв.м. В процессе строительства Зимнего дворца Растрелли сделал перепланировку, исключив из площадей церкви ротонду и лестницу. Таким образом, к завершению строительства Зимнего, церковь обрела свои нынешние габариты -  115 кв.м. Сейчас, после нескольких крупных реставраций, посетители Эрмитажа могут увидеть малую церковь практически такой же, какой она была изначально.

«Все последующие после строительства реставрации имели задачу сохранить все в прежнем виде. В 1826 году Шарлемань Второй производил реставрацию, сохранив все, кроме паркета. После пожара Николай I  захотел видеть церковь в прежнем виде. Император даже сам делал наброски, вспоминая где, что и как находилось», - рассказывает Людмила Акмен – заведующая сектором научной реставрации, врио главного архитектора Государственного Эрмитажа.

Специалисты затрудняются точно сказать, сколько реставраций пережила Малая церковь. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что первую крупную реставрацию провел архитектор Людвиг Шарлемань Второй. Потом была реставрация после пожара 1837 года, работы возглавил Василий Стасов. Свою лепту в облик Малой Церкви внес и Николай Крамской. Далее последовала послевоенная реставрация и, наконец,  нынешняя.

Людмила Акмен: «Это условно пятая крупная реставрация. Это то, о чем остались хоть какие-то документы. Но при расчистках здесь кое-где обнаружено до 13 слоев, причем несколько слоев золота. Поэтому,  сколько здесь было поновлений, сказать сложно».

Реставрации, начавшейся в 2017 году, предшествовали длительные научные исследования, после чего  был выполнен проект восстановительных работ. Благодаря сохранившимся фотографиям, специалисты смогли воспроизвести интерьеры церкви и ее деталей.  Реставраторы установили, что предшественники сделали перепланировку, заложив проем в ротонду, где ранее был вход в храм. Дверь же перенесли на северную стену.

«Когда начались реставрационные работы, никто даже не ожидал такой сохранности исторической отделки. Были данные, что сохранился золотистый плафон, он был закрашен водорастворимой краской, но в каком состоянии он находится, сказать было невозможно. Оказалось, что он в прекрасной сохранности. Фактически все реставрационные  мероприятия были сведены к расчистке и укреплению. Сохранена оригинальная настенная  живопись. Это не воссоздание. Послевоенные реставраторы сделали ее консервацию, покрыв слоем шеллака. Эта пленка позволила сохранить авторскую живопись, которую  потом реставраторы ювелирно расчистили»,- прокомментировала ход работ врио главного архитектора Людмила Акмен.

Но и это еще не все находки. Специалистам удалось раскрыть старое золото, которым отделан интерьер церкви.  Детали специально не стали дозолачивать, сохранив благородный блеск темного драгметалла, который свидетельствует о подлинности  отделки.

После революции малая церковь Зимнего дворца больше не функционировала. По окончанию войны в помещениях церкви проводились временные выставки. Потом и вплоть до 2016 года здесь разместились художественные мастерские. Теперь же  домовая церковь вновь открыта – только не для прихожан, а для гостей Эрмитажа.

 

Александра Корнева

Популярные