С начала СВО в Украине в 2022-м году российская культура оказалась зажата между двух «отмен»: российские деятели искусства попали под пристрастное внимание политиков и бдительных граждан как за рубежом, так и в самой России. Действительно ли возможно «отменить» российскую культуру и почему её критикуют за рубежом? К чему может привести борьба с инакомыслием в искусстве внутри страны? Разбираемся в материале на портале – konkir.ru
Искусство, как часть культуры, формирует национальный характер. При этом локальная культура оказывает влияние на мировую. Общеизвестные произведения искусства считаются продуктом интеллектуального труда всего человечества, но также и носителями индивидуального культурного кода.
В нынешнем глобальном мире с современными средствами связи и передачи информации ограничить взаимопроникновение разных культур невозможно, но с помощью неё можно оказать влияние на национальный характер других народов. В наши дни такое влияние достигается не только с помощью произведений искусства, но и политической пропаганды.
«Искусство имеет непосредственное влияние на национальные характеры, поскольку хранит историю и традиции народов, а также является индикатором идентичности той или иной этнической группы. - говорит композитор и философ Семён Кривенко-Адамов, - В России около 180 народностей, и секрет успешной жизни в пределах одного государства заключается прежде всего во взаимоуважении традиций, культуры и искусства, созданные каждым народом независимо от его численности. В России проводятся ярмарки народного промысла, фестивали и соревнования. Всё это огромные усилия, которые помогают почувствовать народу свой вклад в судьбу великой страны, а успехи России ощущаются всем населением. Поэтому, когда борец из Чечни или Дагестана побеждает в соревнованиях, а крымский пианист получает Гран-при заслуга успеха принадлежит всей стране».
Попытки ограничить или даже запретить культурное влияние со стороны других стран предпринимаются, потому что культура влияет абсолютно на все сферы жизни общества. В том числе и на, казалось бы, такую далёкую от искусства область, как экономика, считает нейропсихолог, к.э.н., советник российской академии естественных наук Наталья Каурова: «Искусство и культура - это основание, на котором строится национальный характер, национальная идентичность и государственность, общественные отношения, которые определяют и более земные сферы, такие как экономику и финансовые рынки. В 2013 и в 2016 я опубликовала две научные монографии, в которых по результатам проведенного исследования наглядно показала, что именно культура является тем самым ядром, которое обеспечивает устойчивость финансово-экономической системы и, несмотря на внешние угрозы и вызовы, поддерживает согласованное поведение в национальных интересах».
После начала боевых действий в Украине во многих странах, которые в РФ называют «недружественными», попытались запретить выступления артистов, выставки и показы, которые так или иначе связаны с Россией. У этого процесса даже появился термин: «отмена культуры».
Одними из первых с «отменой» российской культуры столкнулись дирижер, руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев и оперная певица Анна Нетребко. После отказа артистов публично осудить действия российских властей, контракты с артистами разорвали Баварская и Метрополитен-опера, Мюнхенский филармонический оркестр и Карнеги-холл. Позже Нетребко попыталась дистанцироваться от российской политики и через некоторое время ей удалось продолжить свои выступления за границей.
Одна из самых агрессивных кампаний по «отмене» российского искусства в 2022 году прокатилась по Польше. Местный министр культуры Петр Глиньский заявил, что российская культура «должна исчезнуть» из «общественного пространства»: «Мы ценим достижения этой культуры в музыке или литературе. Они на высшем уровне, но мы имеем дело со страной, которая сошла с ума».
В польской Национальной опере отменили премьеру «Бориса Годунова» Мусоргского. Сразу в нескольких городах страны отказались от показов российских картин в рамках кинофестиваля «Спутник». Кроме этого в Польше отменили гастроли российских пианистов-лауреатов престижного Шопеновского конкурса, свернули совместные научные программы, остановили академический и культурный обмен.
По мнению художника-иллюстратора Николая Тимофеева, «отменить» какую-либо культуру невозможно и то, что мы наблюдаем в некоторых странах по отношению к российскому искусству, представляет собой часть международного культурологического развития: «Искусство может подвергаться критике или изменениям в зависимости от общественных трендов. Но говорить о полной отмене русского искусства было бы неправильно. Искусство всегда будет существовать, но оно может изменяться и трансформироваться под влиянием социальных, политических и культурных факторов, это нормальный и естественный процесс, просто этот виток эволюции оказался чуть радикальнее».
«Отменить достижения и результаты искусства вне зависимости от его национального признака невозможно, как невозможно отменить Луну, - поясняет международный общественный деятель, литератор и журналист Андрей Кашкаров, - никакой «отмены» русского искусства в мире не происходит и это ясно каждому, кто до сих пор выезжает за пределы России, а не пользуется эпистолярными выжимками доморощенных «диванных аналитиков», наперебой желающих самовыразиться в пиетете к властной вертикали. Проблема действительно надумана. Культуру можно лишь частично игнорировать, замалчивать, подменять паллиативом или мимикрией. При этом в административном ограничении теряет, прежде всего, не культура, а тот народ, которому ограничивают мировоззрение об альтернативных источниках культуры. В любом случае это делают люди неумные, хотя, надо признать, верные власти, тонко чувствующие, как флюгер, направление ветра от высшего государственного источника».
Свойства искусства, совмещённые с современными возможностями медиа таковы, что бойкотирование культуры тут же превращается в постмодернистский перфоманс и становится частью культурной парадигмы, считает нейропсихолог, к.э.н., советник российской академии естественных наук Наталья Каурова: «По сути, само человечество в созданной им системе мировоззрения и миропонимания, образования, науки, производства и культуры, институтов, национальных геополитических образований и породило те силы и тенденции, с которым сейчас пытается бороться. Это коллективный процесс, занявший тысячелетия. И сейчас ответственность каждого состоит в том, чтобы осознавать его влияние и отвечать за экологичное проявление поднимающегося через него материала в мир».
В США бойкотируют еду, которая ассоциируется с Россией. Например, в некоторых барах из названия коктейля Moscow Mule убирают слово Moscow. В Париже и городах Канады в меню ресторанов сокращают или переименовывают традиционное канадское блюдо путин (poutine).
В нью-йоркском Метрополитен-музее поменяли национальность именитых художников из российской империи: Архип Куинджи, Илья Репин и Иван Айвазовский стали украинцами. Амстердамский Эрмитаж разорвал отношения с Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Некоторые города-побратимы российских городов в ЕС, США и Австралии в одностороннем порядке отменили этот статус. И это лишь малая часть «отмен» всего, что ассоциируется с Россией, которые прокатились по планете. Что же послужило триггером этого процесса?
«Это политика. И это ненависть с признаками разжигания межнациональной розни. Пока будет противостояние политическое – ему будет соответствовать «противостояние» культур, то есть, культуры будут противопоставляться. - объясняет международный общественный деятель, литератор и журналист Андрей Кашкаров, — это всё очень субъективно, но надо признать – с помощью методов пропаганды может оказывать влияние на мало образованные слои социальных страт. Культуры не могут сталкиваться <…> Потому что любая культура – это придуманный мир, особое видение, самовыражение и эмоции, приходящие не из материального мира. А вот политика вполне может быть ангажированной и сталкивать между собой и культуры, и людей – своих адептов. <…> При этом ограничения культурных контактов, спровоцированных по недомыслию бескультурными и ангажированными политиками, влияют только на «нижние слои» обывателей (и ими поддерживаются), то есть теми, кто и в лучшие времена культурой (особенно других народов) систематически не интересовались и даже видели в ней ненужность».
Российские политики зачастую противопоставляют отечественную культуру современным западным ценностям, говоря об опасности и разрушительности того, что транслируется с условного Запада. Почему культура РФ оказалась противопоставленной современным тенденциям западного общества?
«В российском обществе появление дискурса об опасности западных ценностей можно объяснить несколькими факторами.- говорит художник-иллюстратор Николай Тимофеев, - Во-первых, исторически российская культура всегда стремилась к самобытности и сохранению уникальных традиций. В таком контексте влияние западной культуры может восприниматься как угроза сохранению самобытности и идентичности. Во-вторых, политические и социальные конфликты могут способствовать выводу на первый план различий в ценностях и культурных аспектах».
«Опасность западных ценностей в том, что они навязывают нам полный распад семейных устоев (гомосексуализм, отсутствие авторитета родителей, насилие в семье), отсутствие мудрости, как таковой (беспорядочные половые связи, отсутствие цели в жизни, потребительское существование), пренебрежение религиозными правилами (откровенное глумление над служителями церкви).- считает владелица центров эстрадного мастерства «Эмюзиан» Анна Аветисян. - Мы это видим через фильмы, снятые ими, которые становятся популярны у нас в стране, за счёт бешеных денежных вложений. Может ли тут не быть замешана политика при таких масштабах? <…> Всё это становится популярным в сети, на это смотрят дети, которые вечно с телефонами в руках. И откуда это всё? <….> Восток со своим многожёнством – это странно. <…> Но они не пропагандируют это на нас через искусство. Нет такого массового вовлечения в этот образ жизни, так как его никто не проталкивает к нам через фильмы или музыку. <…> У нас популярно именно западное искусство, их фильмы и музыка, только потому что это транслируется на нашу страну и наших детей с невероятной мощью. Спонсируется очень влиятельными людьми. И не понятно, правда ли они такие, или снимают это, чтобы портить определённую часть населения».
При этом многие общественные персоны в Европе и США посчитали отказ от русской культуры неприемлемым. Например, уполномоченная правительства Германии по правам человека Луиза Амтсберг высказывалась, что устраивать бойкот искусству и убирать с полок магазинов произведения Достоевского и Толстого неправильно. Министр культуры Италии Дарио Франческини заявлял от имени своего государства об отказе поддерживать любые ограничения на русские произведения культуры. Против «отмены» выступил и медиамагнат Майкл Блумберг.
«Почему для данного явления было выбрано наименование cansel («отмена»)?– задаёт вопрос писатель Никита ван Лахти. - Можно допустить, что слово «бойкот» уже устарело, но почему, например, не более уместное «delete» («удаление»)? Тут мы имеем дело с продуманным неймингом. Ведь слово cansel было выбрано не просто из английского языка, а для более удобного усвоения в современном обществе именно из компьютерного языка, где соответствующая кнопка выполняет функцию – отменить операцию, прервать какое-либо действие, не дав ему свершится, либо отменить какое-либо уже совершенное действие, вернувшись к исходному варианту. <…> Но если проанализировать, как на Западе, в частности в США, используется данное явление, можно заявить, что ему куда больше соответствует определение «культура забвения». Показательные примеры – это переделывание, ставших уже классикой произведений искусства, таких как фильм «Унесённые ветром», где под предлогом борьбы с расизмом вырезаются определенные сцены. На самом деле, это не что иное, как чистка истории, то есть, преступники, захотев стать респектабельными людьми, подчищают свою биографию. Под красивой вывеской «отмены расизма» де-факто происходит «забвение расизма». Ведь очевидно, что, например, подпадающие под воздействие отмены книги Уильяма Фолкнера, хоть раньше и отражавшие определённые взгляды на реальность (возможно просто правдиво без лицемерия отображавшие её), сейчас не могут оказать ни малейшего расистского влияния на общество. Напротив, они сохраняют в себе память об эпохе, за которую американцам должно быть стыдно, именно поэтому они хотят вымарать из книг и фильмов всё, что может дискредитировать их как нацию – лишить того самого морального авторитета, который им необходим, чтоб диктовать свои правила другим. Поэтому словосочетание «культура забвения» (помимо того, что это само по себе является оксюмороном, так как слово «культура» имеет довольно устойчивые коннотации со словом «память») Западу совершенно не подходит, так как, например, «забвение расизма» (чем по факту определённые действия и являются), вызвало бы страшное негодование в обществе. <…>Ещё в начале двадцатого века всем известные психоаналитики той эпохи доказали, что человек способен вытеснить из сознания любой опыт, если он был травмирующим. Уверен, что в начале двадцать первого века некоторые современные экспериментаторы решили, что этот закон так же верен и для психологии масс. Необходимым для этого условием является, чтоб глобальный носитель культуры (в данном конкретном случае российское государство, как носитель русской культуры) воспринимался как субъект, травмирующий некое мировое социальное общество (читай западную цивилизацию). То, что России для этих целей в западных государствах создается соответствующий имидж широко известно».
Впрочем, необъяснимыми остаются масштабы «отмены» собственной культуры внутри страны. Многие российские знаменитости, артисты, деятели культуры, кино и спорта призвали к прекращению боевых действий, мирным переговорам или заявили о солидарности с украинцами в социальных сетях в первые же дни после начала СВО. В дальнейшем им пришлось оставить занимаемые посты и должности, уйти со сцены, закрыть проекты, а то и вовсе уехать из России, либо примерить на себя плашку иноагента.
Высокопоставленные чиновники, в частности спикер Госдумы Володин, публично призывали увольняться не поддержавших СВО деятелей искусства. Исчезновение с афиш артистов, не согласных с российской политикой в отношении Украины, в Минкультуры объяснили общественным запросом. Депутат ГД Майданов предложил запретить проводить концерты и присутствовать в радиоэфире артистам, объявленным иноагентами.
Покинули свои посты директор Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская и руководитель театра им. Маяковского режиссёр Миндаугас Карбаускис. Уволены худруки Театра им. Вахтангова Римас Туминас (у которого также отозвали премию правительства РФ в области культуры), «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, «Современника» Виктор Рыжаков, а также руководитель «Гоголь-центра» Алексей Агранович.
Отменены спектакли Райхельгауза «Ангелы вышли покурить», «Войны и мира» Туминаса и «Бориса» Дмитрия Крымова. У последнего режиссёра остановлена работа над всеми постановками в московских театрах, а другие удалили его имя из программок. Имена режиссёров также исчезли в программках «1914» Александра Молочникова и «Леса» Кирилла Серебренникова. С афиш исчезло имя писателя и драматурга Бориса Акунина. Основная российская театральная премия «Золотая маска» вообще исключила номинации для драматургов и режиссёров.
Прекратить, приостановить или ограничить выступления были вынуждены множество музыкантов. Как правило, концертные площадки просто отказывали им в аренде залов без объяснения причин.
Например, перестали выступать в РФ группы «Аквариум» и «Машина времени», а их солистов позже объявили иноагентами. Свернула концертную деятельность и покинула страну группа «Би-2», уехал популярный рэпер Моргенштерн (признан в РФ иноагентом), отмены концертов коснулись групп «ДДТ» и «Сплин».
На внутреннем кинорынке в прокат не вышли фильмы «Ампир V» Виталия Гинзбурга по роману Пелевина с участием рэпера Оксимирона (признан в РФ иноагентом), «Просточеловек» с Чулпан Хаматовой, «Я иду играть» Тимура Бекмамбетова и «Капитан Волконогов бежал» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой.
Отменён именитый фестиваль «Кинотавр». Его владелец российско-украинский кинопродюсер Александр Роднянский осудил СВО, свернул все проекты и продал бизнес в РФ.
Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по обращению депутата ГД Александра Хинштейна, который разглядел в очертаниях картины Олега Кулика «Большая мать» пародию на монумент «Родина-мать зовёт». В 2022 году отменена выставка в рамках «Биеннале современного искусства», собравшая работы современных российских художников в Новой Третьяковке на Крымском валу: Минкульт посчитал, что уровень «целого ряда работ» «не соответствует» уровню площадки.
Это, разумеется, не весь список «внутренних отмен», но даже по приведённым случаям становится очевидно, что преследованию и запретам подвергается искусство и его носители, которые либо своим творчеством, либо взглядами противоречат политическому мейнстриму.
Любопытно, что это правило становится равноприменимым, как внутри России, так и за её пределами.
«Поскольку образование культурой - есть влияющий и трансформирующий разум процесс в любом социуме, то запретить или ограничить культурные связи с другой страной – значит (для политиков и администраторов высшей сферы управления государством) уменьшить влияние ценностной составляющей извне, то есть буквально изменить поведение граждан внутри страны. Этого и добиваются. - убеждён международный общественный деятель, литератор и журналист Андрей Кашкаров. - Страны и нации, уверенные в своем «завтрашнем дне», своей шкале ценностей, вовсе не нуждаются в том, чтобы ограничить культуру соседа, вполне пользуясь гениальным выражением академика АН СССР Д. С. Лихачёва «нельзя уважать себя, не уважая соседа». Им русская культура не грозит и её [их личную культуру – ред.] никак не ограничивают. С другой стороны, страны вроде России с её нынешним курсом, вечно опасающиеся изменения авторитарного курса влияния, обеспокоены и тем, чтобы это влияние никак не попадало в страну «извне», поскольку они хотят всё контролировать, то именно поэтому ограничивают как мессенджеры, так и культурные мероприятия, редакции свободных изданий и культурное наследие свободолюбивых стран – чтобы исключить заразительный эффект свободы. Как некогда при Наполеоне пытались ограничить проникновение французской национальной культуры в другие страны на манер запрета экспорта революций».
«Культурное многообразие – это процесс, способствующий эволюции и развитию. В закрытых культурных системах нарастает напряжение, - предупреждает нейропсихолог, к.э.н., советник российской академии естественных наук Наталья Каурова, - односторонность культуры влечёт за собой существенные кардинальные исторические изменения. В бессознательном людей, живущих в такой односторонней культуре, может возникать компенсация, которая неизбежно приведёт к неминуемым системным трансформациям. Поэтому разнообразие культур важно и ценно для мира и для развития».
Все деятели искусств в России на данный момент разделились на два лагеря: на тех, кто публично выступил против СВО и тех, кто продолжает полноценно трудиться внутри страны. Вероятно, такую масштабную и древнюю культуру, как российская, действительно, невозможно ни отменить, ни подвергнуть забвению – не извне, не изнутри. Искусство изменится и трансформируется под влиянием обстоятельств, но всё равно проявит себя. Вот только способ этого выражения, как это уже бывало много раз, может оказаться чересчур яростным и опасным.
Сто лет назад созданием новых, лояльных властям, культурных форматов занимались большевики, а до этого неугодные произведения запрещала имперская цензура. Российское искусство живо, а вот ни царской власти, ни советской больше нет.
Также нужно учесть, что всё это происходило в эпоху без интернета и современных средств записи видео и аудио. Сейчас процессы ускорились, а чтобы высказать миру свою точку зрения о происходящем посредством искусства, нужен только личный блог и доступ в Сеть.
Творчество найдёт выход из любых внешних обстоятельств, которые желают подчинить его. При необходимости диссиденты вспомнят эзопов язык, а самых грозных политиков и военачальников высмеют с помощью мемов или стишков-пирожков. Но если искусство долгое время подавлять, не давать ему выход, игнорировать или контролировать, оно может стать по-настоящему агрессивным и разрушительным для той среды, в которой ему приходилось бороться за выживание.
Игорь Прусаков
Фото: unsplash.com