В арт-пространстве «Новое крыло» Дома Гоголя открылась выставка «Про Город». О чём она – рассказываем в материале портала konkir.ru
Посетителей выставки «Про город» приглашают погрузиться в урбанистическое пространство и синхронизировать темп своих мыслей с ритмом оживлённых улиц, создавая свою собственную гармонию из слов и звуков.
Среди экспонатов можно увидеть похожие на многоэтажные дома фигурки из дерева и прочитать опубликованные на стенах стихи Анны Векшиной. В форме живописи и коллажей в залах показаны фрагменты городской жизни в инсталляциях Марии Артемьевой, коллажах Виктории Поповой и документальной анимации Вари Яковлевой.
Создатели экспозиции проводят параллели между мегаполисом и живым океаном из романа Станислава Лема «Солярис». Город предстаёт единым организмом с собственным сознанием и стремлением общаться. В фотографиях Кати Садовниковой можно разглядеть как в надежде на максимальный контакт мегаполис строит своё население из копий одного и того же человека.
Творческий проект Тины Шибаловой показывает как именно можно отладить общение с городом, доверяя окружающему пространству ответы на свои вопросы: «Однажды я придумала для себя метод: «каким образом можно разговаривать с городом»? – объясняет художница, - с помощью видео и текста я сумела создать некую «инструкцию», с помощью которой можно общаться с городским пространством, находить ответы на свои вопросы или получать подсказки и теперь делюсь своим методом с людьми. Это одновременно и диалог с окружающим пространством, и наблюдение за ним. Когда мы ходим по городу, мы постоянно что-то видим – таблички, баннеры, надписи, вывески. Текст сам находит тебя в городе и ты самостоятельно делаешь вывод по поводу своих умозрительных запросов, которые составил до этого».
Идея выставки появилась у куратора Елены Шевелёвой год назад во время её знакомства с художницами Машей Артемьевой и Аней Векшиной, работающих совместно в одной студии.
«Мне понравились их работы и захотелось их показать. Я долго думала, кого из моих знакомых художников можно объединить с ними на одной площадке. В итоге поняла, что для всех, чьи работы здесь присутствуют, общая тема – город. Сначала я отправляла своим знакомым художницам стихи Ани и спрашивала, созвучно ли их творчество с этими стихами и тех, кто ответил положительно, приглашала поучаствовать в этой выставк.,- рассказывает Елена Шевелёва. - Основная идея: наладить коммуникацию между человеком и городом. Потому что я городской житель, люблю место, в котором живу, и мне хотелось, чтобы посетители поняли, что город – это что-то дружественное. Многие привыкли считать, что мегаполис – агрессивная и не очень комфортная среда, в которой приходится выживать. Хотелось показать другую точку зрения, чтобы город предстал добрым и комфортным. Мы открываем окна в помещениях выставки и можем услышать голоса людей и звуки проезжающих мимо машин, видим город в работах художниц и можем почувствовать через стихи Ани Векшиной. А её деревянные фигуры, помимо городских построек, напоминают ещё и шкалу эквалайзера, как бы наглядно демонстрируя ритм городской жизни».
Экспозиция проекта циклична, она стартует в зале с распахнутыми окнами, в которые доносятся фразы прохожих с улицы и заканчивается здесь же. Через открытые окна город рассматривает посетителей выставки, общается с ними и надеется быть понятым.
Работы Маши Артемьевой и Ани Векшиной сделаны из материала, найденного художницами на городских улицах. У Маши – это старые баннеры, а у Ани – деревянный мусор. Материалы должны были отправиться на свалку или быть утилизированы, но на выставке получили вторую жизнь и предстали произведениями искусства.
Фигурки из дерева Ани Векшиной напоминают футуристичные небоскрёбы или московские сталинские высотки: «Мои девять поделок из дерева – метафора города. У них нет названия, и я называю их «фигура один», «фигура два» и так далее. Сделано всё из того, что найдено на городских помойках. Материал из домов как бы переработан и снова стал домами. Мне кажется, что художнику не следует покупать материалы, с которыми он работает. Во-первых, это экологично, а, во-вторых, город богат материалом, который никому не нужен, и я его с удовольствием возьму и использую. В работе с деревом меня привлекает то, что это «тёплый» материал и он легко красится. Не знаю, что должны почувствовать или испытать посетители выставки, но могу сказать, что получала удовольствие сама, пока изготовляла эти экспонаты. Мне больше нравится процесс, чем результат».
В зале с работами Машей Артемьевой куски рекламных баннеров свисают с потолка. Раньше этот материал закрывал здания во время реконструкции. На полу пространства установлен оповещающий о ремонте элемент дорожной конструкции, который до этого находился на территории посольства Эквадора.
С помощью своих экспонатов Маша Артемьева показывает, что даже привычные горожанам уличные пейзажи, которые в повседневной жизни не привлекают внимание, могут быть произведениями искусства: «Хочется разбудить людей, чтобы они не двигались по городу «на автомате», а наблюдали и обращали внимание на то, что находится вокруг них, искали красоту в, казалось бы, привычных вещах. Эта выставка словно наша с Аней совместная шутка. Это наши с ней ежедневные игры в искусство в общей студии. Мы, как дети, просто забавляемся с инструментами и материалом. В итоге получаются вещи, которые, помещённые в определённые творческие пространства, завёрнутые в слои смыслов и представленные публике, становятся современным искусством. Интересно проверить каких масштабов может достичь эта шутка и наблюдать за тем, к чему приводит наше с ней творческое взаимодействие».
Часть цитат на стенах залов записаны Аней Векшиной из обрывков услышанных на городских улицах фраз и диалогов. Они уже публиковались – сначала в журнале «Большой город», а теперь стали постоянной рубрикой в журнале «Москвич Mag».
Также на стенах залов можно прочесть вертикальные стихотворения Ани Векшиной, в каждом из которых заложено сразу несколько разных прочтений. Буквы идут в разброс или с разным интервалом, текст можно читать либо привычным «сплошным» способом, либо через интервалы и в зависимости от способа прочтения смысл получится разный: «Цитаты, которые размещены на стенах, это слова горожан – монологи и диалоги, которые я подслушиваю в городе в «местах общего скопления народа». Например, на улице Покровка, там всегда многолюдно и это место, где находится моя студия. Под окном студии открытая веранда бара и, бывает, если мне нужно пополнить рубрику, я просто открываю окно и слушаю о чём говорят за барной стойкой. Или иногда я просто прихожу в какую-то локацию, а незнакомые люди сами подходят ко мне и начинают что-то рассказывать. В нашем городе говорят, в основном, о любви. Москвичи очень любят любить, а их, почему-то, никто не любит. Город большой, но любви на всех не хватает».
Коммуникация с городом — процесс непростой и желающему пообщаться с ним нужно знать алгоритмы, по которым взаимодействие может быть построено наиболее гладко, предупреждают создатели выставки. Но даже в случае такого понимания найти общий язык получается не всегда.
Видимо, чем больше город, тем сложнее и дольше происходит сонастройка. На выставке «Про город», которая продлится до 24 сентября, можно попытаться понять о чём хочет сказать Москва и попробовать войти в один ритм с самым большим российским городом.
Игорь Прусаков