USD 61,15 ₽
EUR 63,83 ₽

Сдвиг по фазе. Пандемия провела цифровизацию образования.

5 августа 2022

Пандемия окончательно продемонстрировала, что цифровизация образования явление случившееся и зафиксированное. Останется ли место в мире будущего традиционным лекциям и урокам? И каковы плюсы и минусы перехода обучения в онлайн? Мы постарались ответить на эти вопросы в материале konkir.ru

В России уже не первый год на государственном уровне внедряется проект по цифровой трансформации образования. Это значит, что рабочие программы по предметам должны включать возможность использования электронных образовательных ресурсов, игровые составляющие, виртуальные лаборатории и прочее. Внедряются цифровые портфолио учеников, где фиксируются достижения школьника. Бумажный учебник постепенно уступает место электронным носителям информации.

Растёт значимость для образовательного процесса соцсетей, чатов, видеосвязи, развивается геймификация. Минобразования и Федерация компьютерного спорта совместно разрабатывают и внедряют учебные программы. Открываются курсы, онлайн-платформы и появляются специальности в вузах, которые позволяют стать киберспортивными специалистами.

Развитие технологий меняет само представление людей об образовательном процессе. Эксперт по цифровой трансформации Сергей Лукашкин считает, что в ближайшие пять лет обучение станет гибридным: «Часть контента останется в офлайне, но часть уходит в онлайн, туда же перекочуют инструменты, благодаря которым можно потренировать какой-то навык или получить информацию в интерактивном виде. Сюда же можно отнести геймификацию - использование VR, игровых платформ - тренд, который уже не первый год востребован в сфере образования. Важно учесть, что накапливается большой объем данных и, как следствие, начинается использование цифрового профиля, который обеспечивает более персонализированный, выверенный подход, основанный на параметрах конкретной специальности, навыков и знаний. Возрастёт доля курсов, связанных с развитием конкретных навыков и компетенций. Особенно это будет актуально для рабочих профессий, потому что сейчас в России это очевидно востребованный сегмент. Доступность образования и возможность дальнейшего трудоустройства, которое будет предлагаться платформами, станет конкурентным преимуществом. Это означает, что крупнейшие технологические и промышленные компании, создают или будут создавать свои курсы, а возможно и образовательные платформы, чтобы удовлетворить потребности в профессиональных кадрах. Например, мне нужны хорошие токари, я буду делать курсы для этих специалистов и взаимодействовать со средне специальными учебными заведениями, чтобы их набирать».

Технологические изменения в образовании диктуются прогрессом, спорить и противостоять этому процессу бессмысленно. Нынешние дети и подростки с ранних лет взаимодействуют с виртуальностью. Они привыкли получать информацию из интернета посредством экранов гаджетов с помощью видеороликов, подкастов или, например, статей в Wikipedia. Предприниматель Константин Калинов называет нынешнее поколение студентов и школьников «цифророжденными»: «Это действительно люди, кардинально отличающиеся от предшествующих поколений. Они по-другому воспринимают информацию. Их сложно заставить выслушивать классические лекции длительностью в полтора часа. Однако они отлично переваривают огромные объемы информации, когда им она необходима. Кроме того, молодые люди сегодня в большей степени индивидуалисты, чем их родители. Преподавателям приходится давать одни и те же знания, но с «поправкой» на разные запросы обучающихся, их карьерные ожидания и подходы».

Цифровизация придаёт обучению динамичность. Электронные учебники позволяют ученикам самостоятельно находить ответы на вопросы, переходя по ссылкам, а это, в свою очередь, формирует умение отстаивать свою позицию. Онлайн-опросы вовлекают в учебный процесс даже самых стеснительных и безынициативных учеников, что даёт возможность преподавателю проводить контроль знаний у большей части аудитории.

Пандемия позволила на практике выявить положительные и отрицательные стороны технологий, применяемых в образовании, и повлияла на их развитие, рассказывает старший преподаватель Финансового Университета при Правительстве РФ Дарья Сухорукова: «В сфере высшего образования уже наблюдается тенденция организовывать потоковые лекции в формате вебинара, выделяя в расписании отдельный день для таких лекций. Благодаря интенсивному развитию технологий в период пандемии сейчас программное обеспечение для проведения вебинаров имеет много важных функций, которыми они не обладали до 2020 года. Конкуренция на рынке такого программного обеспечения вынудила создателей добавлять всё новые и новые параметры, которые значительно облегчают использование и позволяют приблизить вебинар к очному взаимодействию. Таким образом, мы можем говорить об упрощении образовательного процесса, но только в случае определенных аспектов обучения, например, организации учебных занятий с приглашенными специалистами из других стран, использовании аудио-, видео-материалов из сети Интернет во время занятий или коммуникации с учащимися вне занятий».

Кроме того, пандемия дала старт и технологической гонке на рынке программного обеспечения для цифрового образования. ИТ-эксперт Алексей Вайсберг предполагает, что в среднесрочной перспективе заданный высокотехнологичными компаниями темп приведёт к дальнейшему прогрессу в этой области: «Сейчас довольно много стартапов и проектов, направленных на разработку новых онлайн платформ, включающие в себя инновации, такие как анализ эмоций учеников, степень удовлетворённости, онлайн запись, чтобы избегать возможности использовать шпаргалки и прочее».

Однако внедрение электронных сервисов несёт и свои минусы. Например, научный руководитель Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ Елена Истягина-Елисеева рассказала, что в период карантина также выяснилось, что онлайн-формат подходит на всем: «Первыми «прелести» дистанта ощутили на себе школьные учителя и их воспитанники. Отсутствие живого контакта тут же сказалось и на успеваемости, и на дисциплине. Студенческая молодежь поначалу обрадовалась онлайну. Но и для них этот формат был сопряжен с рядом сложностей – например, многие специальности в медицине, химии, биотехе требуют практических занятий. А еще студентам не хватало общения, взаимодействия друг с другом и с лекторами».

Конечно, ни технологический прогресс, ни повсеместное внедрение цифровизации, в обозримом будущем не исключат человеческого общения и не заменят талант преподавателя. По словам эксперта по цифровой трансформации Сергея Лукашкина это вытекает из самой человеческой природы: «Эволюционно сложилось, что главный способ обучения - подражание, поэтому взаимодействие человека с человеком однозначно останется. Для студента всегда важно посмотреть, пообщаться, желательно очно. Современные технологии могут здорово ускорить коммуникацию, усвоение материала, обмен данными и их анализ, но живое общение продолжит быть основным способом обмена информацией».

Цифровизация проникает во все сферы нашей жизни всего по одной причине: это удобнее и проще, чем было раньше. Не удивительно, что образование меняется одним из первых, ведь это та область, где внедряются и проходят проверку на прочность самые невероятные инновации.

Облик цифрового будущего человечества, в том числе, будущего образовательного процесса, пока ещё не до конца сформирован. Определённо можно сказать лишь то, что обучение уже никогда не будет прежним, каким оно было, например, всего 10-15 лет назад.


Игорь Прусаков

Фото: pexels.com

Популярные