
Государственная Дума одобрила во втором чтении законопроект об ограничении просветительской деятельности. Власть намерена взять под полный контроль то, чему учат юных россиян вне школьной и университетской программы и проследить, чтобы просвещение не было направлено на дискредитацию российской политики.
Ученье – свет. Но не всегда
Законопроект о внесении изменений в закон "Об образовании в Российской Федерации" касается просветительской деятельности, осуществляемой вне рамок школьных и университетских образовательных программ. Если коротко, цель закона - исключить антироссийскую пропаганду. «Существующий закон создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя», - считают авторы законопроекта.
Законопроект запрещает использовать просветительскую деятельность для разжигания всякого рода розни - социальной, расовой, национальной, религиозной розни, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов.
Дмитрий Кабешев - кандидат исторических наук, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ННГУ: «Вопрос, конечно, непростой. Безусловно, сейчас существует проблема дискредитации российской истории, в том числе и при помощи недостоверных фактов. Но я боюсь, что принятие такого законопроекта не сможет полностью решить данную проблему раз и навсегда. Более того, мы не раз уже становились свидетелями того, что нужные законы - о запрете пропаганды нацизма и о защите прав верующих, иногда трактуются двояко и становятся источником злоупотреблений. И, к сожалению, иногда именно представители государственных органов власти в силу необдуманного рвения оказываются инициаторами этих спорных решений. Возвращаясь к законопроекту, он, как я уже сказал, необходим, но как составная часть системной политики государства по признанию собственной истории. Чтобы не случались противоречивые ситуации, когда, например, мы гордимся нашими достижениями в период Советского Союза, но всячески открещиваемся от самого его существования, как будто не было этих 70-ти лет нашей истории».
В целях предотвращения негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс законодатель предлагает поручить федеральным органам государственной власти, отвечающим за образование, координировать участие образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений. Иными словами, международную конференцию, чтение научно-популярной лекции будет контролировать правительство РФ, а для их проведения нужно будет получать специальную лицензию.
Против законопроекта выступили создатели и руководители ряда независимых просветительских проектов, а также президиум Российской академии наук (РАН). Петицию на Change.org с требованием отозвать законопроект подписали более 230 тысяч человек. Вопросы у членов РАН возникли как раз по поводу того, что законопроект вводит ограничение на подписание международных договоров. Любой договор с иностранными преподавателями, проведение любой международной конференции и других мероприятий с международным участием потребует согласования с Минобрнауки.
«Донатящих знания будут искать, преследовать,
привлекать, обвешивать штрафами и ярлыками агентов»
Запретный плод как стимул учиться
Согласование с госструктурами, получение разрешений, как известно, занятие не для слабонервных. Да и «зеленый» свет дают не всем. А потому, вполне ожидаемо, что какие-то образовательные мероприятия будут проводиться «в тени». Законопроект собрал немало критических отзывов в сети Интернет.
«С первого июня запретят проводить лекции без разрешения властей. Это значит, что многие просветительские площадки либо уйдут в подполье, либо в интернет, а, может, совместят. Донатящих знания будут искать, преследовать, привлекать, обвешивать штрафами и ярлыками агентов. Запретное и подпольное просвещение, гонения на инакомыслие и свободолюбие, научные знания и альтернативные мнения станут тайной закрытых клубов избранных. А, как известно, такой плод сладок: сработает реверсивная психология и люди повалят получать запретные знания... Лучшего способа заставить молодёжь учиться никто не придумает. Россией управляют какие-то гении», - пишет пользователь под ником Игорь П.
Саша Колесникова