USD 77,32 ₽
EUR 84,11 ₽

Нет выхода из тени. Закон «о просвещении» вступил в силу, регламентирующее его постановление не готово

1 июня 2021

Сегодня заработал так называемый закон «о просвещении». Депутаты Госдумы и сенаторы, которые разработали и лоббировали документ, считают, что он защитит молодёжь от влияния западной пропаганды и окажется полезным в плане патриотического воспитания. Критики, среди которых множество общественных деятелей, учителей и даже президиум Российской Академии Наук в полном составе, считают, что закон негативно повлияет на образование граждан. О новых правилах просвещения в материале Игоря Прусакова.

Чёрный рынок просвещения

С 1 июня 2021 года закон «о просвещении» делает нелегалами огромное количество персон, которые обучают других людей вне рамок официальных образовательных программ. А это тематические блогеры (от бьюти- и фэшн- до тех, кто делает обзоры игр и фильмов на Youtube), ведущие всевозможных образовательных мероприятий (от кулинарных курсов до написания хай-тек новостей), бизнес-тренеры, тренеры личностного роста, частные психологи, астрологи, гадальщики на картах таро, инструкторы по йоге, лекторы естественных и гуманитарных наук, преподаватели музыки, истории, литературы, вообще любых искусств, - абсолютно все, кто попадает под размытую формулировку «просветитель».

Перечисленные категории людей либо зарабатывают, делясь с окружающими своими знаниями, либо занимаются меценатством, лишь оттачивая ораторские навыки. И, можно ожидать, что только те, кто занимался просвещением бесплатно, легко откажутся от своего занятия, особенно ничего не теряя. Остальные продолжат зарабатывать на этом, теперь теневом просветительском рынке.

Ситуация осложнена тем, что проект постановления, которое должно определить порядок ведения просветительской деятельности и взаимодействие с контролирующими органами, до сих пор не согласован внутри государственных структур. И что делать всем тем, кто хочет легально заниматься просветительской деятельностью, не установлено и не оговорено.


Борьба с западной пропагандой

По замыслу создателей, закон «о просветительской деятельности» должен защитить россиян (в первую очередь студентов и школьников) от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности. Документ готовила группа из пяти сенаторов и девяти депутатов Госдумы, среди которых не оказалось представителей комитета по науке и образованию.

В пояснительной записке к закону говорится, что отсутствие регулирования в сфере просвещения создаёт «предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе, поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».

В интервью konkir.ru политическую подоплёку подтвердил соавтор закона, депутат Госдумы Алексей Чепа: «Думаю, что в связи с политизацией студенчества, власть, наконец, обратила внимание на ситуацию в отечественном образовании. Всё чаще в СМИ всплывают истории, как в авторитетных образовательных организациях получают площадку для выражения своих идей, называющие себя учёными люди, при этом не стесняющиеся в своих выступлениях отрицать научную картину мира. В этой сфере необходимо навести порядок прямо сейчас. Просветительской деятельностью в организациях сферы образования, науки и культуры будут заниматься именно просветители, а не случайные люди. Полагаю, это позволит повысить уровень проводимых просветительских мероприятий».

Как видим, создатели закона не скрывают идеологических причин, однако, настаивают, что внедряемое регулирование пойдёт на пользу образовательному процессу. Например, избавит сферу от шарлатанов и лжеучёных.

Даже если представить, что это так, непонятно, как именно отрицающие научную картину мира проходимцы, политизируют учащихся школ и ВУЗов? Зачем нужно, прописанное в законе «специальное заключение Министерства просвещения или Министерства образования и науки, или ведомства, в ведении которого находится вуз» для международного сотрудничества в сфере естественных наук? Физика, химия, математика и физиология не содержат идеологической информации. Сложно представить, как в лекцию по квантовой механике или условным рефлексам можно включить информацию о чуждых россиянам западных ценностях.

Не получится ли у авторов закона так, что подростки и молодые люди, которые критически настроены к любым запретам, отреагируют на этот воспитательный и идеологически окрашенный закон реверсивно? Не вызовет ли власть тем самым дополнительную волну общественных возмущений и политического протеста в молодёжной среде?

Так создавался протест

Впрочем, ответ на этот вопрос очевиден: протест действительно создан и активно развивается. Например, в мае в Москве полицейские задержали несколько десятков участников акции против закона о просветительской деятельности, которая проходила в формате встречи с депутатом Госдумы Валерием Рашкиным. На акции выступили учёные и просветители, среди которых академик РАН Борис Кашин, доцент МГУ Михаил Лобанов и научный журналист Григорий Тарасевич.

Преподаватель мехмата МГУ и университетский активист Михаил Лобанов заявил, что реализация закона в нынешнем виде вызовет отток научных проектов в подполье: «Это может казаться романтичным, но приведёт к тому, что просветительских мероприятий будет сильно меньше, упадёт их посещаемость». (цитата colta.ru)

А в столичном метро задержали участника виртуального митинга против закона о просветительской деятельности Александра Римова. Полицейские провели с активистом профилактическую беседу по поводу его «нежелательной блогерской деятельности»: «У нас 9 мая была киберакция в виде виртуального митинга на Красной площади. Мы отмечались в «Яндекс.Картах» и в «Яндекс.Навигаторе» с помощью «разговорчиков». (цитата ОВД-инфо)

Общественная интернет-петиция против законопроекта на сайте change.org собрала почти 250 тысяч подписей, однако, депутат Госдумы Алексей Чепа не увидел в этом проблемы: «Негативная реакция научного сообщества была связана с опасениями относительно трактовки отдельных положений проекта закона, рассмотренного в первом чтении. Академики опасались, что новый закон установит непреодолимые препятствия для международного научного сотрудничества, что немыслимо в глобальном мире. Как мы видим, все вызывавшие вопросы нормы были откорректированы, опубликованный на днях проект постановления Правительства показал, что никаких препятствий развитию науки чиниться не будет. Просвещению россиян ничего не угрожает».

Другой соавтор закона «о просвещении» депутат Госдумы Андрей Альшевских в интервью konkir.ru тоже рассказал, что всю критику научного сообщества, законодатели внимательно рассмотрели и учли: «Профильный комитет Государственной думы, ответственный за подготовку законопроекта ко второму чтению, учитывал в работе все отзывы. По итогам коллеги подготовили поправки к тексту инициативы».

Между тем, по данным konkir.ru, закон принимали без учёта рекомендаций учёных, об этом нашему изданию рассказал вице-президент РАН Алексей Хохлов: «Замечания, которые вносил президиум Академии наук и которые рекомендовали учесть академики, в закон внесены не были. Внесли только какие-то второстепенные поправки, которые не имеют отношения к нашим замечаниям. Президиум Академии наук единогласно принял решение с аргументированной критикой закона о просветительской деятельности. Ни на один вопрос ответа мы так и не получили».

Учёные категорически против, потому что не понимают, как наука может быть средством пропаганды, когда она просто объясняет мироустройство. Неужели в России существуют собственные, согласованные с политиками и идеологически выверенные, представления о конструкции Вселенной?

Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института спектроскопии РАН Кирилл Болдырев считает, что закон «о просвещении» в нынешнем виде губителен для России: «Депутаты не свободны в своём творчестве. Вспомним крылатую фразу: «Дума - не место для дискуссий». Поэтому ни Академия наук, ни другие общественные организации и многие обеспокоенные граждане не в состоянии повлиять на решения явно лоббируемые выше. Однако трудно не заметить, что этот закон не выгоден российскому государству. Ограничения в вопросах знаний - это как выстрел себе в ногу. Зачем? Думаю, это аналог «ответа Чемберлену». Как с антисанкциями, которые ударили, в первую очередь, по российским гражданам. В общем, ковровая «бомбёжка Воронежа». Импортозамещение в науке невозможно. Даже в лабораториях США, где бюджет одного научного заведения может сравниться со всем российским бюджетом на науку, работают студенты из Китая, а оборудование поставляют из Германии».

Работа над ошибками

К закону «о просвещении» власти подготовили постановление, которое определяет, как именно, будет устроен просветительский процесс. Например, от учёных требуется получать разрешение госорганов на заключение всевозможных международных договоров: от приёма иностранных преподавателей до научно-технического сотрудничества. Предполагается, что даже для чтения единственной лекции, учёный должен представить ряд справок, например, об отсутствии психических заболеваний и судимости.

Обычно учёные идут рассказывать школьникам и студентам о науке из альтруистических соображений и, конечно, из-за одной лекции никто из них не будет заниматься сбором необходимых справок и получением разрешений, учащиеся просто останутся без дополнительных знаний.

Согласно постановлению, без санкции чиновников, учёным нельзя собираться за круглым столом и даже общаться один на один онлайн. Новый порядок вызывал особое недоумение применимо к научным фестивалям, куда приглашают видных зарубежных учёных, в том числе нобелевских лауреатов. Если у каждого из них спрашивать справку из психдиспансера и об отсутствии судимости, они могут и вовсе отказаться выступать в России.

На портале нормативных актов, где ведётся сбор замечаний к проекту постановления, документ уже получил свыше ста негативных отзывов, более 25 тысяч дизлайков и всего около 70 положительных оценок.

Старший научный сотрудник Института спектроскопии РАН Кирилл Болдырев видит в дополнительном забюрокрачивании научного процесса препятствие для развития потенциала страны: «Нас ждёт очередная порция бюрократии, согласований и не согласований. Хуже всего, что многие программы придётся закрыть, уйти из перспективных, но идеологически чуждых направлений. Россия отстаёт в науке, и это отставание накапливается из-за падения уровня образования, хронического недостатка финансирования, отсутствия материально-технической базы. Так что мы вынуждены смотреть и читать, что делают в передовых странах и на этих материалах строить лекции. Никакой «суверенной» науки не бывает. Научные знания постоянно меняются, их нельзя зафиксировать. Любое согласование образовательных программ, научных конференций, коммуникаций это время, очень ценный ресурс».

Проект правительственного постановления вызвал настолько резкое и единогласное общественное осуждение, что в Минобрнауки решили его доработать. В частности, начальник отдела координации сферы организации дополнительного образования детей Минпросвещения РФ Елена Сереброва написала в своём инстаграме: «Все предложения рассматриваются и, по возможности, будут учтены в ходе доработки проекта постановления в соответствии с компетенцией, установленной Минпросвещения России».

В данный момент проект находится на третьей окончательной фазе формирования. На портале она описывается как: «завершение разработки проекта нормативного правового акта. Формирование окончательного варианта текста».

Между тем, каким будет этот окончательный доработанный текст, неизвестно. А значит, все высказанные опасения общественности остаются. С новыми правилами просветители говорят не только о репрессиях и гонениях на научные знания, но и предупреждают об увеличении количества российских специалистов, уезжающих работать в другие страны. «Ненужное «забюрокрачивание» в научном процессе вызовет дополнительный отток «мозгов» из России. Можно предположить, что следующим шагом российских законотворцев будет запрет выезда из страны, как это было при Советском союзе. А дальше допросы, проверки на благонадёжность и тому подобное. Закон «о просвещении» повлияет и на меня лично. Я читаю лекции, веду семинары, езжу на конференции с докладами. Раньше только я определял, как и что мне рассказывать, и кого слушать. А теперь? Первый отдел?», - задается вопросом кандидат физико-математических наук Кирилл Болдырев.

Чиновники до сих пор не провели консультаций с Российской Академией Наук и продолжают игнорировать мнение российских учёных. Накануне редакция konkir.ru связалась с вице-президентом Академии Алексеем Хохловым: «Мне ничего не известно о том, как идет доработка постановления Правительства о просветительской деятельности. С нами никто не связывался. Позиция Академии не изменилась».

За отсутствием переговоров с заинтересованными сторонами, существует предположение, что те, кто формирует текст постановления, не смягчат его. Когда документ представят в окончательном виде неизвестно, может быть, чиновники просто ждут, когда в обществе уляжется протестная шумиха.

Сегодня без постановления мы видим ещё один нерегламентированный, а значит, неработающий закон. Впрочем, принятые Госдумой правила вступили в силу и вместе с ними требования, в том числе, о получении разрешений от госведомств на международное сотрудничество.

Для контролирующих органов такое неопределённое положение и отсутствие чётких формулировок даже выгодно: пригласить на профилактическую беседу неугодного просветителя можно за любой неосторожный разговор. В свою очередь, желающие соблюсти все предъявленные требования и остаться в легальном поле, не могут этого сделать, потому что рамки легитимности отсутствуют и не оговорены.

Игорь Прусаков

Популярные