Заставить задуматься, пробудить эмоции, но только не оставить равнодушным – такова цель искусства. Немецкий анатом Гюнтер фон Хагенс справился с задачей на все 100%. А может быть, даже перестарался, - каких только эмоций не вызвала его выставка «Мир тела»: гнев, отвращение, негодование, восторг, любопытство… К экспозиции не остался равнодушным и следственный комитет. Специалистов ведомства «приобщили к прекрасному» общественники, настоятельно рекомендовав обратить внимание на экспонаты и проверить творчество автора на предмет нарушения законодательств, в том числе, уголовного.
Павильон №21
12 марта в выставочном павильоне № 21 на ВДНХ открылась скандально известная выставка немецкого анатома Гюнтера фон Хагенса BODY WORLDS – «Мир тела». Экспонаты выставки – человеческие тела, которые сохранили методом пластинации, разработанным автором экспозиции. Суть метода в том, что жидкость организма заменятся на специальный пластик. Благодаря этому умершие застывают в любой позе и остаются в неизменном виде неограниченное количество времени.
Выставка вызвала общественный резонанс еще до своего открытия. Пока одни выстраиваются в длинные очереди перед заветным павильоном №21, другие активно борются с организаторами экспозиции, требуя ее незамедлительного закрытия. Переполненные эмоциями противники творчества Хагенса прозвали выставку «Передвижным моргом», «выставкой трупов» и «сатанинским шоу». Многие сочли выставку унижением человеческого достоинства, а верующие усматривают в ней оскорбление их чувств.
Есть и противоположная позиция. На официальном сайте выставки в Москве bodyworlds.moscow.ru можно найти много положительных отзывов о детище фон Хагенса: «…Выражаю благодарность организаторам и сотрудника выставки. Очень интересная экспозиция, фигуры в движении позволяют подробно рассмотреть пластику человеческого тела. Кроме того, приятно видеть информацию по здоровому образу жизни, что возможно, кому-то позволит задуматься о своем здоровье.», «Невероятная выставка, которая перевернула мой взгляд и отношение на свое тело», - комментируют увиденное посетители павильона №21.
Во всем этом противоречии очевидно одно – выставка вызывает оживленную реакцию у всех, кто с ней так или иначе соприкасается. Активисты различных общественных движений обращались к мэру Москвы Сергею Собянину, размещали петицию на сайте www.change.org с требованием закрыть экспозицию. Депутат Госдумы от «Единой России» Николай Земцов даже направил в Генпрокуратуру заявление с просьбой проверить законность проведения выставки человеческих тел.
Общественность была услышана. 24 марта глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил провести процессуальную проверку в отношении инициаторов и организаторов экспозиции из человеческих тел и органов.
«Искусство всегда современно…» (с)
«Искусство всегда современно, насущно, полезно», - писал Федор Достоевский. Однако едва ли достаточно верующий инженер человеческих душ положительно оценил бы выставку немецкого анатома. И все же, слова классика попали в цель и в этот раз, - выставка оказалась современной и насущной. Полезной ли? – вопрос спорный. 2020 год – год пандемии усилил естественный страх смерти, и люди используют разные способы, чтобы побороть его. Этим и вызван интерес к столь своеобразному мероприятию, - считает врач-психотерапевт Светлана Григорьева.
«Мы же не знаем, что ждет нас дальше, после смерти, а здесь, что называется, «я дотронусь до этого в безопасной обстановке». Соответственно, сама по себе выставка является неким способом справиться со страхом смерти. Но для детей это не работает, им неполезно ходить на такие выставки. Дети эмоционально более чувствительны и у эмоционального ребенка страх смерти может только усилиться. Особенно, если в семье довольно тревожная обстановка и сами взрослые испытывают этот страх».
Даже если рассматривать выставку человеческих тел в качестве образовательного контента, по мнению психотерапевта, возрастной ценз от 12 лет – явно занижен. Создатели выставки позиционируют ее как просветительскую, но понять устройство человеческого тела, увидеть проявления самых распространенных заболеваний можно иначе.
Светлана Григорьева: «Если захотеть посмотреть тело изнутри – существуют различные голограммы, пособия, достаточно открыть интернет и увидеть, как, например, расположены почки и всё остальное, для этого не обязательно видеть труп. Ощущение мертвого тела, как в морге, на похоронах присутствует на выставке и это не самое приятное ощущение. Рождение и смерть - это процессы, к которым надо относиться уважительно, а это обесценивание такого важного процесса».
Искусствовед, сотрудник «Эрмитажа» Михаил Аникин, повидавший немало самых разнообразных по стилям и направлениям экспозиций, не увидел в «Мире тела» ничего познавательного и имеющего отношения к искусству.
«Появление изрезанных и законсервированных трупов людей в публичном пространстве под видом искусства чудовищно и вызывающе. По сути это не имеет никакого отношения к культуре, воздействуя на психику зрителей просто в силу шокирующего акта глумления над образом человека».
Глумился ли Гюнтер фон Хагенс над образом человека – как раз и предстоит разобраться следственному комитету. Многие общественные деятели и некоторые юристы считают, что действия «скульптора» можно расценить как издевательство над телами умерших. Другие юристы с этим в корне не согласны. Хотя бы потому что при жизни будущие экспонаты, как заявлял скульптор-анатом, дали согласие на пластинацию. Сам автор экспозиции завещал сделать со своим телом то же самое.
Елена Лаптева