Через два года Россия переходит на новую систему образования. Какой будет грядущая реформа отрасли и какие опасности она скрывает для общества? Чего не хватает отечественной системе обучения и что нужно улучшать в первую очередь? Ответы на эти вопросы в материале konkir.ru.
По мнению российских политиков нынешняя организация обучения, основанная на западных стандартах, устарела и нуждается в изменениях. Поэтому в стране анонсирован переход на новую систему образования, который произойдёт с сентября 2025 года.
«Необходим синтез всего, что было лучшего в советской системе и в последние годы», - заявил в феврале в послании Совету Федерации президент Путин, - Предлагаю вернуться к базовой системе подготовки специалистов. Срок обучения от 4 до 6 лет. В рамках одного вуза могут быть предложены разные программы. Если нужна узкая специализация, то молодой человек сможет продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. Отдельно будет обучение в аспирантуре. Те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить обучение по действующим программам. Пересмотра дипломов бакалавров и магистров не будет».
В середине мая глава государства подписал указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования. В 2023-2024 и 2025-2026 учебных годах в шести вузах страны (МАИ, МИСиС, МПГУ, Санкт-Петербургском горном университете, Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта и Национальном исследовательском Томском государственном университете) разработают и утвердят новые образовательные стандарты и программы высшего образования и аспирантуры.
Появится несколько уровней обучения – базовое и специализированное высшее образование (магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка), а также профессиональное – аспирантура. Чтобы получить высшее базовое – придётся учиться от четырёх до шести лет. А срок обучения в магистратуре составит от одного года до трёх в зависимости от специализации.
При этом процедуру приёма в вузы менять не будут, для выпускников сохранится Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). Хорошо это или плохо, порталу «Конкуренция и рынок» рассказал заместитель председателя комитета по образованию политической партии «Новые Люди» Роман Михайлов: «ЕГЭ, как и любая система, имеет свои преимущества и недостатки. Из положительных сторон обычно выделяют объективную оценку знаний учащихся и возможность сравнивать результаты между школами и регионами. Также ЕГЭ предоставляет возможность выпускникам выбрать университет или специальность, соответствующую их уровню знаний и профильной подготовке. С другой стороны, ЕГЭ слишком сильно ориентирован на запоминание фактов и шаблонов, а не на развитие творческого мышления и умений решать задачи. Также, очевидно, что ЕГЭ создает большое давление на учащихся и приводит к стрессу».
На рынке труда отмечают две основные проблемы при поиске новых сотрудников: дефицит квалифицированных кадров и слишком сильный перекос у новичков в сторону теоретики. Связано это с низким уровнем преподавания, который также проистекает из-за дефицита опытных высококлассных преподавателей.
В регионах все эти проблемы ощущаются крайне остро: зачастую один специалист работает на нескольких ставках и преподаёт несколько непрофильных предметов. А в крупных городах другая особенность: выпускники педагогических вузов, по разным причинам, не идут работать по специальности.
«Несмотря на масштабные реформы последних лет, многие школы и вузы продолжают работать по устаревшим методикам. Результатом этого является низкий уровень подготовки выпускников и высокая доля неграмотности в обществе, - объясняет эксперт по психологии восприятия Павел Лебедев,— необходимо повышать уровень квалификации учителей и преподавателей, а также обновлять учебные программы и методики. Кроме того, я бы уделил больше внимания развитию критического мышления и навыков решения проблем, которые являются важными для успеха в современном мире».
Выпускникам как школы, так и вузов не хватает практического опыта. По итогу обучения и бывшие школьники, и студенты знают теорию, но не умеют её применять (как для работы, так и для дальнейшего обучения). И если в Москве выстроена довольно неплохая система школьной предпрофессиональной подготовки со специализированными классами, привязанными к вузам и прикладными направлениями профориентации, то в регионах такие дополняющие друг друга структуры встречаются гораздо реже.
В высшем образовании проблема похожая. У престижных вузов есть связь с крупными компаниями и корпорациями, которые затем предоставляют обучившимся специалистам работу. Но большинство российских учебных заведений не гарантируют трудоустройство своим выпускникам. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо обратить пристальное внимание на потребности рынка труда, говорит декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин: «Российским вузам необходимо оперативно завершить трансформацию в научно-производственные кластеры, гарантирующие трудоустройство выпускников, и перейти от устаревшей образовательной модели транслирования теоретических знаний к учебному процессу, в результате которого создаются реальные результаты интеллектуальной деятельности, монетизируемые на рынке труда. Обучающийся за время учебы в университете должен собрать портфолио участия в решении реальных кейсов от индустрии и на этапе защиты выпускной квалификационной работы обладать не только подтвержденными академическими компетенциями, но и рекомендациями заказчиков. В ядре образовательных программ должны находиться научные школы и технологические партнерства, а учебные планы формироваться на основе уникальных рабочих программ дисциплин, обеспеченных соответствующим уровнем кадрового состава».
Свои перемены в образовательный процесс внёс и технологический процесс. За время пандемии COVID-19 окончательно оформилась цифровизация обучения. Технологии позволяют создать интерактивные учебники, улучшить качество онлайн-преподавания, повысить мотивацию учеников и сэкономить им время. Но качественного образования без высококлассных учителей и живого общения со сверстниками всё равно не получится, - заявляет заместитель председателя комитета по образованию политической партии «Новые Люди» Роман Михайлов: «Современная школа может и должна способствовать формированию у детей способности жить в цифровом мире, не отключаясь от реальности, и оставаясь человечными. Для этого необходимо включать в учебный процесс обучение цифровой грамотности, обеспечивать доступ к современным технологиям и программному обеспечению, а также учить детей использовать их в соответствии с этическими и моральными нормами. Важно также развивать способность к критическому мышлению, чтобы ученики могли анализировать информацию, которую получают в интернете. Одновременно с этим необходимо уделять внимание развитию коммуникационных навыков, чтобы обучающиеся могли эффективно общаться и сотрудничать как в онлайн-среде, так и в реальной жизни».
Эффективность будущих перемен в образовании будет зависеть от принимаемых властями решений. Политики инициировали реформу с ключевым отказом от Болонской системы и переходом к некой «суверенной» модели образования. Они же заявляют о приоритете в качестве партнёров для России стран Азии и не принимают во внимание, что основная часть совместных образовательных и научных проектов у России сложилась со странами Европы и США.
Раньше, пройдя обучение или повышение квалификации в западных организациях, россияне могли гарантированно претендовать на ведущие позиции во всех отраслях у себя на родине. Специалисты с европейским или американским образованием и опытом привносили в рабочие процессы современные технологии, управленческую культуру и ценные зарубежные контакты.
Отечественный рынок труда и так очень сильно потерял из-за последствий частичной мобилизации и отъезда за рубеж многих высококлассных профессионалов. Не будут ли перемены в образовании проведены лишь под влиянием политической конъюнктуры? Если опыт предыдущих ошибок в организации обучения не будет учтён, Россию ожидает значительное снижение качества человеческого капитала.
Игорь Прусаков
Фото: Nathan Dumlao (unsplash.com)