
Российские бизнес-структуры укрепляют свои позиции. Эту тенденцию можно проследить по произошедшим этим летом процессам. Торговая сеть «Лента» приобрела акции розничной сети «Семья» в Пермском крае, а «Магнит» выкупил «Дикси». Произошло слияние нефтегазохимических компаний «Сибур Холдинг» и ТАИФ. В энергетическом секторе «Мосэнерго» купило «Русэнергосбыт». Не ведёт ли консолидация бизнеса к монополизации рынков? Или укрупнение – это естественный процесс, не несущий угрозы для конкурентной среды? Konkir.ru поинтересовался мнением экспертов из области антимонопольного права.
Этим летом произошло сразу несколько крупных слияний. Фармацевтическая компания «Катрен» приобрела пакет акций АО «Эркафарм» (аптеки Доктор Столетов, Озерки, Самсон-фарма). ПАО «Мосэнерго» купило 100% долей в уставном капитале ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ». «СИБУР Холдинг» объединил активы с АО «ТАИФ». И это лишь малая часть сделок, одобренных антимонопольной службой.
«В России на сегодняшний день действительно происходит укрупнение множества отраслей и формирование более эффективных с точки зрения конкуренции компаний, которые могли бы сохранять и укреплять свои позиции, в том числе, на общемировом рынке», - говорит старший преподаватель Института развития конкуренции и антимонопольного регулирования СПбГУ Кристина Иващенко. «В текущих условиях консолидация во многих отраслях просто неизбежна. Особенно с учетом текущей эпидемиологической ситуации, которая так или иначе преобразовала целые отрасли экономики. Многие участники ушли с рынка, появились новые товарные рынки, которые в прежних условиях не пользовались бы столь значительным спросом. Поэтому слияние компаний, в особенности, когда речь идет об объединении совместных мощностей для увеличения производства – процесс вполне естественный на сегодняшний день».
Стремясь сохранить и упрочить свои позиции, а также желая стать более конкурентоспособным, бизнес идет на укрупнение. Причин тому несколько. За счёт покупки конкурентов, хозсубъект увеличивает своё присутствие на рынке. Консолидация активов выгодна при объединении компаний из смежных областей. Нередко хозсубъекты кооперируются ради лояльного кредитования или продажи своих облигаций. Однако с ростом активов и влияния, возрастает и угроза для конкуренции. Особенно опасна монополизация в сферах, напрямую влияющих на качество жизни общества: в продовольственной, фармацевтической, топливной отрасли, рынке энергоресурсов и ЖКХ. Отсутствие соперничества за деньги потребителей негативно сказывается на ценах и качестве.
По статистике, предоставленной konkir.ru заведующим кафедрой конкурентного права РАНХиГС, экс-руководителем Управления по борьбе с картелями ФАС России Андреем Тенишевым, количество уже произошедших в этом году сделок, сопоставимо с количеством соглашений за такой же период прошлого года. Так, в первом полугодии 2021 года в ФАС поступило 468 ходатайств на получение согласия на покупку акций коммерческих организаций. По четырём из них служба отказала. Помимо этого, 31 ходатайство поступило на согласование приобретения активов финансовых организаций.
В 2020-м году ФАС рассмотрела 876 ходатайств и отказала по 19-ти из них. 58 запросов поступило на одобрение сделок с финансовыми структурами. В согласовании отказано одному.
«Цифры примерно сопоставимые. Просто за счёт того, что сделки стали более значимые и более медийные, создается видимость того, что слияний стало больше», - поясняет Андрей Тенишев, в 2013-2021 годах – начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России. «В России и так большинство рынков – моно- или олигополии, к сожалению. В то же время покупка компаний, равно как и их продажа – естественный рыночный процесс. Их стремление к состоянию монополии закономерно. Весь вопрос: зачем? Доминировать на рынке и получать сверхприбыли или развивать технический прогресс, укреплять свои позиции на мировых рынках? Есть монополии, которые меняют мир - Google и Apple, Facebook и Microsoft. Есть естественные монополии и от них никуда не денешься, например, РЖД. Плохо, когда монополия создаётся только ради монополии, - тогда наступает стагнация рынков и происходит рост цен».
Акционерному обществу «Сибур Холдинг», купившему татарскую нефтехимическую структуру ТАИФ, стагнация не грозит. Напротив, компания рассчитывает упрочить свои позиции (и позиции РФ) на мировом нефтяном рынке и увеличить долю экспорта несырьевых товаров. Эту сделку ФАС одобрила в июле текущего года с некоторыми условиями. Среди требований регулятора, - полностью удовлетворять интересы внутреннего рынка. «Компанию обязали закупать и реализовывать производимые товары на конкурентных условиях с использованием прозрачных биржевых и/или внебиржевых ценовых индикаторов, сложившихся в зоне активного потребления или производства соответствующих товаров», – поясняет старший преподаватель Института развития конкуренции и антимонопольного регулирования СПбГУ Кристина Иващенко.
В ПАО «Сибур Холдинг», анонсируя слияние, заявляли, что создание объединенной компании, помимо повышения конкурентоспособности, «приведет к созданию новых рабочих мест и даст новые возможности решения вопросов устойчивого развития и экологии».
Всегда настораживают слияния и поглощения в ритейле. Консолидация торговых сетей серёзно усложняет работу малому бизнесу, которому приходится быть более изобретательному и оригинальному. Однако для потребителей сделки продавцов угрозу не несут (по крайней мере, при должном контроле надзорных ведомств). «Сетевики» предлагают гибкую ценовую политику и разные программы лояльности. Не ожидается негативных последствий и от прошедшей недавно сделки между ООО «Семья» и торговой сетью «Лента». Покупка долей сети «Семья» одобрена ФАС при условии соблюдения предписания ведомства. В итоге, в результате слияния совокупная доля магазинов «Лента» в Пермском крае не превысила установленный законодательством порог. При этом ритейлер взял на себя обязательства сохранить рабочие места для более 3 тысяч сотрудников приобретенной сети.
Аналогичная история с покупкой АО «Тандер» (магазины «Магнит») компании «Дикси». Опрошенные konkir.ru эксперты склонны считать, что консолидация активов двух структур будет способствовать развитию конкуренции: у лидера рынка - Х5 RetailGroup (Пятёрочка, Перекрёсток, Карусель) появился достойный соперник. «Антимонопольный орган удовлетворил ходатайство при условии исполнения предписания, предусматривающего ряд строгих ограничений. В частности, предполагается лишь частичное объединение в тех муниципальных образованиях, где доля «Магнита» менее 25%. Кроме того, ведомство потребовало снизить объединённую долю компаний в 22 муниципалитетах до 35% в течение года. Подобные ограничения направлены на недопущение создания объединённой сети, занимающей доминирующее положение на рынке» - комментирует Кристина Иващенко одну из самых крупных сделок в ритейле за последние годы.
Бывает наоборот: слияние не требует согласия ФАС, но несет потенциальную угрозу участникам рынка и потребителям. Пример тому - сделка между «Яндекс.Такси» и группой компаний «Везёт» (сервисы заказа такси «Везёт», «Такси Сатурн», Fasten и RedTaxi).
Переговоры о купле-продаже стороны вели несколько лет, - закрыть сделку не давали антимонопольщики. После пересмотра условий соглашения, которые подразумевали приобретение лишь части активов «Везёт», согласования с ФАС не потребовалось.
«В отличие от соглашения между Яндекс.Такси и «Везёт», анонсированного в июле 2019 года, новая сделка подразумевает приобретение лишь части активов «Везёт», действует в ограниченном количестве регионов и не распространяется на программное обеспечение», - поясняли в Яндексе.
Тем не менее, Межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта «Таксист» в феврале этого года попросил регулятора проверить слияние на предмет нарушения антимонопольного законодательства.
Противоречий закону служба не нашла. «Пятый антимонопольный пакет» обязывают согласовывать сделки, сумма которых превышает 7 млрд рублей. В данном случае стоимость активов составила менее 400 млн. Несмотря на это, ФАС заявила о возможных рисках и негативном влиянии на уровень экономической концентрации на рынке такси. «Служба пришла к выводу, что в результате такого слияния может быть создан монополист на рынке агрегаторов такси - совокупная доля «Яндекс.Такси» и «Везёт» увеличилась бы до 70% в географических границах Российской Федерации, свыше 80 % в границах 19 субъектов РФ и свыше 50% в границах 32 регионов. Всё это могло привести к негативным последствиям для водителей, пассажиров такси и других участников рынка», - поясняет Андрей Тенишев.
В Институте развития конкуренции и антимонопольного регулирования СПБГУ уверяют, что ФАС России уделяет особое внимание контролю слияний и поглощений. При рассмотрении ходатайств даётся правовая оценка многим обстоятельствам: не приведёт ли сделка к ограничению конкуренции, установлению или усилению доминирующего положения её участников, имеются ли барьеры выхода на товарный рынок.
В антимонопольной службе, проигнорировав часть вопросов konkir.ru, лаконично отметили, что незамедлительно отреагируют при угрозе конкурентной среде. «Для недопущения злоупотреблений при сделках поглощения ФАС России в соответствии с действующим законодательством может выдавать компаниям предписания, направленные на обеспечение соблюдения конкуренции. Кроме того, действующим законодательством предусмотрен ряд мер антимонопольного реагирования, в их числе предостережения, предупреждения, возбуждение антимонопольных дел, а за заключение антиконкурентного соглашения предусмотрена ответственность вплоть до уголовной», - прокомментировала пресс-служба ФАС России.
Несоблюдение процедур согласования сделок (если такового требует закон) чревато для компаний серьезными последствиями - до ликвидации или реорганизации в судебном порядке. С целью упростить процесс, сделать его наиболее прозрачным, в июне 2021 года регулятор выпустил Разъяснения «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией». Документ обобщает практику ведомства по рассмотрению ходатайств, описывает основания для признания сделок допустимыми и раскрывает позицию ФАС по некоторым спорным вопросам.
***
Стремление бизнеса к росту вполне логично. Чем больше структура, чем она влиятельней и сильнее, тем легче ей противостоять суровым законам рынка. Роль же государства заключается в контроле и взаимодействии с монополистическими структурами для соблюдения баланса между сдерживанием роста цен и способствованием развитию предприятий.
Саша Колесникова