«Салют» снова в деле, а дело снова заведено на «Салют»

Ленинградское УФАС России  приступило к рассмотрению дела о недобросовестной конкуренции, возбужденного в отношении ООО «Салют». Имя компании прогремело на всю северную столицу и Ленобласть в конце 2016 года, когда антимонопольщики признали, что под видом такси «Салют» по факту занимается регулярными пассажирским перевозками, дублируя маршрут официального перевозчика. «Таксистам» предписали перестать отбирать клиентов у ООО «Транс-Балт» (перевозчик по тендеру). Спустя время коммерсант вернулся (а скорее не уходил вовсе), но вернулся не один, а с ООО «Стрелец» и теперь дублирует не только К-18, а еще несколько автобусных маршрутов.

Всем салют, это «Салют»

После антимонопольного разбирательства и судебных тяжб, которые завершились тотальным проигрышем, «Салют» с большем усердием взялся за пассажирские перевозки.  Помимо движения от метро Московская до Гатчины, компания оккупировала маршруты 610-го автобуса  «Тосно - метро «Звездная» и автобуса № 682 «г. Никольское - метро «Рыбацкое».  Дерзость не осталась незамеченной. В УФАС по 47-му региону обратились Комитет по транспорту, областная прокуратура и официальные перевозчики - ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис».

Антимонопольщики, которые не в первый раз сталкиваются с ООО «Салют», выдали ему, а также ООО «Стрелец», предупреждение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. «Стрелец» отправился обжаловать предупреждение в суд, а «Салют» сделал вид, что никакого предупреждения не получал, - так сказал представитель фирмы на заседании комиссии УФАС по рассмотрению дела, которое было возбуждено, как раз, за неисполнение предупреждения. Сразу отметим, что представители у обоих фирм одни и те же.

Со «Стрельцом» разбираться будут позже – когда пройдут суды по оспариванию предупреждения. А вот «Салюту» предстоит отвечать уже сейчас, а точнее, 14 апреля – на эту дату назначено рассмотрение дела. Антимонопольное ведомство считает, что компания уклонилась от получения предупреждения.

Итак, претензии заявителей, а вместе с ними антимонопольщиков сводятся к тому, что ООО «Салют» осуществляют свою деятельность без разрешительных документов под видом легкового такси по тем же маршрутам, что и официальные перевозчики, выбранные по средствам конкурсных процедур.

В то же время назвать «Салют» легковым такси  невозможно – настаивают заявители, так как  поездка на такси подразумевает подачу транспортного средства по требованию пассажира, который самостоятельно выбирает маршрут поездки. В ООО «Салют» пассажиров набирают зазывалы и не одного, а целых восемь. До пункта назначения каждого пассажира «Салют» не довозит, а высаживает в строго определенных остановочных пунктах.  А это уже не такси, а регулярный автобусный маршрут.

Выбор пассажиров

Стороны могут долго делить рынок и спорить, но все же выбор делают пассажиры. Если бы не было спроса на услуги ООО «Салют», не курсировали бы его маршрутки между Петербургом и городами Ленобласти.  Почему многие пассажиры отдают предпочтение нелегальным перевозчикам вполне понятно: машины того же «Салюта» комфортабельнее (компания использует  современные микроавтобусы на восемь пассажиров), они маневренней, а из-за отсутствия строго плана следования могут менять маршрут, объезжая транспортные заторы. Плюс ко всему машины салют заполняются и отправляются в путь быстрее, чем автобусы «Транс-Балта», рассчитанные на 40 пассажиров. Возмущение официальных перевозчиков, которые понимают преимущества микроавтобусов, тоже вполне логично, - конкуренты отбирают приличную часть выручки.

***
Вынося решение по прошлому делу, в УФАС основывались не только на положениях закона «О защите конкуренции», но и оперировали тем, что  деятельность ООО «Салют» противоречит требованиям добропорядочности при осуществлении предпринимательской деятельности.  Нелегалы вытесняют с рынка транспортных услуг официальных перевозчиков,  а сама их деятельность создает  угрозы транспортной безопасности, что приводит к ДТП, а иногда и к человеческим жертвам.

В июле 2017 года в аварии с маршрутным такси «Салют», следовавшего по маршруту «Тосно-Звездная», погибла девушка, еще несколько человек получили травмы. Были и другие дорожные инциденты.

Впрочем, в ДТП страдают не только пассажиры «Салют». В октябре 2016 года, выйдя проверить заклинившую дверь автомобиля, пострадал водитель маршрутки. По странному стечению обстоятельств, наехавшим на него транспортным средством оказался автобус «Транс-Балта».

 

Саша Колесникова