Миграцию IT-системы ПФР сорвала жалоба в ФАС

У Пенсионного фонда России (ПФР) появились проблемы с переносом вычислительных мощностей в новый центр обработки данных (ЦОД), который готовится на фоне уголовных дел, возбужденных по итогам сотрудничества с прошлым подрядчиком «Техносерв А/С». Тендер на 3,2 млрд руб. на миграцию IT-системы фонда мог выиграть «МегаФон», однако закупку заморозили после жалобы малоизвестной юридической компании. Потенциальным конкурентом в борьбе за контракт мог бы стать «Ростелеком» — только он также обладает требующимися ПФР вычислительными мощностями, указывают эксперты. В «Ростелекоме» отрицают интерес в заморозке тендера.

19 октября по требованию Федеральной антимонопольной службы (ФАС) была остановлена закупка ПФР вычислительных ресурсов для работы единой государственной информационной системы «Социальное обеспечение» (ЕГИССО) на 3,2 млрд руб., следует из информации на портале госзакупок. Судя по документации, ПФР хочет получить под свои нужды на срок с 1 января 2021 года до 30 ноября 2022 года ЦОД с 13,9 тыс. процессорных ядер мощностью 216,3 тыс. Гб RAM и дисковым пространством на 1,8 тыс. Тб. Единственным кандидатом на контракт был «МегаФон», он и мог бы выиграть тендер без снижения цены.

Жалобу в ФАС направило ООО «Законный бизнес». Из текста жалобы (есть у “Ъ”) следует, что компания посчитала необоснованным требование ПФР о том, что предоставляемое серверное оборудование должно быть в реестре отечественной радиоэлектроники, так как это якобы нарушает принцип обеспечения конкуренции.
Основатель «Законного бизнеса» Андрей Балагуров объяснил “Ъ” подачу жалобы «активной жизненной позицией» и «переживанием за государственные деньги».

На сайте фирмы указано, что она специализируется на защите интересов поставщиков и исполнителей госзакупок.

В ПФР не ответили на запрос “Ъ” к моменту выхода номера в печать. В «МегаФоне» от комментариев отказались.

ЕГИССО — это IT-контур пенсионного фонда, позволяющий учитывать и анализировать социальные расходы государства. Разработка и запуск ЕГИССО обошлись ПФР примерно в 2 млрд руб.— контракты на такую сумму “Ъ” обнаружил на сайте госзакупок. До 2020 года подрядчиком ПФР по вычислительным мощностям под ЕГИССО было АО «Техносерв А/С», указывает глава TAdviser Александр Левашов, отмечая, что при переезде ПФР рассчитывает значительно нарастить мощности.

«Техносерв А/С» и ПФР давно сотрудничают: с 2017-го по 2020 год компания, по данным «СПАРК-Интерфакса», заключила с фондом контракты суммарно на 4,1 млрд руб.

Это сотрудничество привело к ряду уголовных дел. Как сообщал “Ъ” 9 октября, Басманный суд Москвы отправил под стражу шесть бывших и действующих высокопоставленных сотрудников ПФР, отвечавших за информатизацию. Следствие полагает, что они могли получать взятки от экс-совладельца Промсвязьбанка и «Техносерв А/С» Алексея Ананьева. По версии следствия, взамен структуры господина Ананьева получали преференции на тендерах.
Сейчас ПФР в сжатые сроки пытается перенести IT-систему в новый ЦОД, заморозка тендера может этому помешать, говорит “Ъ” высокопоставленный чиновник, занимающийся цифровизацией.

Он указывает, что перечисленными в госконтракте мощностями, помимо «МегаФона», обладает только «Ростелеком». С этим соглашается топ-менеджер госкорпорации, занимающейся цифровизацией ведомств. Глава Ассоциации участников отрасли ЦОД Игорь Дорофеев отмечает, что перечисленные мощности, согласно контракту, нужно предоставить не сразу, а поэтапно, поэтому теоретически число интересантов не ограничивается «Ростелекомом», «но в любом случае такой контракт может быть интересен только небольшому числу крупных игроков на рынке».

В самом «Ростелекоме» “Ъ” сообщили, что не имеют отношения к тендеру. «Мы сознательно не стали принимать в нем участия, поскольку сочли его условия коммерчески рискованными»,— заявил представитель компании.

Зачастую исполнением крупных и специализированных контрактов может заняться только узкая группа компаний и конкуренты нередко используют юридические фирмы, умеющие профессионально жаловаться в ФАС, объясняет глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи. Проблема профессиональных жалобщиков распространена в отношении многомиллиардных закупок, подтверждает гендиректор «РТС-тендер» Владимир Лишенков, указывая, что «жалобщики затягивают сроки закупки, не давая провести ее в срок». Впрочем, отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов, ФАС сейчас старается отсеивать жалобы компаний, которые заведомо не могут рассчитывать на заключение с ними контракта и действуют в интересах одного из потенциальных исполнителей.

Никита Королев, kommersant.ru