Конец пути к беззаконию

Апелляция поставила точку в споре Ленинградского УФАС и Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области

Еще в июне 2015 года портал «Конкуренция и рынок» писал о незаконной практике проведения электронных аукционов на текущий ремонт автомобильных дорог в Ленинградской области.

Заказчики умудрялись установить требования к материалам, используемым для выполнения работ, таким образом, что описание этих требований превращалось в документы, состоящие из многих и многих сотен страниц.

При этом, например, требования асфальту состояли не только из его показателей, но также из показателей битума, щебня, песка, минерального порошка и т.д.

В тоже время механизмы контроля компонентов асфальта в готовой смеси при ее приемке при выполнении работ в аукционной документации отсутствовали.

Более того, таких механизмов не предусмотрено и ГОСТом на асфальтобетонную смесь.

Данные требования нужны были заказчикам исключительно для усложнения процесса подготовки заявки для участия в аукционе, а сам процесс подготовки такой заявки превращался в разгадывание ребусов и соревнование на внимательность.

Нормы закона о контрактной системе запрещают установление таких избыточных и необоснованных требований.

Однако заказчики Ленинградской области, в частности – Комитет по дорожному хозяйству, не смогли перестроиться под требования Закона 44-ФЗ.

В этом деле им помог УФАС по Ленинградской области, которым, в ходе рассмотрения жалоб участников аукционов, было вынесено решение о незаконности подобной практики.

Комитет посчитал данное решение незаконным и обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, председатель комитета Михаил Козьминых заявил, что основываясь на положительном опыте обжалования заказчик отменит данные решения в суде.

Однако суд не услышал аргументов заказчика и в августе данные решения УФАС были оставлены в силе.

И наконец, в ноябре апелляционной инстанцией Арбитражного суда в споре Комитета и УФАС была поставлена точка. Суд признал практику проведения электронных аукционов, используемую Комитетом, незаконной.

Хочется надеяться, что после этого решения чиновники, отвечающие за организацию аукционов на ремонт дорог в Ленинградской области, переориентируют свои силы с процесса составления ребусов и загадок для участников закупок на установление объективных и прозрачных механизмов выбора подрядчиков и организацию тотального контроля за качеством выполняемых работ.

Механизмов, позволяющих реализовать подобные стремления, в законе о контрактной системе более чем достаточно.