USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Какими будут новые правила игры в экономике Калининградской области

Предстоящее принятие Государственной Думой федерального закона «О социально-экономическом развитии Калининградской области» не только закрепит статус региона, но и в очередной раз поменяет правила игры для ведения бизнеса в российском анклаве. Несмотря на то, что проект закона широко не афишируется, вокруг будущего нормативного акта уже сломано немало копий.

О необходимости персонального закона по Калининградской области как в самой западной губернии, так и в столице говорили давно. Кто бы и как бы ни рассуждал о равенстве субъектов федерации, геополитическое положение оторванного от страны региона с завидной регулярностью давало о себе знать. Бесконечные споры о сложностях сухопутного сообщения и стоимости пересечения сопредельных республик, об электрических сетях и возможностях газового транзита велись с момента распада Советского Союза. Но и до сегодняшнего дня они остаются проблемами, от решения которых зависит жизнеобеспечение области. Для их решения нужен целый комплекс мер, включающих, в частности, использование экономических инструментов и создание специфического законодательного обеспечения.

«Область - миллион человек. Рынок ограничен. Сбыт в Европу проблематичен и завязан на международную ситуацию. Продажа в Россию… попробуй довези через все границы по конкурентной цене. А ведь бизнес - это налоговая база, соответственно - социальные статьи и уровень благосостояния. Тут от экономики до политики меньше шага», - говорит профессор КГТУ, кандидат экономических наук Владимир Кузин, подчеркивая необходимость рассмотрения этого закона.

Как утверждают эксперты, с одной стороны, федеральному центру регулярно приходилось подчеркивать: все субъекты равны не только в обязанностях, но и в привилегиях, но с другой - все понимают, что столь повышенное внимание к Калининграду оправданно.

За 20 лет и в Москве, и в самом янтарном крае опробовано несколько вариантов поддержки экономики, оторванной от основной части страны территории. Ставки делались и на таможенные преференции, и на налоговые компенсации. Эксперименты, проводимые в анклаве, нельзя назвать авантюрными и уж тем более - неудачными.



«На разных этапах, в зависимости от международных обязательств России, применялись разные инструменты, - рассказал сенатор от Калининградской области Николай Власенко. - У нас по сей день действует особая экономическая зона. Совсем недавно на самом высоком уровне стали обсуждать возможность совмещения ОЭЗ с территорией опережающего развития - ТОРом. Это очень перспективный вариант, но давайте честно рассуждать: сегодня в экономике региона наблюдается положительная динамика. Конечно же, было бы интереснее для инвесторов прописать правила игры не на 20 и даже не на 30 лет, но в наш век все очень быстро меняется. И надо понимать, что наш регион как никакой иной в стране чувствителен к внешним изменениям. Физически нет никакой возможности оперативно реагировать на международные вызовы по одному субъекту».

Именно такой проверенный тезис долгое время давал повод и местной власти, и представителям оппозиции говорить о необходимости персонального закона о Калининградской области. Пару лет назад досужие рассуждения перешли в практическую плоскость. Однако, несмотря на то, что о старте работы над новым статусным проектом объявили публично, «рыба» документа до недавнего времени была недоступна большинству заинтересованных лиц. Чиновники объясняли это просто: сначала нужно определить алгоритмы, согласовать принципиальные положения в столице, потом уже обсуждать детали.

После того как в июле губернатор области Николай Цуканов ушел на повышение, в одном из первых своих выступлений немногословный и. о. главы региона Евгений Зиничев сразу дал понять: особый закон об особой территории находится в приоритете не только в области, но и в Москве: «Главная задача - сделать особую экономическую зону в Калининградской области наиболее конкурентоспособным режимом на территории России, взять наиболее оправданные решения в других законах об особых территориях, обеспечить снижение фискальной нагрузки на инвесторов и снизить административные барьеры».

Даже продекларированная и. о. губернатора цель не приоткрыла завесу тайны о будущих экономических лекалах региона. При этом в правительстве области четко дали понять: преждевременное общественное обсуждение не согласованных в столице постулатов только осложнит принятие знакового документа. Впрочем, не слишком секретный законопроект можно без особого труда найти на сайтах ряда федеральных министерств. Из текста следует, что вместо ранее продекларированной территории опережающего развития (ТОР) регион получит статус территориальной экономической зоны (ТЭЗ). Название сразу же озадачило и представителей бизнеса, и местный политбомонд.

«Всем понятно, что такое ТОР, - пояснил обеспокоенность депутат областной думы Витаутас Лопата. - Известно, какие льготы по НДФЛ предоставлены по такому проекту Дальнему Востоку. Можно не сомневаться, что режим инвестиционной привлекательности там в скором времени даст ощутимые плоды. Нам, чтобы компенсировать затраты на анклавность и придать импульс развития, необходимы аналогичные преференции, притом не избранным, а всем участникам экономической деятельности - на равных условиях».



Между тем, льготный пакет ТЭЗ в ряде моментов перекликается с аналогичным набором преференций для ТОРа. Помимо сниженных ставок налогов на прибыль и активы, ожидается существенный секвестр страховых, социальных отчислений и взносов в Пенсионный фонд. Однако судя по проекту документа, избранными, пользующимися льготным изобилием, снова окажутся не все, а только зарегистрированные в регионе предприятия, способные внести солидный инвестиционный взнос - до 150 млн рублей. Конечно, в ограниченный срок вложить в бизнес такие суммы смогут позволить себе далеко не все компании. «Можем снова столкнуться с эффектом избранных, - пожимает плечами политолог Владимир Абрамов. - За десять лет действия взносовых паев в особой экономической зоне не появилось и сотни резидентов. На мой взгляд, это показательно».

«Вполне понимаю опасения и руководства региона, и федерального центра, - высказал мнение депутат Государственной Думы Андрей Колесник. - Когда к льготному пакету допускались все, в области вместо реального производства развивалась система фиктивной переработки импорта. На мой взгляд, критики всячески обходят стороной принципиальные детали нового проекта. Здесь уже прописаны нюансы, обозначающие качественный прорыв. Во-первых, статус правил игры закрепляется до 2095 года. А во-вторых, мы получаем систему упрощенного въезда, что сулит области новые варианты получения доходов. Для туристов и инвесторов планируется установить упрощенный порядок оформления виз непосредственно в пункте пропуска границы от 3 до 14 дней.

Еще одним очевидным плюсом нового законопроекта называют то, что режим ТЭЗ поменяет баланс предпочтений и подвигнет местный бизнес поменять импорт на усиление кооперации с основной территорией России»,
Но в областном правительстве пока не спешат комментировать детали продвижения закона в московских кабинетах. Каким будет важнейший для жизни целого региона закон после многочисленных согласований и утверждений, сегодня в янтарном крае никто не рискнет предположить.

Популярные