USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Как российский рынок e–commerce изменился за последний год

Онлайн–продажи в России по итогам III квартала 2016 года показали лучший результат в истории рынка — 48 млн заказов, это на 21% больше показателя аналогичного периода прошлого года, свидетельствуют данные агентства Data Insight. Российский рынок e–commerce хоть и замедлил рост из–за кризиса, но продолжает развиваться ускоренными темпами, правда, огромное количество покупок в бюджетном сегменте совершается россиянами на иностранных площадках.

Участники рынка, опрошенные East–West Digital News, называют главными трендами года массовый запуск интернет–магазинов офлайновыми игроками, региональную экспансию брендов и усиление роли государства на этом рынке. Главными событиями уходящего года единодушно признаны выдвижение WildBerries в лидеры интернет–магазинов РФ и поглощение финансовой группой "Сафмар" крупнейших ретейлеров рынка бытовой техники и электроники, которые имеют свои онлайн–магазины.

Поединок с "Али"

В 2016 году произошел серьезный сдвиг в поведении россиян — они начали активно покупать товары с мобильных устройств, и ключевую роль в этом процессе, особенно для потребителей из провинции, сыграл китайский AliExpress. Вал заказов стимулировал "Почту России", а затем и других логистических операторов выстроить инфраструктуру в регионах.

При этом объем покупок россиян в отечественных интернет–магазинах не сильно превышает объем покупок в зарубежных: по итогам года это будет примерно 190 млн заказов против 150 млн (данные из отчета Data Insight). В деньгах преимущество российского сегмента несколько весомее: совокупная выручка на конец года — 753 млрд рублей против 350 млрд у иностранцев. Однако зарубежный сегмент растет заметно быстрее отечественного: и в заказах, и в деньгах, и по среднему чеку. Осознавая ситуацию, российское правительство при активном участии Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) намерено в ближайшие месяцы ввести "налог на Allibaba" — заставить зарубежные интернет–магазины платить НДС по месту получения выручки и прибыли, что в итоге должно поднять цены иностранцев и отбить у россиян охоту к трансграничным приобретениям.

Потрясения года

Ключевым трендом в этом году ретейлеры и аналитики называют приход на рынок e–commerce крупных офлайновых игроков, которые уже изменили онлайн–рынок в части электроники, техники и детских товаров. Так, одним из заметных событий стала покупка "Техносилой" интернет–магазина E96. В свою очередь, "Техносилу", а также "М.видео" и "Эльдорадо" поглотила группа "Сафмар" семьи Гуцериевых и Михаила Шишханова. "Слияние перечеркивает многие достижения года на рынке интернет–магазинов. Эта сделка, без сомнения, всколыхнула весь рынок", — отмечает глава "Ситилинка" Михаил Славинский.

Кроме того, в этом году сменился лидер российской интернет–торговли. Сместив "Юлмарт", первое место в топ–100, по данным "INFOLine–Аналитики", занял WildBerries. Основным показателем, используемым для составления этого рейтинга, является выручка. Смену лидера подтверждают игроки рынка. "Ретейлер "Юлмарт", сосредоточившись на инновационных проектах, столкнулся с резким снижением конкурентоспособности в основном бизнесе по продаже техники и электроники, а корпоративный конфликт и иски от банков–кредиторов усилили эти проблемы", — поясняет глава "INFOLine–Аналитики" Михаил Бурмистров.

Еще одним трендом рынка стал рост числа и качества региональных интернет–магазинов. "Важно, что рынок сегодня меняется сильнее, чем когда бы то ни было за последние 10 лет", — подчеркивает глава Data Insight Федор Вирин. Ко всему прочему, на начало 2017 года запланировано появление маркетплейса "М.маркет" от "М.видео" и продвижение "Яндекс.Маркета" в качестве интернет–магазина; каждый из проектов претендует на роль глобальной товарной площадки.

Расплата

По итогам 2016 года более 40% заказов совершается через мобильные устройства, говорят в Data Insight. Неуклонно растет доля безналичных платежей. Только за 10 месяцев 2016 года онлайн–платежи выросли на 45%, лидером роста (прибавка — 63% к показателям аналогичного периода прошлого года) стал сегмент доставки продуктов питания, утверждает провайдер платежей Assist. При этом средний чек по всем категориям товаров и услуг упал на 2%, до 2945 рублей, за первые 10 месяцев 2016 года. Доля оплат через платежные сервисы ("Яндекс.Деньги", WebMoney) продолжает снижаться, а доля банковских карт — расти.

dp.ru/Article/c0f8eda7-37dd-45e9-937f-7e149dd4ff8d

Популярные