
19 сентября 2021 года в России пройдут выборные кампании различного уровня. В 12 субъектах выберут глав регионов, в 39 - депутатов в Законодательные собрания. Но самое главное, россиянам предстоит определиться с тем, кто будет представлять их интересы в Государственной Думе. Утвержденные списки кандидатов появятся в начале июня, тогда и начнется политическая гонка. Впрочем, претенденты на звание «кандидат в депутаты» обычно не ждут официального старта и начинают предвыборную кампанию заранее. В этом же сезоне как будто наблюдается затишье. Как проходит подготовка к выборам, насколько ограничительные меры и нестабильная экономическая ситуация отразились на ней, а также настроении избирателей, рассказал руководитель регионального отделения партии «Родина» в Ленинградской области Валерий Шинкаренко.
В этом году нельзя назвать деятельность будущих кандидатов в депутаты активной. Как Вы считаете, действительно ли есть некое затишье или просто ещё не время?
Объясню, почему такое затишье образовалось. Все сейчас ждут послания президента к Федеральному собранию, которое будет 21 апреля. Все политические силы, истеблишмент хотят понять вектор развития политической системы, об этом, как раз, и скажет президент. Останется ли та же самая конфигурация, которая сейчас есть – это 4 партии или что-то еще будет востребовано. Новые лица, новые силы, которые будут иметь право представлять избирателей в государственной думе. Послание президента – это такой основополагающий показатель, направление систем внешней и внутренней политических систем. С конца апреля все начнется. Когда начнется избирательная кампания в рамках закона о выборах, понятное дело, активность возрастет. А подготовка, в любом случае, идет. Но в этом году, вы правы, такое затишье.
И все-таки, ведется ли какая-то социальная работа от партий – кандидатов?
За других кандидатов и партии сказать не могу и не хочу, но что касается партии «Родина» Ленинградской области, мы ведем постоянную работу, не ждем никакой отмашки. На местах наши кандидаты взаимодействуют с избирателями. В том числе, мы осуществляем работу с ветеранами. У нас есть проект «Дети победы», в рамках которого мы награждаем медалью пожилых людей до 1953 года рождения, тех, кто пережил военное время, родился во время или сразу после войны. Постоянно ведем работу в экологическом направлении, проводим субботники, организуем уборку территорий. Взаимодействуем с молодежью. Наш фонд «Спортивные резервы родины» постоянно организует соревнования, мероприятия для молодежи. Мы выпускаем в районах газеты, распространяем их, проводим публичные мероприятия.
Валерий Шинкаренко: «Кто-то прогнозирует небольшую войну, кто-то революцию и т.д. Не дай Бог использовать такие методы снижение
внутриполитического давления, нам такие методы не нужны».
Что касается ситуации в стране и в мире, повлияла ли она каким-то образом на предвыборную кампанию?
Сейчас очень сложная внешнеполитическая обстановка, непонятная внутриполитическая обстановка: массовые незаконные протесты и так далее. Многие кандидаты от власти находятся в подвешенном состоянии и партии. Давление внутри политического «котла» нарастает. Мы видим, что падают доходы населения, напряжение растет. Есть очень сильное внешнее давление тем или иным способом. Тут вопрос для власти принципиальный, что они будут делать: либо они этот котел будут консервировать, герметизировать, либо, с помощью выборов, смогут какое-то излишнее давление разрядить, «выпустить пар», скажем так. Это принципиально важный вопрос. Необходимо периодически этот пар выпускать, если этого не делать, то рано или поздно «котел» перегреется и взорвется.
Что, на Ваш взгляд, может разрядить эту обстановку?
Выборы. Это и есть волеизъявление людей. Когда они понимают, что от них что-то зависит – они идут на выборы и голосуют. А если получится так, что будут кандидаты, допущенные к выборам и к реальной борьбе за мандат, но впоследствии избиратели не увидят своих представителей во власти, тех за кого голосовали, то понятно, что эта ситуация только усугубит это давление. И тогда уже этот пар народ будет выпускать другим образом. А каким – даже страшно представить. Кто-то прогнозирует небольшую войну, кто-то революцию и т.д. Не дай Бог использовать такие методы снижение внутриполитического давления, нам такие методы не нужны. Нам нужны легитимные процессы волеизъявления людей, населения, так чтобы человек понимал, что от его голоса что-то зависит и не шел на несанкционированные митинги, акции протеста против власти, против президента, а пытался изменить жизнь общества и государства легитимным способом.
Как это возможно?
Проголосовать за своего представителя, своего кандидата в депутаты и понимать, что мнение избирателя будет услышано, голос не будет украден. Во-первых, понимать, что у кандидата есть шанс избраться, а во-вторых он будет реально представлять интересы общества в правительстве. Это грамотная внутренняя политика. А будет ли у нас грамотная внутренняя политика или не будет – это вопрос, который сейчас решается. В этом, кстати, и есть принципиальное отличие от предыдущих выборов.
Валерий Шинкаренко: «Сейчас реально становится плохо.
Мы это ощущаем по собственным доходам, уровню жизни».
К чему сейчас тенденция – «выпустить пар» или «герметизировать котел»?
Пока мы видим, что обстановка только накаляется и все ждут послания президента, чтобы понять, какое все-таки на самом верху решение приято: консервация политических историй, когда мы видим наших престарелых лидеров - Зюганова, Жириновского, Миронова (дай Бог им здоровья), либо мы увидим новых людей. Не партию «Новые люди», а новые лица. Людей, которые не в этой системе, которые не находятся в ней по 3, 4, 5 созывов, а все-таки свежая кровь, обновление. Понятно, что люди могут просто махнуть на всю эту политическую систему, демократию и будут пытаться свои проблемы как-то по-другому решать.
Каков сейчас запрос избирателей - новые лица или стабильность, чтобы ничего не менялось?
Запрос на справедливость и экономический рост. Действующий состав депутатов не может обеспечить ни справедливости, ни экономического роста. Они себя дискредитировали за эти годы.
Сами избиратели понимают, что для реализации их запросов необходимы новые лица?
Понимаете, избиратели делятся примерно так: 35-40% избирателей проголосуют за партию власти. Это люди, которые устроены консервативно и голосуют за стабильность, независимо от того, какая это партия – коммунистическая, «Едина Россия» и др. 10% избирателей всегда против. Любая власть их не устраивает, они активно выступают против. Остальные, примерно 50% - это неопределившиеся. Если все хорошо, есть экономический рост, они на выборы не приходят. А когда плохо – начинают думать, куда же им примкнуть. К тем, кто за власть, к тем, кто против власти или ищут третий вариант. По сути, идет борьба именно за эти 50%. Сейчас реально становится плохо. Мы это ощущаем по собственным доходам, уровню жизни. Количество бедных растет, количество среднего класса падает. Мы не можем обеспечить уровень жизни, который был даже несколько лет назад. Мы видим, что внутриэкономического роста нет. Вот эти 50% сейчас и думают, за них и идет борьба. Если мы сейчас эти голоса не услышим, оставим просто те 35% и 10%, то получится, что снова это давление у нас будет нарастать. Если бы у нас все было хорошо, уровень экономики рос, доходы бы росли, как это было в начале 2000 годов, то можно было бы относиться к происходящему спокойно и легко, но ситуация сейчас иная.
Валерий Шинкаренко: Внешняя политика у Российской Федерации
удается гораздо лучше, чем внутренняя».
Как Вы считаете, возможно ли в нашей стране исправить экономическую ситуацию?
Я считаю, что мы выступаем последовательно за суверенную экономику, мы выступаем последовательно за интегральную экономику, за новые рабочие места, за новую индустриализацию, сокращение чиновников. Мы считаем, что у нас есть и люди и силы, которые в состоянии этот экономический рост обеспечить. Нашими экономистами Сергеем Глазьевым, Михаилом Хазиным вся эта модель описана – как и что делать. Описана суверенная экономика, когда мы перестанем продавать свои богатства за валюту, затем на эту валюту покупать облигации иностранных правительств, то есть фактически бесплатно отдавать свои богатства, а эти деньги инвестировать в развитие страны – инфраструктуру, создание новых рабочих мест, тогда начнем нормально жить. А пока мы копим золотовалютные резервы страны в валюте и иностранных активах – ничего хорошего не выйдет.
Возможно ли не зависеть от санкций и условий, которые диктует нам внешний мир.
Чем больше санкций, тем у нас больше шансов от них не зависеть. Тем не менее, по серьезному пока никто санкций нам не вводил. Если они решат серьезно ввести санкции, то будет не очень хорошая ситуация. Надо понимать, что сейчас у нас очень большая зависимость от иностранного импорта по всем направлениям, начиная от предприятий военно-промышленного комплекса, Роскосмос, заканчивая агропромышленным комплексом (семена, инкубационное яйцо, племенные животные). Мы все это растеряли и потихонечку начинаем восстанавливать. Даже в производстве хлеба используются импортные составляющие. Поэтому должна быть золотая середина – и суверенитет отстаивать и собственное производство наращивать, чтобы не зависеть. В ближайшем будущем мы должны создавать макроэкономическую зону. И мы начали это делать. Евразийский экономический союз с количеством потребителей в 300 – 500 миллионов человек, потому что в меньшем количестве вывести свои предприятия в лидеры невозможно. Если у тебя потребителей меньше, чем 300 миллионов, то невозможно конкурировать с транснациональной корпорацией. Поэтому и начали создавать зону Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) и сбирать обратно растерянные территории в 90-е годы, так как нам нужны рынки сбыта для своих компаний, которые должны быть конкурентоспособными на глобальном рынке.
Вы говорили про золотую середину. Удается ли ее придерживаться?
Я считаю, что внешняя политика у Российской Федерации удается гораздо лучше, чем внутренняя. Во внешней политике, благодаря личным стараниям президента, Россия добилась феерического успеха. Сейчас мы имеем статус сверхдержавы, прежде всего, за счет того, что смогли обеспечить неприкасаемость России на ближайшие 10-20 лет, то есть, мы обладаем такими видами вооружения, что оно обнуляет любые попытки силового решения вопроса с Россией. Мы смогли осуществить свое военное присутствие на Ближнем Востоке, в этой болевой точке всего мира, где сходятся все транзитные маршруты нефти и газа, энергетика, людские миграционные потоки, там собрано все. И мы обеспечили себе транзит товаров, смогли защитить свою центральную Азию от угрозы террористического распространения (угроза запрещенной в России террористической организации ИГИЛ – прим.ред.).
Но во внутренней политике таких успехов нет. Пока у нас полный застой на уровне 70-х годов. Когда включаешь телевизор и видишь наших партийных лидеров, конечно, почти у каждого человека возникнет желание переключить на другой канал. Политики должны вдохновлять. Кроме президента и еще пары человек – больше никто не вдохновляет. Если 30 лет говорить одно и то же, но не делать этого, конечно, народное доверие пропадет. А если еще посмотреть, за что голосуют в Государственной Думе, и какие законы принимают, то сразу станет понятно, почему же «котел перегрелся».
Елена Лаптева
Фото: www.rodina-lenobl.ru