USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Совершенству есть предел: для чего нужны экспертизы перед тюнингом и после преобразования авто

8 февраля 2021

Оснований для отказа автовладельцам во внесении изменений в конструкцию автомобилей стало больше. Теперь усовершенствовать свою железную лошадку можно только после заключения испытательной лаборатории. Причем протокол испытания должен быть обязательно занесен в реестр Минкономразвития. Речь идет о всевозможном тюнинге и установке ГБО (газобаллонного оборудования). Эксперт журнала «Конкуренция и рынок», руководитель и пилот команды S3 CLUB Григорий Черняк рассказал, что входит в понятие «тюнинг», насколько сложно получить разрешение на переоборудование авто и поделился советами, как выбрать тюнинг-ателье и не ошибиться.  

ДТП с участием неисправных транспортных средств - не редкость.  Чаще всего инспекторы фиксируют проблемы с колесами,  чрезмерную тонировку, неисправные световые приборы и самовольные, а иногда и самодельные изменения конструкции автомобиля. В общем, вступившие в силу правила получения разрешения на внесения изменений в конструктив ТС, можно сказать, написаны кровью, а потому, вполне оправданы.
Итак, изменить строение и внешний вид автомобиля, прямиком отправившись в ГИБДД, теперь не получится. Сначала специализированная лаборатория должна заключить, что планируемые изменения не несут опасности для окружающих. И только после того, как заключение будет внесено в реестр Минэкономразвития, можно обращаться в автоинспекцию для получения разрешения претворить задуманное в жизнь.  Получив разрешение в ГИБДД, можно отправляться в тюнинг-ателье, но потом снова  придется заглянуть в экспертную лабораторию. Специалисты проверят, насколько качественно внесены конструктивные изменения и не прибавил ли автовладелец  еще чего сверх оговоренного заранее.  Испытывать и регистрировать нужно практически всё: подвеску, рулевое управление, сидения, световую оптику, бамперы выхлопную систему, спойлеры, нестандартные пороги и колесные арки, подкрылки, багажник на крыше, ГБО, «кенгурятники»,  «плавники», фаркоп, лебедки. По поводу прокачки двигателя – даже комментарии излишни. После проведения испытаний и составления протокола, который также внесут в реестр Минэкономразвития, можно ехать на техосмотр и в ГИБДД для регистрации изменений. Таким образом, если автомобилист не получит заключение лаборатории на внесение конструктивных изменения в автомобиль или  заключение не будет внесено в реестр Минэкономразвтиия, ГИБДД не выдаст разрешения на изменение авто. Отказ обеспечен, если в реестре не окажется протокола испытаний оттюнингованного автомобиля. Без протокола не выдадут свидетельства о соответствии транспорта требованиям безопасности. Разберемся, что такое тюнинг.

Григорий, что входит в понятие  «тюнинг»? Только конструктивные изменения автомобиля или внешние тоже, например, аэрография?
Слово тюнинг – это собирательное слово. Тюнинг может быть как внешний, так и технический (внутренний). Аэрография входит в понятие тюнинга, но не требует прохождения экспертизы. Если она нанесена на большую часть кузова, возможно, потребуются изменения в регистрационных документах, а именно цвета, но для данного действия дополнительная экспертиза или оценка не нужна, нужен осмотр в МРЭО ГИБДД для того, чтобы там внесли некоторые коррективы по цвету. Это требуется не всегда, есть свои тонкости относительно количества базового и замещающего цвета.  То есть, если на машину будет нанесен рисунок, или кузов будет окрашен в несколько цветов, в документах поставят  формулировку «многоцветный».

Какие  элементы  тюнинга требуют согласования в ГИБДД, а какие нет?
Вопрос достаточно тонкий, потому что можно смотреть де-факто, а можно де-юре. Де-юре, - любое изменение, которое идет не по ГОСТу, т.е. не выпускалось изначально заводом-изготовителем, считается внесением изменений и требует согласования. Кроме этого есть рекомендации к ТС, которые написаны в инструкции по эксплуатации. Соответственно, отчасти это приравнивают к стандарту. Например, если машина поставлялась с конвейера  с дисками радиуса 15, то у них есть допуски,  - диски и резина, которые подходят именно этой модели и типу автомобиля. В этих пределах согласования не требуются. Теперь давайте разберем, для чего требуется проводить оценочные работы. Это делается для безопасности эксплуатации ТС.  Например, если на автомобиль поставить колеса, которые не заявлены производителем, то возможны некоторые непредсказуемые моменты. Когда на машину ставят большущие колеса, будут другие нагрузки на оси, на транспортное средство, на дорогу.  Это может быть небезопасно. Еще пример с газобаллонным оборудованием.  Оценка и дальнейшая регистрация ГБО нужны  для того, чтобы, во-первых, эксперты проверили качество самого оборудования, документы на него, качество монтажа.  Если оборудование некачественное, без гарантий, если его устанавливали не по стандарту, то оно  может привести к каким-то последствиям, например, к взрыву баллона. Чтобы этого избежать, нужно пройти определенный контроль. Другой пример: на машину установлен обвес или пластиковые накладки на пороги или бампера. Де-юре это называется внесением изменений в конструкцию ТС.  Есть тонкости на тему заводские они или не заводские. Спортивные или, назовем их, тюнингованные накладки завод-изготовитель не делает, и они по ГОСТу уже не могут идти. Это внесение изменений и это необходимо регистрировать. Де-факто происходит так: много автомобилей ездит с такими изменениями, и не все сотрудники ГИБДД могут распознать заводские ли они или нет. Это некритично, но до поры до времени.  Резюмирую: для всех элементов тюнинга, для всех конструктивных частей автомобиля, которые не сделаны заводом-изготовителем, скорее всего,  нужно будет проходить согласование с экспертами и регистрировать в ГИБДД. Есть некоторые нюансы, но это уже совсем индивидуально по некоторым отдельным позициям. А вообще, в экспертных лабораториях, как правило, есть человек, который подскажет как действовать и поможет.

Григорий, насколько популярен тюнинг в Санкт-Петербурге?
Здесь нужно разделять понимание терминологии тюнинга.  Небольшие накладки на пороги, диски на колеса, тонировка заднего стекла – все это тюнинг. В таком контексте тюнинг очень популярен. Если рассматривать тюнинг глобальный, когда делают не только внешнюю часть авто, но и технически его дорабатывают, то это тоже популярно в Петербурге  в связи с тем, что у нас большой ассортимент разных машин и в связи с тем, что это пользуется спросом у определенных пластов населения. Если разобрать автомобиль средней ценовой категории, например, HYUNDAI SOLARIS, то  технически такие автомобили редко тюнингуют, это незачем. Если и дорабатывают внешне, то несильно.  Есть модели автомобилей, которые больше дорабатывают, есть которые меньше. 

Какие изменения пользуются наибольшим спросом?
Есть базовые, простые вещи и в статистике их будет больше.  Это спойлеры, накладки на пороги и бампера,  колеса другого  диаметра, тюнинг  салона.  Если брать общую статистику всех автомобилистов, то детальными доработками пользуется меньше людей. Но если взять кластер именно этих людей, то вариации могут быть разными: замена двигателя на более спортивный, замена выхлопа – тоже достаточно популярная история,  доработка подвески и всего остального. Здесь мы начинаем граничить с таким понятием, как гражданская машина, которая может ездить по городу, и «боевой» автомобиль, который, по идее, не должен ездить по дорогам общего пользования. Но это тонкая грань и совсем другая история.
Как много организаций, которые специализируются на тюнинге, представлено в Санкт-Петербурге? И как не ошибиться с выбором мастерской?
Их достаточно много – от гаражных сервисов, которые предоставляют услуги тюнинга, до средних мастерских  и топовых тюнинг-ателье, которые, зачастую, коллаборируют с автодилерами. Надо понимать, что есть люксовые ателье, которые известны во всем мире, и есть локальные, которые занимаются какими-то отдельными позициями, поэтому в выборе тюнинг-ателье следует отталкиваться от цели, которую вы преследуете и, естественно, бюджета. Не лишним будет понимать срок эксплуатации тюнинга. А дальше все как обычно, можно почитать отзывы про конкретную организацию.

Во сколько в среднем обходится прокачка авто?
Разрешение на внесение конструктивных изменений в авто стоит совсем недорого, если делать его официально. По поводу стоимости самого тюнинга невозможно объективно ответить. Потому что  те же пластиковые накладки на бампера и пороги на спортивный автомобиль средней ценовой категории  можно купить за 20 тысяч рублей, а можно на ту же машину купить за 200 тысяч рублей.  Можно купить новый обвес тысяч за 40, а можно б/у, но оригинальный за 80-100 тысяч. Тюнинг новых моделей Mercedes или BMW критично отличается от тюнинга этих автомобилей, скажем,  2000-х годов.  Цены могут настолько отличаться, что, порой, тюнинг соизмерим с ценой новой машины. То есть, цена прокачки зависит от стоимости ТС и от того, сколько оно стоило при покупке.
Подводя итог, скажу, что тюнинг – это вопрос достаточно относительный и тюнингом  занимаются не только автомобилисты, им занимаются все люди, просто по разному это называют. Кто-то занимается тюнингом своего тела и прокачивает тело. Кто-то занимается доработкой своего жилья, декором. По авто то же самое. Просто есть такое собирательное слово,  и здесь, конечно, люди подходят как с умом, так и без ума, у каждого свои предпочтения. Главное, чтобы тюнинг был не во вред окружающим. А вообще, это дело хорошее.

 

Саша Колесникова

Популярные