
В 2018 году на международном рынке появилось приложение Тик Ток, стремительно став одним из наиболее загружаемых и быстрорастущих. По данным Википедии, количество пользователей приложения превышает 1 миллиард, а их география охватывает 150 стран. В России, по официальной статистике Тик Ток, в январе 2020 года активная аудитория сервиса составила 18 млн. человек, примерно 40% из них - дети и подростки. В Тик Ток публикуют мини-ролики разного формата. В основном, это незамысловатое, легкое для восприятия видео: танцы, флешмобы, песни, синхронизированные по губам и многое другое - именно такой контент является наиболее популярным. Однако, среди «Тиктокеров» (так называют активных пользователей данной сети), публикующих различные «челленджи» и «пранки», совершенно неожиданно, мы обнаружили священников Русской Православной Церкви. Чтобы выяснить, как и для чего духовные лица оказались в столь неожиданном месте, что постят и на кого подписаны, мы связались с одним из самых популярных священников-блогеров, иереем Константином Мальцевым, настоятелем храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской ст. Ленинградской. В Тик Токе у батюшки около 300 тысяч подписчиков, а ежемесячные просмотры его аккаунта достигают 12 миллионов.
Тик Ток – это социальная сеть, где основная аудитория – подростки и молодежь. Скажите, для чего Вам нужно присутствие в этом месте?
К данному вопросу я всегда подхожу с точки зрения слов Господа: «идите, научите все народы…». Это неотъемлемая моя духовная, пасторская обязанность – научить. Где именно будет эта площадка, реальная она или виртуальная – не имеет значения. Естественно, реальная для меня более важна – приход, прихожане. Но и виртуальная сеть – это очень большое количество людей, в том числе верующих и, в первую очередь, молодежи, которая нуждается в пасторском слове. К сожалению, в интернете очень много духовной гнили, именно такой, которая повреждает души наших детей, нашей молодежи и, в том числе, взрослых людей. Поэтому нужно дать какой-то противовес, альтернативу, чтобы они могли не только прыгать, сигать или какие-то пранки делать, а подумать о жизни вечной, о своей земной жизни - насколько она правильная или неправильная, насколько она соотносится с духовной жизнью или она совсем безбожная. То есть основная цель – это говорить о Господе и обо всем, что с ним связано. С истиной, которую несет православная церковь.
Почему именно Тик Ток?
На самом деле, Тик Ток – это последняя социальная сеть, где я присутствую. Их очень много у меня, начиная с Ютуба и заканчивая остальными социальными сетями. Тик Ток – это одна из самых востребованных сегодня сетей. Я уже ранее создавал в ней аккаунт, но тогда Тик Ток мне не понравился, потому что выскакивало то, что мне не по душе. Это сегодня, когда уже Тик Ток видит, что я больше одобряю, лайкаю, комментирую, подстраивается под меня и выдает то, что мне интересно, допустим, творчество.
Конечно, сейчас эта социальная сеть становится актуализированной. Например, там появляются профессионалы своего дела, они говорят какие-то вещи, интересные даже для взрослого человека. А если мы говорим о духовном, то духовное всегда востребовано, и поэтому есть целевая аудитория, которая это смотрит. Не в похвалу будет сказано, в месяц в Тик Токе мою страницу смотрят 11-12 миллионов зрителей. Плюс-минус, в зависимости от того, что я выставляю. А вот первый мой аккаунт заблокировали навсегда.
По какой причине заблокировали?
Это было год назад, на Крещение. Наверняка, Вы видели видео-рассылку, как маленький голенький ребеночек на холоде обливается водой, то есть такая сила духа, если можно так назвать. И я решил выставить это, вот, посмотрите, маленький ребеночек, не боится. Это, как пример определенный… И меня заблокировали за распространение детской порнографии. Думаю: «ну и слава Богу!».
Но со временем люди стали меня упрашивать, говорили: «батюшка, займись, у тебя это получится». Господь говорит: «по смирению больше воздается». Поэтому я решил все-таки проявить терпение и смирение, потому что Господь не выбирает – хороший, плохой, добрый, злой. Он и над злыми солнце поднимает, дождь дает и праведникам и грешникам. И я постарался не относиться к этому предвзято, что вот я такой хороший, зачем мне на них тратить время. Именно потому что Господь говорит: «об одном кающемся грешнике радуются небеса», я все-таки проявил послушание и пошел в этот Тик Ток. И Господь вот помог. Это не моя заслуга, это милость Божия, что он так вот поддержал, как-то вразумил, что сказать, чтобы столько людей подписалось. Поэтому, еще раз отвечая на Ваш вопрос «для чего мне Тик Ток», – поскольку это души людей, которым надо дать что-то альтернативное, доброе, Божие.
«Пути Господни неисповедимы» и если бы они были исповедимы,
то были бы человеческими, а не Божьими».
Вас, действительно, очень интересно слушать. Неудивительно, что у Вас такая большая аудитория. Но, предположу, что это все люди церковные, которым близко православие. Интересно узнать, проявляют ли интерес люди, далекие от церкви, атеисты и те, кто на распутье?
Конечно, есть. Когда ты попадаешь в рекомендации, то в ленте тебя видят все. Первое время у меня немного улыбку вызывало, когда в комментариях читал: «Я – атеист» или «Я – сатанист, почему мне попалось Ваше видео?». Ну, это, знаете: «пути Господни неисповедимы» и если бы они были исповедимы, то были бы человеческими, а не Божьими. Конечно, аудитория совершенно разная, когда ты попадаешь в рекомендации. Много и всяких… как бы помягче сказать? (задумался) Если по молодежному, – троллей, хейтеров. Если по более человеческому, то всяких недоброжелателей, оставляющих негативные отзывы. К примеру: «Как это так, церковь в интернет еще лезет?!» и тому подобное. Но когда ты не гневное на это отвечаешь, а с кротостью и благоговением каждому даешь ответ, они успокаиваются. Чего они хотят? Чтобы ты разозлился, чтобы сказать «ну вот, посмотрите, какие попы!». А когда ты ровняешься на смирение и кротость Господа и отвечаешь с такой же Христианской любовью, они успокаиваются. Я не раз читал комментарии: «Спасибо, батюшка, за то, что Вы вот так мне ответили. Я ожидал, что Вы будете меня чуть ли не матом посылать, а я увидел, что вы по-человечески относитесь к любым людям. И я даже стал Вас с интересом слушать». То есть добрый личный пример очень важен, потому что каждый православный Христианин – он член церкви, представитель церкви. И по одному могут сказать за многих, тем более по священнику. А священник должен быть образцом в какой-то мере и не только в интернете, но и вне интернета.
Многие мои подписчики приезжали ко мне и говорили: «мы думали, Вы только в интернете такой». То есть, то, что это роль, маска, но люди говорят, что это не так. А это очень важно. Лицемерие и фальшь недопустима для священника или вообще для православного человека. Поэтому, ты должен соответствовать и отвечать этим недоброжелателям и, в том числе, людям, которые хотят услышать слово о Боге и обо всем, что с ним связано.
«Каждый православный Христианин – он член церкви, представитель церкви.
И по одному могут сказать за многих, тем более по священнику».
Это очень мудрый и правильный подход. Интересно узнать, какой у Вас основной контент, на что аудитория лучше всего реагирует? Что интересует Вашу публику?
Основной контент – это проповедь. В большей степени. 1-2 трансляции прямых эфиров в неделю, то есть живое общение. Где-то 70% - ответы на комментарии, видео-ответы помимо текстовых и какие-то тематические сюжеты на тот или иной вопрос.
Подготовка контента, общение с подписчиками, эфиры – это все отнимает время. У Вас есть для этого какая-то мотивация, возможно, материальная?
Социальные сети занимают много времени и, конечно, сил. За это я финансово ничего не получаю. Это попытка потрудиться во славу Божию, чтобы это было Богоугодно. Вся моя интернет-деятельность безвозмездная. Вот в Тик Токе, может быть Вы видели, иногда подарочки делают, которые эквивалентны какой-то копеечке. За весь период моей деятельности в Тик Токе, это примерно полгода плотной работы, не просто присутствия, наблюдения, а именно труда, потому что у меня на это уходит иногда час-два в день, вот за этот период где-то тысяч 5 во время эфиров пожертвовали. Поскольку я окормляю детский дом, я все эти подарочки, донаты так называемые, обналичиваю и покупаю конфеточки, печенечко, игрушечки несколько раз покупал и этим деткам от людей отдаю. Говорю: «это люди хотят вас так поздравить, приятно вам сделать». И я это снимал несколько раз, чтобы людям подтвердить, что я не просто так говорю, чтобы люди видели правду, честность, чего сегодня, к сожалению, все меньше и меньше.
Расскажите, пожалуйста, о детском доме, который Вы окормляете, о Вас и о том, откликаются ли люди на просьбы о помощи. Как Вы совмещаете это со служением?
Конечно, это моя такая отдушина. У меня в районе около 15 направлений деятельности, помимо интернет-деятельности. Это 3 детских садика, 2 школы, дом престарелых, детский дом, молодежный центр православный и многие другие. В сане я уже 13 лет, из которых 10 окормляю детский дом. Многих деток мы, во славу Божию, безвозмездно крестили. Ежегодно 2 раза в год у нас проходят благотворительные акции «Вифлеемская звезда» и «Пасхальная радость».
Что это за акции?
Мы обращаемся к людям, помимо своих личных возможностей, закупаем огромное количество подарочков, игрушечек, канцелярии и ездим по малоимущим семьям. Об этом я тоже иногда говорю в интернете, и люди что-то жертвуют. В этом году мы 77 детей поздравили с Рождеством Христовым, в прошлом году это было 48 деток. Увеличить это количество у меня получилось, в том числе, благодаря социальным сетям. Но я стараюсь никогда о деньгах не говорить, потому что мне лично деньги в плане интернет деятельности не нужны. Это мой труд во славу Божию, а не чтобы я что-то зарабатывал на этом. А если говорить о второй стороне финансов, то я не хочу, чтобы обо мне сказали: «Вот, очередной батюшка, который пришел, чтобы заработать денег». Не хочу я этого. Поэтому я крайне редко, когда что-то говорю о финансах. В частности, о детках был вопрос. Я снял определенный видео-отчет: «мои дорогие, любимые посмотрите, что мы сделали», чтобы люди видели, что это целенаправленно для деток, а не в мой карман пошло. Это живой пример. Это не потому, что я такой хороший, я – худший! Знаете, есть такое замечательное выражение: «я мудрец среди овец, но среди мудрецов я сам, как овца». Вот по такому принципу, конечно, я могу призвать людей к какому-то благому делу.
Как-то ребеночку с СМА деньги собирали, ему 160 миллионов надо было на операцию, я призвал помочь. Небольшую сумму, 30 тысяч, даже не 30, а 26 тысяч мы собрали через интернет этому ребеночку. Среди миллионов – это ничего, но среди попытки быть соучастным в помощи этому ребенку, мы помогли. Это как в той притче, когда человек идет по берегу и после шторма выкинуло много звездочек морских и он видит, как девочка берет и бросает в океан эти звездочки. Остановился и говорит ей: «глупенькая, ведь ты же всем не поможешь». Девочка в ответ: «я знаю, но этой я уже помогла» и бросила ее в океан. Вот по такому принципу, как Господь говорит: «кто верен в малом, тот верен и в великом», а если бы каждый с малого начал, как минимум с самого себя, со своей добродетели и своих трудов - мы бы делали великое.
Но каждый у нас пытается быть «диванным генералом», - «как это так, да ты чего, да таких не бывает и тому подобное». Да помолись за меня грешника, у меня столько грехов, чтобы Господь меня укрепил, чтобы я это не бросил на фоне, порою, каких-то злых отзывов и тому подобного. Потому что иногда руки опускаются. Но потом понимаешь, - Господь терпел и нам велел. Вот по такому принципу.
Вы столько много рассказали о своей деятельности, но ничего – о себе. Напоследок, очень хотелось бы узнать побольше о Вас.
А за себя я в двух словах скажу. Я не с самого начала из семьи священника. Мой папа служит уже 26 лет священником, но изначально он не был священником. До этого работал в правительстве, в других каких-то организациях. Когда он пришел в церковь, я уже был подростком и, естественно, какие-то вещи изнутри видел. Приятные и неприятные. Но я искренне благодарен Господу, что папа общался, можно сказать, со священниками-алмазами, со священниками с большой буквы, на которых нужно равняться. Наверняка, вы слышали о таком священнике, как Николай Гурьянов. Это же образец для подражания! Видя таких священников, можно сказать, вечных святых и земных святых, ведь Николая Гурьянова можно было назвать при жизни святым человеком, понимая худшую сторону православия, человеческий фактор, естественно, хотелось равняться на лучшее. И всегда людям говоришь: «Зачем вы смотрите на худшее? Я понимаю, что проще осудить, обсудить, чтобы себя обелить, но найдите лучшее! Зачем вы хотите деградировать?». Проблема в том, что человек не хочет размышлять, он не хочет напрягаться, не хочет развиваться. Этому, в том числе, способствует Интернет. Гораздо проще посмотреть что-то лёгонькое – 10, а то и 5 секунд уделить, чем посмотреть что-то более серьезное. И вот когда ты понимаешь, что нужно, как минимум себе, ты стараешься этим поделиться.
Елена Лаптева
- Войдите, чтобы оставлять комментарии