
В этом году петербургские регбисты и болельщики отмечают 60-летие регби в северной столице. Годовщина официальная. На самом же деле первый матч здесь сыграли гораздо раньше. Особенно активно регби развивается последнее десятилетие. Санкт-Петербург даже стал площадкой для проведения крупнейшего европейского турнира – Кубка европейских чемпионов. О состоянии и перспективах этого вида спорта в России и, в частности, в нашем городе рассказал президент Федерации регби Санкт-Петербург, заместитель председателя Высшего Совета Федерации регби России Михаил Зарицкий.
Михаил Маркович, вы возглавляете Федерацию регби уже давно. Каково на сегодняшний день состояние этого вида спорта в России и у нас в Петербурге?
Если реалистично подходить к ситуации, и это касается не только регби, но и всех видов спорта, ситуация довольно напряжённая. И понятно почему. Во-первых, все федерации лишены возможности выступать на международной арене в официальных соревнованиях. Безусловно, это не стимулирует спортсменов в их развитии. Второе – уменьшилось количество спонсоров, которые готовы вкладывать деньги в спорт, - многие предприятия испытывают проблемы с бизнесом. Тем не менее, мы стараемся выходить из ситуации. Она непростая, но регби живёт и будет жить дальше, без сомнения.
К российским спортсменам применяются достаточно жёсткие санкции. Кого-то отстраняют от соревнований, кому-то устраивают бойкот, к третьим проявляют демонстративно предвзятое отношение. Как обстоят дела в регби?
У нас за долгие годы контакта с Rugby Europe сложились вполне рабочие хорошие отношения, поэтому каких-то жёстких санкций к нам не было. У нас не было ни допингового, ни каких-то других скандалов. В общем-то эти отношения остались и сейчас на уровне Rugby Europe, да и World Rugby. Тем не менее, по политическим соображениям, не все вопросы сейчас решаются.
Ещё недавно обсуждался вопрос проведения Чемпионата мира по регби 2027-го года в России. Остаётся ли хоть какая-то вероятность того, что мировое первенство пройдёт у нас в стране?
Я думаю, на сегодняшний день она нулевая, к сожалению.
Можно ли будет в обозримом будущем увидеть наших игроков на каких-то международных турнирах?
Наши игроки участвуют и в английской Премьер-Лиге и во французской, в общем, они имеют возможность играть в регби. Но что касается клубных команд, а тем более сборных, то сейчас это крайне проблематично, хотя клубными командами мы будем заявляться на ежегодный турнир мировой серии, который проходит в Дубае. Посмотрим, что из этого получится.
А насколько вообще в регби популярна практика приглашения иностранных игроков в команду или есть стремление, скажем так, к натурализации?
У нас довольно обширная практика легионеров из ЮАР, которые сейчас играют в командах Премьер-Лиги, играют ребята из Грузии. Южная Африка на сегодняшний день является обладателем Кубка мира и по нынешней терминологии относится к дружественным нам странам. У нас с ней серьёзные контакты и даже главный тренер профессиональной петербургской команды из ЮАР.
Что касается стремления к натурализации… В идеале, каждой стране хочется, чтобы их воспитанники из детско-юношеских школ пополняли команду мастеров, потом выходили на международный уровень и попадали в сборную страны. Но для этого должны хорошо работать школы, должны быть специалисты на каждом этапе обучения спортсмена. Сейчас такого нет, тем более в регби, и до известных событий у нас в каждом клубе играло до 6 легионеров, которые по классу превосходили наших спортсменов. По крайней мере в регби-15 нам есть чему у них поучиться. Очень хотелось бы, чтобы когда-нибудь ситуация поменялась.
Где сейчас российская сборная в мировом рейтинге?
Российская сборная, регби-15, сейчас где-то на 21-м или на 22-м месте. До 15-го места это такие «шатающиеся» команды, то есть они меняются, а вот пройти 15-место – это титаническая работа. Регби-15 это такая игра, где побеждает сильнейший. В футболе можно отстоять всю игру в защите, случайно забить один гол и выиграть. В регби так не получится. А чтобы стать сильнейшим – этим надо жить, это должна работать многолетняя система. Мы 10 лет делали то, что даёт результаты только сейчас: наши детки по каждому возрасту конкурентноспособные в стране. Когда я только пришёл, мы проигрывали Москве 100 с лишним на ноль. Сейчас мы обыгрываем Москву.
Есть ли шансы преодолеть эту планку?
Чтобы развиваться и двигаться дальше нам прежде всего нужна инфраструктура. Хотя бы одно специализированное регбийное поле и, конечно же, несколько спортивных отделений в спортшколах, а может быть городскую спортивную школу. Пока что мы открыли три отделения (в Петербурге).
Давайте поговорим конкретно о регби в Санкт-Петербурге. Какими успехами наших спортсменов можете поделиться?
Успехи, действительно, есть. Наши ребята, начиная с 2013 года рождения и заканчивая 2004-м годом рождения, ежегодно играют на первенствах России. И практически по всем возрастам мы претендуем на место в первой пятерке. Кроме детско-юношеского регби у нас есть взрослые команды, профессиональная по регби-7. В общем, регби развивается и довольно активно.
А что со спортивными школами и инфраструктурой?
Регбийная инфраструктура – самый больной вопрос. У нас в Петербурге уже несколько тысяч человек играет в регби. У нас больше 100 команд, и каждый год в регби приходят новые игроки. Сегодня по результатам Петербург входит в первую пятёрку российских городов. В общем, благодаря Федерации регби Санкт-Петербурга, энтузиастам, родителям и тренерам процесс идёт. К сожалению, не могу похвастаться, что мы получаем ощутимую поддержку от городских властей. Но мы стараемся и, вроде бы, идут нам на встречу. В августе мы планируем подписать соглашение о намерениях с городским спорткомитетом и Федерацией регби России и после этого, надеюсь, двинемся вперёд. Основной болевой момент – это база, где могли бы тренироваться все регбийные команды. Сейчас мы арендуем то «Петровский», то ещё какие-то стадионы, но мы нигде не являемся хозяевами. А когда нет своей постоянной базы, то довольно сложно развивать всё остальное.
Каковы шансы, что вы её скоро приобретёте? Может уже известно потенциальное место?
Есть несколько вариантов. Сейчас мы всё проговариваем с городскими властями и спорткомитетом. У нас, наконец-то, сложились довольно хорошие товарищеские отношения с Антоном Шантырём. С моей точки зрения, вероятность очень высокая, но поживём – увидим. К сожалению, в нашей стране сейчас трудно сказать, что будет в течение месяца.
А кто на сегодняшний день является главным соперником для наших команд?
Если говорить о регби-7, то наши основные соперники – это Локомотив Пенза. А что касается регби-15, то у нас в Петербурге нет своей профессиональной команды. Мы готовы её сделать, и для этого есть все основания. Главное из них - у нас подросла своя молодежь. Но весь вопрос в бюджете. Мы не можем быть временщиками – собрать команду на 1 год и потом распустить, сказав, что ничего не получилось. Если бы был какой-то титульный спонсор, либо государственная строка в бюджете, то тогда у нас была бы своя команда по классическому регби-15.
Есть ли в Санкт-Петербурге своя легенда регби?
Конечно, у нас есть свои ветераны, легендарные ветераны. К сожалению, некоторые уже ушли из жизни, но некоторые, слава богу, живы. Мы проводим ежегодный турнир имени Феликса Константиновича Шмакова – первого мастера спорта по регби в Ленинграде. Сейчас занимаемся установлением на «Петровском» мемориальной доски о Варакине Борисе Александровиче – это первый тренер сборной Советского союза.
В каких регионах у нас лучше всего развито регби?
Первый – это Красноярск. Он был и остается лидером, так исторически сложилось, Там есть финансирование и государство поддерживает две команды. Дальше Москва, Московская область, Казань, Краснодарский край, Пенза и вот Санкт-Петербург подтягивается.
На каких ближайших соревнованиях можно будет увидеть наших регбистов?
Для профессиональных команд на сегодняшний день нет турниров. Для клубных – попробуем попасть в Дубай. Ещё попытаемся провести турнир под эгидой Межпарламентской ассамблеи, где будут участвовать команды стран, которые входят в это объединение. Но это, к сожалению, более выставочный турнир, соревновательную ценность он имеет относительную.
Регби в нашей стране появилось давно, но всё же спорт с Россией до сих пор как-то не ассоциируется. Что нужно для того, чтобы регби стало столь же популярной игрой, как футбол или хоккей?
В этом году мы отмечаем 60-летие регби в Санкт-Петербурге. На самом деле, самый первый матч прошёл гораздо раньше, в Выборге. Есть такое поверие, что во времена Сталина регби было признано несколько буржуазным, чуждым и тд. Сейчас, конечно, совсем другие времена, и этот спорт популярен не только в Европе, но и во всём мире. И во многих странах делает конкуренцию футболу. Мы со своей стороны прилагаем массу усилий для развития регби в России. Матчи стали показывать по телевизору, мы сняли два фильма о регби. Понимаете, для того, чтобы человек пришёл на регби, он должен об этом узнать. Чтобы об этом узнать, должны работать СМИ. А СМИ работают тогда, когда есть, кому говорить. Получается замкнутый круг, но мы сейчас его разрываем. Уже 6 лет мы проводим Кубок европейских чемпионов по регби 7 – олимпийскому виду спорта. Начинали с трех тысяч зрителей, закончили 20 тысячами. То есть, за 2 дня турнира стадион «Петровский» посетило огромное количество человек. И люди, которые приходят на регби, они всегда возвращаются, поэтому процесс идёт. И мы надеемся, что журналисты, и радио, и телевидение нам помогут. К сожалению, в этом году турнира по известным причинам не будет, а между тем, он признан лучшим в Европе. И мы (Санкт-Петербург) получили права на его проведение ещё на 5 лет. И мы будем его проводить, и многое делаем для того, чтобы там играли наши российские команды.
Александра Корнева
Фото: пресс-служба Федерации регби Санкт-Петербурга