USD 58,89 ₽
EUR 60,90 ₽

Игры чиновников. Будет ли введён налог «на патриотизм» для игровых платформ?

16 февраля 2022

Власти создают фонд поддержки патриотических видеоигр и прорабатывают способы его наполняемости. По одной из версий для иностранных распространителей видеоигр введут 5% сбор. Так ли нужна поддержка государства отечественным разработчикам? Об этом – в материале konkir.ru.

Российское правительство рассматривает вариант, при котором 5% от оборота зарубежных распространителей компьютерных игр (Steam, PlayStation Store, Epic Games Store, Xbox Games Store и другие) будут направляться в Фонд поддержки патриотических видеоигр. Дополнительный налог для иностранных площадок обеспечит организации до 10 млрд. рублей в год, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в правительстве.

Фонда пока не существует, но его наличие предусматривает второй пакет правительственных мер поддержки IT-отрасли, бизнес-модель коммерческой структуры прорабатывается в Министерстве цифрового развития, а предложения по нему проходят межведомственное согласование.

Создать фонд поддержки разработчиков патриотических видеоигр власти решили весной прошлого года. Предполагается, что организация поддержит компании, чьи видеоигры популяризируют российскую историю и культуру.

Впрочем, информацию о планах взимать налог с зарубежных игровых платформ, чтобы поддерживать российские патриотические игры, в Минцифры опровергают.

В SberGames также сообщили, что проект фонда «в процессе разработки, возможные концепции не утверждены и рассматриваются в данный момент как гипотезы».

Глава комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлёв назвал меры поддержки отечественных производителей распространенной за рубежом практикой. По словам эксперта, специальный сбор на поддержку национального кино существует в Дании, в Великобритании выделяют гранты от Национального фонда видеоигр, а во Франции – взимают налог на цифровые платформы.

Заместитель гендиректора по правовым вопросам Института развития интернета Борис Едидин предупредил, что введение сбора с иностранных платформ «сопряжено с определенными сложностями». «Компании могут просто начать оптимизировать выручку, меняя точки консолидации».

Создатель World of Tanks и креативный продюсер WarGaming.net Вячеслав Макаров считает, что «при желании и достаточной настойчивости» введение дополнительного налога «не составит труда», а дистрибьюторы «воспримут эти 5% как неприятные, но не критичные потери». Макаров назвал приемлемым вариант, когда фонд спонсирует игры где место действия связано с Россией и нет жёстких антигосударственных выпадов. «Намного хуже, если будут требования превратить игру в политическую агитку, поскольку проекты, в которых идеологическая часть преобладает над качеством проработки, рынок, как правило, игнорирует», — отметил эксперт.

Ранее «Коммерсантъ» сообщал, что идею создать фонд продвигали Mail.ru Group и «Яндекс» и её активно поддержали в Администрации президента. Чиновники считают, что госфинансирование поможет снизить риски частных инвесторов и «поддерживать студии, стимулируя приток инвестиций».

Обсуждаемый фонд может оказаться полезным рынку, но острая необходимость в нём отсутствует, заявлял тогда глава WN Media Group Павел Ряйкконен. Эксперт называл более насущной проблемой для отрасли НДС на покупку рекламы на зарубежных площадках: в российской юрисдикции, в отличие от ряда других, механизма избежать этого налога – нет.

Деньги — это последнее, что нужно разработчикам видеоигр, говорил основатель порталов «Канобу» и Rawg Гаджи Махтиев. Российские производители игр при создании продукта в первую очередь ориентируются на зарубежный рынок, а там контент про русскую культуру или историю может «не зайти». Поэтому Махтиев считает, что большого спроса на господдержку не будет.

Проекты непосредственно про русскую историю или культуру на рынке отсутствуют даже у возможных инициаторов Mail.ru Group и «Яндекса», заявил собеседник «Ъ» в игровой индустрии. При этом качественная сюжетная игра в России может стоить $5–10 млн.

Глобальная аудитория сервиса Xbox Games Store за 2020 год составила около 100 млн пользователей. Проект xboxstat считает, что на платформе зарегистрированы более 400 тысяч геймеров из РФ. Steam оценивает число всех своих активных пользователей по итогам 2020 года в 120 млн. У Sony (PlayStation Store) в 2021 году глобальное число активных пользователей превысило 110 млн.

По оценке MY.Games, российский рынок видеоигр (покупки игр, дополнительного контента и подписка) по итогам 2021 года вырастет на 1% год к году и превысит 165 млрд. рублей. Из них почти 80 млрд рублей — это игры для компьютеров, примерно 75 млрд рублей — для смартфонов, и около 15 млрд рублей — для консолей. Россияне предпочитают, в основном, компьютерные (48%) и мобильные игры (44%), только 8% играют на консолях.

Игорь Прусаков

Популярные