Хромая «галочка» для мега-«ожерелья»

Первый зарубежный «блин» туристического проекта «Серебряное ожерелье России», «испеченный» в минувшую пятницу в Хельсинки, наглядно показал, что если так пойдет дальше, вряд ли можно будет рассчитывать на существенный приток иностранцев на российский Северо-Запад

8 июля в столице Финляндии состоялся фестиваль русской культуры и творчества «Серебряное Ожерелье плюс», организованный по инициативе Министерства культуры России и Ростуризма. По замыслу организаторов, он должен был стать первым большим зарубежным мероприятием, призванным привлечь иностранцев на туристические маршруты, входящие в состав масштабного проекта «Серебряное ожерелье России». По весьма оптимистичной оценке его инициаторов, со временем этот проект может стать даже более популярным, чем столь раскрученное «Золотое кольцо».

Ничего не скажешь - дело благое, весьма своевременное и очень полезное. Однако организация и исполнение фестиваля оказались такими, что вряд ли теперь получится надеяться на большой рост интереса со стороны зарубежной публики. «Общественный контроль» увидел воочию, как страдает туристический имидж России.

Пятница. Середина рабочего дня. Площадь возле железнодорожного вокзала в Хельсинки, где находится большое число остановок автобусов и трамваев. Именно здесь под открытым небом расположились шатры, представлявшие все 11 регионов, объединенных проектом «Серебряное ожерелье России». В шатрах желающим наливают традиционные безалкогольные напитки. Потчуют баранками. Раздают рекламные проспекты. Рассказывают о прелестях российского Северо-Запада и знакомят с традиционными русскими ремеслами. А еще - поют песни и играют на народных инструментах.

Правда, публика весьма немногочисленна - рабочий день все-таки: случайно забредшие на звуки музыки туристы, русскоязычные жители Хельсинки, потянувшиеся на знакомые им песни, привокзальные завсегдатаи, пришедшие «на халяву» испить квасу и съесть, что дадут. Кроме непосредственных участников фестиваля, одномоментно на этой площади вряд ли находилось больше сотни гостей.

А начиналось все с почти получасовой церемонии открытия: перед сценой выстроились ряды участников творческих коллективов из российской «глубинки», а на ней сменяли друг друга спикеры. Перевод не был синхронным, поэтому церемония сильно растянулась во времени: самой краткой, пожалуй, оказалась заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, которая завершила свой бодрый спич фразой «Добро пожаловать в Россию!» После нее долго говорила заместитель мэра Хельсинки по социальным вопросам и здравоохранению Пиа Панхелайнен, а затем и другие выступающие.

В результате одному из ребят, стоявших перед сценой в народных костюмах, стало нехорошо: слава богу, это вовремя заметила его руководитель и отвела в сторону, усадив на полу соседнего шатра. Его, резко побледневшего и чуть не потерявшего сознание на виду у всего честного народа, долго отпаивали водой. В это время пламенные речи о дружбе между народами, призывающие развивать туризм и ехать в Россию, продолжали звучать…

Удивительно неинформативным оказался и организованный в рамках деловой программы фестиваля круглый стол на тему «Событийный туризм - драйвер увеличения турпотока». Из заявленных организаторами более чем десятка спикеров, среди которых значились Алла Манилова и заместитель руководителя Ростуризма Сергей Корнеев, в реальности присутствовали… трое - новоиспеченный петербургский чиновник от туризма, директор коммерческой компании да представитель турофиса в Хельсинки. Никакой дискуссии, которая предполагалась изначально, не получилось.

И хотя устроители мероприятия уже на следующий день бодро заявили о том, что фестиваль посетили около 3 тысяч человек, тем, кто там побывал, верится в это с трудом

Более того, после часа переливания из пустого в порожнее все трое спикеров встали и вышли - встречать прибывшую на фестиваль заместителя министра культуры. Вместе с ними ушла и их свита, а изумленные журналисты и другие находившиеся в зале одного из отелей Хельсинки участники «дискуссии» остались наедине с ведущим мероприятия, который до конца пытался спасти тупиковую ситуацию... Больше прессу никакой информацией не баловали.

Увы, ближе к вечеру народу больше не стало. На сцене все так же пели и танцевали, а в шатрах потчевали, чем осталось. И хотя устроители мероприятия уже на следующий день бодро заявили о том, что фестиваль посетили около 3 тысяч человек, тем, кто там побывал, верится в это с трудом. Хотя, может быть, и набралось: на самом деле входов-выходов на площадку было много, а посетителей никто толком и не считал. Организаторы могли бы сказать, что гостей было хоть 10 тысяч - все равно ни доказать, ни опровергнуть…

Когда организованное российской стороной мероприятие уже подходило к концу (завершился фестиваль к 18 часам - аккурат к концу рабочего дня), а участвующие в нем представители регионов потянулись к гостиницам, на одной из соседних площадей Хельсинки самодеятельные артисты давали шоу: парень укладывал на «пол» кого-нибудь из желающих получить дозу адреналина зрителей, а сам в это время жонглировал над распростертым на брусчатке телом… шестью остро заточенными тесаками. Зрителей собралась целая толпа: дело происходило рядом со станцией метро и автовокзалом после завершения трудового дня. Увы, здесь народу оказалось значительно больше, чем на российской площадке…

Что можно сказать? Непосредственные участники фестиваля «Серебряное Ожерелье плюс» сделали все, что было в их силах, отработали по-максимуму, а вот его устроители свой первый «блин» организовали и для участников, и для посетителей, и для специально приехавших для его освещения из Петербурга журналистов «комом» - по давней российской традиции.

Только вот такие традиции, чтобы достигнуть сегодня успеха на международном рынке туризма, совсем не годятся…


http://ok-inform.ru/obshchestvo/tourism/66643-khromaya-galochka-dlya-mega-ozherelya.html