USD 60,32 ₽
EUR 61,16 ₽

Грядет новая волна губернаторских отставок

8 февраля 2017

Администрация президента РФ готовит новые критерии эффективности губернаторов, несоответствие как минимум двум из которых, сделает уход главы региона почти неизбежным. Это, по мнению политологов, может привести к еще более частой ротации высших региональных чиновников.

Опубликован очередной «рейтинг выживаемости» губернаторов, составленный близким к Кремлю «Фондом развития гражданского общества». Наибольший интерес в нем, по традиции, вызвали самые низкие строчки, ведь именно «в подвале» располагаются фамилии губернаторов, которые в ближайшее время могут уйти в отставку. На этот раз «внизу» оказались главы Карелии и Бурятии - Александр Худилайнен и Вячеслав Наговицын, губернаторы Рязанской и Свердловской областей - Олег Ковалев и Евгений Куйвашев, глава Пермского края Виктор Басаргин, а также новгородский губернатор Сергей Митин и ивановский - Павел Коньков.

Почти сразу после публикации рейтинга выяснилось, что один из фигурантов «списка» сам объявил об отставке - им оказался глава Пермского края Виктор Басаргин. «Мой срок полномочий заканчивается в мае, считаю необходимым обратиться к президенту с просьбой о досрочном сложении полномочий», - заявил он на пресс-конференции. Все сразу вспомнили, что экс-министр регионального развития РФ Басаргин возглавлял Пермский край с мая 2012 года и до последнего времени в отставку вроде бы не собирался. 

7 февраля заявил о готовности покинуть свой пост еще один обитатель рейтингового «подвала» - глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Он оказался даже более многословным, чем Басаргин. «С моей стороны это вполне обдуманный шаг. И никто меня к этому решению не подталкивал. Я принял для себя решение не баллотироваться на третий срок. Во всем мире придерживаются того же принципа - два срока. Должна быть ротация: при ней приходит новая, свежая волна, оживляющая экономику и взаимодействие в регионе», - сообщил Наговицын. При этом он уточнил, что его уход «обусловлен еще и тем, что кандидат, которого вскоре назначит президент Путин, должен успеть до начала предвыборной борьбы познакомиться с регионом и людьми».

Стало окончательно ясно: решение Наговицына об уходе было, что называется, относительно добровольным. У экспертов тут же возник вопрос: ожидать ли в ближайшее время отставки 5 остальных фигурантов? Тем более, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил удовлетворение происходящим, сообщив: «Обновление губернаторского корпуса - это не кампания, это постоянный ротационный процесс. Президент много раз говорил: это процесс обновления, константа его линии, и эта линия будет продолжаться».

Вопрос об эффективности тех или иных глав регионов (точнее, вопрос об ее оценке) обсуждается давно. Федеральные СМИ и различные фонды регулярно публикуют свои «рейтинги выживаемости губернаторов», основываясь на своем представлении об «идеальном» главе региона. При этом реальную управленческую эффективность большинства глав субъектов РФ оценить нельзя: многое остается лишь на бумаге. Политологи подчеркивают: при нынешнем устройстве вертикали власти в РФ решение тех вопросов, по которым можно делать выводы о талантах губернатора, зачастую не зависит от него самого.

Среди них - вопросы финансирования строительства жилья, развития инфраструктуры, привлечения иностранных и внутренних инвестиций в регион и т.д. Обычный порядок таков: сначала руководство субъекта федерации оценивает его наиболее насущные потребности и направляет запрос в Москву. А уже затем в Кремле и Белом доме решают, сколько именно средств из бюджета отправить «на места» и что там нужно сделать в первую очередь. При этом федеральные чиновники легко могут приплюсовать, допустим, к постройке футбольного стадиона к ЧМ-2018 еще и реконструкцию доброй половины города. В ведении Москвы оказались и такие вопросы, как открытие новых больниц и поликлиник, строительство промышленных кластеров, аэропортов, морских портов и т.д.

Тем временем, политологи констатируют: на уровне федеральной политики подавляющего большинства губернаторов давно не слышно и не видно. За исключением автократа, главы Чечни Рамзана Кадырова и, пожалуй, «образцового» московского мэра Сергея Собянина. Фамилия того или иного губернатора может мелькнуть в федеральных новостях в связи с его успехами или неудачей на выборах - думских или президентских. Иногда какого-нибудь главу региона приглашают на беседу к президенту, но «в телевизоре» эта беседа носит символический характер. Как правило, Владимир Путин на публике не вдается в такие детали, как состояние бюджета региона, рост инвестиций или деловой климат.

Еще один повод для россиян узнать о делах отдельного губернатора - его арест за какую-нибудь «беспредельную» коррупцию. Сейчас из-за этого в СИЗО сидят сразу трое глав регионов: сахалинский экс-губернатор Хорошавин, экс-глава Коми Вячеслав Гайзер и бывший глава Кировской области Никита Белых.

Между тем, в администрации президента разрабатывают новые, «объективные» критерии эффективности глав регионов. Ключевыми среди них станут уровень экономического развития региона (успешность усилий губернаторов по привлечению инвестиций), уровень социальной стабильности (выплачиваются ли вовремя зарплаты и пенсии), борьба с коррупцией и «семейственностью», умение ладить с местными элитами, а также успехи глав регионов на выборах (проще говоря, высокий процент голосования за «Единую Россию»). Провал по двум из этих критериев будет автоматически вызывать отставку губернатора.

В свое время официальные критерии развития региона разработало Минрегионразвития, но их оказалось почти три сотни, что сильно затрудняло принятие решений.

«Поэтому чаще всего решения по губернаторам в Кремле принимались волюнтаристски. Новый глава АП Сергей Кириенко, как истинный технократ, вводит четкую систему с несколькими ключевыми критериями. Основные параметры для оценки: экономический, электоральный и умение ладить с элитами», - говорит гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Политолог Аббас Галлямов уверен, что новые критерии «выглядят разумно».

«Российская политика - это постоянная и жестокая борьба группировок и кланов между собой. При принятии кадровых решений руководствуются прежде всего этой логикой. Это - далеко не первая попытка внедрить формальные показатели в российскую политику. Но соответствие им никогда не было главной причиной кадровых решений. В любых критериях дьявол всегда кроется в деталях - важно, какие именно рейтинги будет использовать администрация президента и кто будет их составлять», - заключает эксперт.

Аналитики уверены: даже введение новых критериев оценки работы губернаторов вряд ли сделает процедуру их назначения и отставки более прозрачной и понятной для рядовых россиян. Впрочем, людей, реально интересующихся процессами, происходящими во власти, в России с каждым годом становится все меньше.

Популярные