USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Заказчикам напомнили о возможности менять цену контрактов при возросшей стоимости стройматериалов

16 июня 2021

Если подорожание строительных ресурсов привело к увеличению  общей стоимости строительства и невозможности выполнения работ, госзаказчики могут изменить цену заключенного контракта. Письмо с разъяснениями подписали Минстрой, Минфин и ФАС России. О том, какие условия должны выполняться для пересмотра договорных обязательств, могут ли заказчики отказать исполнителю в корректировке цены контракта - в материале konkir.ru.

С инициативой регламентировать  механизм по изменению твердой цены контракта в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-го постановления Правительства по капитальному ремонту многоквартирных домов выступила Ассоциация "Национальное объединение строителей" (НОСТРОЙ) на фоне роста стоимости строительных материалов. Посыл услышали. Минстрой, Минфин  и ФАС России выпустили разъяснения, напомнив, что положения Закона о контрактной системе (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ) допускают изменение существенных условий контакта по соглашению сторон, если в процессе исполнения договорных обязательств  возникли непредвиденные обстоятельства, которые привели к  невозможности исполнения контракта.  Воспользоваться этой опцией можно при наличии некоторых условий. Во-первых, цена контракта должна превышать100 млн рублей.  Во-вторых, срок контракта должен быть более 1 года. В-третьих, изменение не должно привести к увеличению срока и цены более чем на 30%. 

В НОСТРОЙ отмечают, что письмо пришлось как нельзя кстати, поскольку заказчики, зачастую, опасаются пользоваться такой возможностью из-за боязни административной или даже уголовной  ответственности при распоряжении бюджетными средствами. «Данным письмом государственным и муниципальным заказчикам разъясняется возможность применения нормы 44-ФЗ, но механизма такого применения, при соблюдении которого действия заказчика будут считаться с точки зрения закона легитимными, пока не предусмотрено», - поясняет вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз. «Согласно опубликованному письму, подрядчики, которые не могут исполнить контракты по текущей смете, должны обратиться к заказчику с предложением изменить цену контракта в соответствии и в порядке, установленном условиями контракта. В случае если заказчик отказывает в этом, есть возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон. В этом случае  подрядчик не будет включен в Реестр недобросовестных поставщиков. Однако если дело дошло до суда и есть решение суда расторгнуть контракт, или заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке, в этом случае подрядчика включат в такой Реестр».

В ближайшее время ожидается документ,  в котором будет описан единый порядок действий подрядных организаций, заказчиков, распорядителей бюджетных средств при подготовке обоснований для изменения цен контрактов. Ранее заказчики относили  рост стоимости материалов к предпринимательским рискам. Данным письмом ФАС России, Минстрой и Минфин послали им четкий сигнал, что изменение цены допустимо и возможно. Впрочем, возможность не означает обязанность. Намеренно или нет, заказчик  может отказать подрядчику изменить цену контракта. «Анализ правоприменительной практики показывает, что заказчик отказывает только в случае официального письма от исполнительного органа соответствующего уровня в ответ на свой запрос», - объясняет Антон Мороз. «Важно понимать, что для заказчика крайне важно успеть получить результат работ в установленные сроки, поскольку от этого зависит распоряжение капитальными вложениями, исполнение государственных программ и национальных проектов. То есть в детальном разъяснении применения права об изменении срока исполнения контракта или его цены заинтересованы все стороны. По мнению профессионального сообщества, такой порядок должен быть описан не в разъяснительных письмах органов власти, а закреплен соответствующим актом Правительства России».

В НОСТРОЙ отмечают, что указанное письмо не решает проблему роста стоимости строительных материалов, обращаясь к статистическим данным. Так, за год было расторговано более 90% контрактов со сроком действия менее 1 года и стоимостью менее 100 млн руб. Это говорит о необходимости прорабатывать вопрос о внесении изменений в 44-ФЗ. Также остается открытым вопрос об  изменении  цены контрактов, заключенных в рамках 223-ФЗ и постановления Правительства РФ № 615. Такие изменения НОСТРОЙ подготовил и направил на рассмотрение в Минстрой России.

Саша Колесникова

Популярные