USD 59,13 ₽
EUR 59,39 ₽

Всё чисто: определены регионы-лидеры национального рейтинга прозрачности закупок - 2021

14 декабря 2021

Аналитики подвели итоги ежегодного исследования российского рынка госзаказа и корпоративных закупок. Претендентов на звание самого прозрачного заказчика оценивали по 40 критериям. Особое внимание уделяли использованию современных инструментов при закупочных процессах и способам поддержки среднего и малого бизнеса. Кто возглавил рейтинг, и кто имеет все шансы стать следующим лидером – в материале konkir.ru.

Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» — это  независимый негосударственный исследовательский аналитический центр. С 2006 года аналитики центра занимаются экономическим и правовым анализом российского рынка государственных и корпоративных закупок, оценивая его на предмет прозрачности и эффективности торгов.  Участники проекта - заказчики федерального, регионального, муниципального уровня и корпоративные заказчики (223-ФЗ). Результаты исследования позволяют аналитикам в динамике увидеть состояние системы госзаказа, оценить финансовые потери государства в условиях низкой конкурентности.

Регионом-лидером Национального рейтинга прозрачности закупок в этом году снова стала Москва. Первую позицию столица занимает 16 лет подряд. Место лидера удерживается за счёт постоянного совершенствования закупочных процессов, просветительской работы с поставщиками, а также поддержки малого бизнеса.

По данным столичной мэрии, за последние 10 лет уровень конкуренции между предпринимателями увеличился почти в 2 раза, а общий объём экономии московских заказчиков на государственных  торгах достиг более одного триллиона рублей. Повышению конкуренции, прозрачности закупочных процедур и эффективному использованию бюджетных средств способствует использование единых стандартов. С 2015 года Москва занимается унификацией закупочной документации - утверждением типовых форм документов по наиболее востребованным предметам закупок и единых требований, понятным для всех участников.

«За 5 лет количество процедур, проведенных с использованием типовой документации, увеличилось в 6 раз, а сумма контрактов выросла в 5 раз и достигла 520 миллиардов рублей в 2021 году, -  отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. - Типовая документация позволяет экономить предпринимателям около 10 процентов бюджетных средств. До конца 2021 года мы планируем увеличить долю закупок, которые могут проводиться по стандартизированным процедурам, до 76 процентов».

Кроме оптимизации документации, Москва ведёт большую работу по созданию удобных условий для участия в закупках, например,  совершенствует  портал поставщиков. Инструменты этого сервиса позволяют заключать контракты с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, что положительно влияет на развитие предпринимательства и расширяет выбор для заказчика.

«До 2010 года в госзакупках чаще всего участвовали юридические лица и крупные компании, сегодня же в них принимают участие как самозанятые граждане, так и индивидуальные предприниматели и представители малого бизнеса. За последние 10 лет общая сумма контрактов, заключенных с ними, составила 2 триллиона рублей», — рассказал руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Иван Щербаков.

Следом за Москвой в рейтинге расположились ХМАО - Югра, Тамбовская область, Тюменская область, г. Севастополь, Республика Саха (Якутия), ЯНАО, Саратовская, Смоленская и Магаданская области.

Санкт-Петербург и Ленобласть также получили высокие оценки. Северная столица заняла 31-ю строчку рейтинга, 47-й регион – 21-ю позицию.

«Это реально наш «Оскар» среди закупщиков. Для меня важно, что с первого же года моего прихода удалось его получить и теперь мы получаем эту награду каждый год», — прокомментировал председатель комитета государственного заказа Ленинградской области Денис Толстых.

Свои достижения в правительстве Ленобласти объясняют постоянной методологической работой не только с заказчиками, но и с поставщиками. Кроме того регион успешно практикует  совместные закупки однотипных товаров для нужд учреждений, подведомственных региональному комитету по социальной защите населения и комитету по здравоохранению.

По словам председатель оргкомитета «Национального рейтинга прозрачности закупок» Виктора Симоненко,  повышению оперативности и прозрачности закупочного процесса способствуют поправки, внесённые в закупочное законодательство. Кроме того новеллы  привели и к качественным изменениям в структуре рынка. Так, с 2016 по 2020 годы доля закупок, проводимых в форме электронных аукционов, составляла 70%. В 2021 году она снизилась до 60%: «Данный объем перешёл в открытые конкурсы, самый высоко конкурентный способ, что косвенно может говорить об осторожности и желании заказчиков получить более качественных поставщиков, а так же подтверждает правильность выбранного курса на оптимизацию контрактной системы и увеличения ценового порога остальных способов определения поставщика».

Уже несколько лет подряд аналитики проекта НРПЗ следят за потерями государства в условиях низкой конкуренции. Так, с лета 2020 года по лето 2021-го эти потери составили 137,05 млрд. руб., что почти на 40% меньше, чем было три года назад. И это несмотря на то, что в период пандемии с рынка ушло 8% поставщиков.  «Уровень конкуренции за последний период исследования остался на прежнем уровне - 2,85 заявок на завершённых процедурах, доля несостоявшихся закупочных процедур так же осталась на прежнем уровне, 45% контрактов заключается по НМЦК, - приводит данные председатель оргкомитета НРПЗ Виктор Симоненко.  - Снижение потерь государства в условиях низкой конкуренции свидетельствует о более качественной работе заказчиков по определению начальных цен».

В уходящем году аналитики проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» провели новое исследование -  проанализировали рынок в условиях импортозамещения. Мониторинг закупочных процедур показал, подпадающих под постановления Правительства №616, №617, показал уменьшение объёма этих процедур в финансовом выражении на 4%. До вступления в силу постановлений об ограничении/запрете допуска иностранных товаров объём таких закупок составлял 1,3 трлн рублей. После вступления  -  813 млрд. рублей.

Александра Корнева

Фото: pinterest.ru

Популярные