
Госзакупки станут «более гибкими». Группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект с поправками к 44-ФЗ, которые позволяют заказчикам то, что ранее строго регламентировалось в целях борьбы с коррупцией. Авторы инициативы объясняют предлагаемые изменения нуждами фронта. Однако смягчение правил осуществления закупок касается не только гособоронзаказа.
Группа сенаторов во главе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко внесла в Госдуму законопроект с поправками к 44-ФЗ, который значительно упростит процедуру госзакупок.
В частности авторы поправок предлагают повысить ценовой порог при проведении электронного запроса котировок 3 млн до 10 млн рублей и снять ограничения на годовой объём таких закупок. Для малых закупок на электронных торговых площадках ценовой порог планируют повысить с 3 млн до 5 млн рублей. В пояснительной записке такие меры объясняют возможностью более оперативно удовлетворять потребности заказчика.
Обосновывать, сколько средств и почему заказчик выделяет на закупки тоже не придётся. Поправки отменяют требования к определению НМЦК. «Заказчики вправе самостоятельно разрабатывать правила определение и обоснования НМЦК, в том числе, учитывая географические и экономические особенности региона, уровень конкуренции на рынке определенного товара, а также современные методы и способы получения информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги», - объяснил соавтор поправок, вице-спикер СФ Николай Журавлёв.
Законопроект позволяет до 1 января 2025 года проводить строительные закупки «под ключ» и предлагает разрешить закупать работы и немонтируемое оборудование в одном лоте. Кроме того, заказчики получают право устанавливать разный размер аванса при оплате этапов исполнения контракта по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции и капремонту объекта капитального строительства. Также положения законопроекта позволяют указывать конкретный товарный знак приобретаемого товара без обязанности учитывать наличие эквивалентной продукции.
В случае расторжения контракта с победителем закупки, заключить контракт с участником, занявшим второе место по итогам конкурса, станет проще. При этом, вносить экс-подрядчика в РНП будет не нужно. «Нередко бывает так, что победитель конкурса по каким-либо причинам срывает сроки контракта. Чтобы не проводить новую процедуру, мы предлагаем сразу заключать контракт с участником первых торгов, который занял второе место в случаях, если первый не может исполнить контракт по независящим от него обстоятельствам. Это сэкономит много времени. При этом первый победитель не будет включаться в реестр недобросовестных», - пояснил вице-спикер Совфеда Андрей Турчак.
Срок согласования с ФАС заключение контракта с единственным поставщиком сократили до 8 рабочих дней. «В целях снижения временных затрат заказчиков на осуществление закупки товара, работы, услуги предусматривается сокращение сроков согласования заключения контракта с единственным поставщиком»,– говорится в пояснительной записке.
«Вводятся и некоторые другие изменения. Каждое из них по отдельности и все вместе они служат одной цели – сделать госзакупки более гибкими и подстроить их под нужды фронта»,- заключил Андрей Турчак.
Стоит отметить, итоговый законопроект получился менее радикальным. В феврале спикер СФ Валентина Матвиенко выступила с инициативой наложить мораторий на исполнение 44 – ФЗ до окончания спецоперации в Украине, что по сути означало его отмену. Спикер напомнила, что изначально 44-й закон подавался как «борьба с коррупцией, наведение порядка», однако с учётом «нынешних условий» предложила «не цепляться за какие-то догмы».
По словам авторов инициативы, все положения законопроекта предлагаются для упрощения и повышения эффективности обеспечения государственных нужд, необходимостью быстро осваивать средства, не растягивая процедуру осуществления закупки, которая с учётом возможного обжалования в ФАС, может затянуться на несколько месяцев.
Александра Корнева
Фото: пресс-служба СФ РФ