USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Проще и прозрачней: эксперты считают, что госзаказ становится дружелюбней к бизнесу

25 октября 2021

Санкт-Петербург входит в тройку лидеров по количеству закупок и объему их финансирования, а потому вполне логично, что именно северная столица стала площадкой для обсуждения проблемных вопросов закупочного законодательства. 21 и 22 октября здесь прошёл V Санкт-Петербургский международный форум контрактных отношений. Участниками мероприятия - крупнейшие эксперты отрасли: заказчики, представители надзорных ведомств и другие заинтересованные лица. Лейтмотивом форума стала тема грядущих законодательных изменений. Эксперты склонны считать новеллы позитивными, призванными сделать рынок государственных закупок более дружелюбным к бизнесу. Подробности – в материале kоnkir.ru.

Госзакупки - только для своих? Попасть на этот рынок, действительно, довольно проблематично. К новичкам относятся подозрительно, крупные контракты достаются хорошо проверенным старожилам рынка, а иногда и аффилированным с властями компаниям. Выступая на пленарном заседании форума, руководитель ФАС России Максим Шаскольский отметил, что такие нарушения со стороны заказчиков, как установление избыточных требований к участникам закупки или к содержанию заявки,  ненадлежащий порядок оценки заявок в конкурсах, некорректное описание объекта закупки, по-прежнему актуальны. Однако, по словам главы антимонопольного ведомства,  ФАС России работает над тем, чтобы доступность к рынку госзакупок, в частности  для субъектов малого и среднего предпринимательства, была на уровне, определенном национальным планом развития конкуренции. «Есть сложности определённые, но  служба поддерживает участников МСП, рассматривает жалобы, которые приходят не от профессиональных жалобщиков, а от реальных участников, стараемся помогать, - объективно рассматривать, выдавать предписания. То есть, мы защищаем интересы бизнеса, создаём условия, чтобы большее количество предприятий участвовало в госзаказе», - прокомментировал Максим Шаскольский.

Между тем, по наблюдениям участников рынка, за последние несколько лет среднее количество заявок, подаваемых на конкурсы или аукционы, сократилось. При этом увеличилось число несостоявшихся закупок, когда на торги подавалась одна или ни одной заявки. «Такие тренды, действительно,  существуют, – согласился глава ФАС. -  Снижается количество в целом предприятий малого и среднего предпринимательства, на рынке происходит укрупнение компаний, идёт консолидация. Возможно, что появляются более крупные участники, которые раньше составляли несколько компаний. Могу подтвердить, что прослеживается снижение количества участников, возможно, это и есть определенный баланс, и это то количество, которое будет дальше участвовать».

По данным Министерства финансов РФ, в 2020 году по 44-ФЗ число поданных заявок на 1 лот в среднем составило 3,39 заявки. Председатель комитета государственного заказа Санкт-Петербурга Александр Жемякин  проблем с уровнем конкуренции на госзакупках не видит. 

«Это очень хорошая конкуренция. Считаются участники, которые допущены к процедуре. У нас большое количество поставщиков, которых не допускают, потому что они не исполняют некие формальные требования. Например, неправильно предъявляют банковскую гарантию или не могут подтвердить опыт участия. <…> Основная проблема на рынке госзакупок, я не устаю это повторять, это то, что предприниматели не очень доверяют государству, думая, что здесь всё очень подозрительно и закупки только для своих.  Я вас уверяю, все последние годы идёт огромнейшая работа на прозрачность закупок.  Более того, могу похвастаться, что в прошлом году Санкт-Петербург достиг рейтинга высокой прозрачности в рейтинге закупок всех заказчиков страны».

Директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий Андрей Храмкин текущий индекс конкуренции объясняет усилением требований к участникам и изменением подхода к государственным закупкам.  «Тот подход, который превалировал в системе госзаказа, так называемый, «антимонопольный», когда основной упор делался на развитие конкуренции, он потихоньку сменяется. Всё-таки быть поставщиком для государственных нужд – это не просто право, это почётное право, которое надо заслужить, - считает эксперт. -  Нельзя сегодня зарегистрировать фирму, а завтра получить госконтракт, так неправильно. Нужно быть серьезной  фирмой, иметь опыт, репутацию, чтобы претендовать на государственный контракт. У нас этого не было, и фирма-однодневка могла зарегистрироваться и тут же участвовать в госзакупках. Это обеспечивало по цифрам большое количество участников, реальных участников при этом было немного. Внешне это негативный фактор. С другой стороны – это объективный фактор, - теперь участники квалифицированы, это не случайные и не мошеннические фирмы, это фирмы, которые реально могут исполнять контракты».

На сегодняшний день государство является крупнейшим инвестором. Сотрудничество с ним через систему госзакупок открывает бизнесу огромные возможности, - это надёжный партнёр, который всегда «при деньгах» и платит по счетам точно в срок. В условиях пандемии государственные контракты стали гарантом завтрашнего дня. По данным электронной торговой площадки РТС-тендер, за 3 квартала 2021 года на ней было размещено свыше 524 тысяч закупочных процедур (35,5% рынка 44-ФЗ) с общей начальной ценой 1,5 трлн рублей (27,15% рынка 44-ФЗ). На площадке работает свыше 36 тысяч активных заказчиков, и  этот показатель стабильно растет. «Введение электронной формы закупочных процедур, которое сегодня работает для всего 44-ФЗ, безусловно, открыло широкий доступ для большого круга предпринимателей к работе с госзаказом. – комментирует генеральный директор РТС-тендер Владимир Лишенков.  - Свыше 80% участников закупок – представители субъектов МСП, для них сотрудничество с государством открывает широкие возможности. Есть также такой сегмент – закупки малого объема, предельный порог для которых составляет 600 тысяч рублей. Количество процедур в нем сопоставимо с сегментом 44-ФЗ. Так вот в нём большая доля непрофессиональных поставщиков, порядка 70%. Они учатся на закупках малого объема и потом успешно мигрируют в сегмент 44-ФЗ. Ежегодно мы видим стабильный прирост новых участников.  Но есть другая проблема: за последний год сильно выросла доля несостоявшихся закупок.  По данным нашей аналитики за период с января по июль за 4 последних года она выросла с 9 до 19%».

Одним из уязвимых мест закупочной отрасли эксперт называет динамичное законодательство при сильной зарегулированности отрасли. Помимо 44-ФЗ и 223-ФЗ, госзаказ регулируют различные правительственные постановления, распоряжения, письма профильных министерств  и другие нормативные документы. Кроме того, со времени принятия закона "О контрактной системе", в него были внесены десятки изменений.  Но и это не предел. До конца года Минфин планирует скорректировать, отменить и принять более 60 нормативно-правовых актов.   «Когда весь этот массив правил ежегодно изменяется, это создает объем довольно ресурсоёмкой нагрузки на специалистов. Однако мы убеждены, что целеполагание регулятора в этих вопросах приведет нас к оптимальной системе», - заключил генеральный директор РТС-тендер Владимир Лишенков.

С 1 января 2022 года в силу вступают оптимизационные правки к 44-ФЗ. Ключевыми нововведениями станут сокращение способов закупки и сроков оплаты контрактов. Из 11 существующих сегодня видов закупок, останется три:  конкурс, аукцион и запрос котировок в электронной форме. На оплату исполненного контракта у заказчика будет 10 дней для малого бизнеса и 15 дней, чтобы расчитаться с остальными участниками.  В новом году изменится порядок проведения процедур, а также увеличится доля закупок у малого бизнеса. Кроме того продолжится цифровизация отрасли: документы станут электронными, а закупочная документация будет отменена (она потребуется только для закрытых конкурентных процедур). В целом, по замыслу законодателей, госзакупки должны стать проще.

«На данный момент система закупок РФ системно почти не отличается от закупок всех западно-европейских стран. Она построена аналогично, с теми же принципами и теми же подходами. Есть свои локальные нюансы, но они незначительные, - поясняет директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий Андрей Храмкин.Но потенциал ещё есть. В идеале хочется, чтобы любой малый предприниматель, особо не заморачиваясь, мог участвовать в госзакупках. К этому сейчас идёт:  автоматизация, цифровизация, всё становится проще, но пока достаточно сложно».

«Законодательство становится более либеральным и упрощается, - продолжает председатель комитета государственного заказа Санкт-Петербурга Александр Жемякин. -  Барьеров становится  меньше. К тому же уже сейчас есть огромное количество маленьких процедур, которые можно назвать «курсом молодого борца». У нас в Санкт-Петербурге существует электронный магазин, где может зарегистрироваться вообще любой и попробовать себя с минимальной документацией и временем. Рынок огромный, только у нас в Петербурге проходит 13 млрд. закупок».

Спектр вопросов, которые охватили участники форума, весьма широк: помимо модернизации закупочного законодательства обсудили тему поддержки национальной промышленности, особенности закупок строительных работ, медицинских изделий, корпоративные закупки, правоприменительную практика и многое другое.

Организаторами мероприятия выступили Правительство Санкт-Петербурга и городской Комитет по государственному заказу. Партнерами стали федеральная электронная площадка РТС-тендер и электронная площадка Российский аукционный дом (РАД).

 

Александра Корнева

Фото: пресс-служба РТС-Тендер

Популярные