USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Проблемы связанные с предотвращением правонарушений в сфере закупок по 223-ФЗ

05 декабря 2017 года АО "РЖД" объявит победителем двух закупок, фактически прошедших без конкуренции в результате сговора на сумму 236 МЛРД на проведение проектных работ и получение разрешительной документации для проектирования и строительства объектов железнодорожного транспорта, свою "дочку" - АО "Росжелдорпроект", - предложившую снижение цены на 2,9%, поскольку второй участник этих закупок (АО "Дальгипротранс") является дочерним обществом АО "Росжелдорпроект" и по согласованию с ним предложил снижение лишь на 2% для обеспечения взятия указанных лотов своим "хозяином". (См. протоколы вскрытия заявок по закупкам №31705689154, 31705690554).

Между тем активисты ОНФ обратились в ФАС России для пресечения указанных нарушений,  где в ответ были  "посланы лесом", поскольку ФАС возвратил обращения общественникам без рассмотрения сославшись на отсутствие соответствующих норм в законе для этого (см. ответ ФАС России от 08.11.2017 года).

Вот такие у нас в стране конкурентные закупки по №223-ФЗ и подзаконные нормативные акты их регулирующие. А ведь если бы по государственному отнестись к организации проведения указанных торгов, то АО "РЖД" собственником которого является РФ, могло бы стать образцом для других госкорпораций и добиться реальной конкурентной цены на этих торгах, что обеспечило бы экономию бюджета РЖД минимум на 10-15% или 23-35 млрд рублей.

В продолжение этой темы, следует сказать, что ежегодно в стране госкомпании проводят закупки на сумму около 25 триллионов рублей (по 223-ФЗ). По статистике больше половина всех закупок осуществляется у единственного поставщика (исполнителя) и еще значительная сумма проходит под видом показной конкуренции с имитацией участия в торгах нескольких дружественных между собой организаций, что в итоге приводит к заключению договоров по максимальным начальным ценам или с небольшим (1-3%) снижением НМЦК(Д). Также по статистике, при проведении конкурентной процедуры закупки в ходе электронных торгов начальная цена договора снижается в среднем на 20%. Если на законодательном уровне ограничить проведение закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и разрешить проводить такие закупки только в конкретных случаях (по аналогии статьи 93 №44-ФЗ), то государственные компании и корпорации смогут ежегодно экономить свой бюджет на сумму свыше 2,5 триллионов рублей и направить сэкономленные деньги на развитие инфраструктурных проектов и производство товаров с высоким уровнем добавленной стоимости, что в свою очередь создаст новые рабочие места и будет способствовать развитию экономики страны. Ведь это так просто…

Но почему же в настоящее время Правительством РФ не приняты НПА регламентирующие проведение закупок в рамках №223-ФЗ с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а жалобы общественных организаций  в  антимонопольные органы страны по фактам правонарушений совершаемых на  торгах  по №223-ФЗ остаются без рассмотрения и возвращаются заявителям лишь по формальному основанию, что они не являются участники торгов и их права не нарушены?!

Александр Кулаков, юрист, специалист в сфере закупок, активист Общероссийского Народного Фронта.

Популярные