
Федеральная антимонопольная службы возбудила дело в отношении Законодательного собрания Петербурга, заказавшего транспортные услуги без проведения конкурса. Штраф грозит лично председателю городского парламента. Правда, размер его смехотворен, и на заключенный контракт это дело никак не повлияет.
«Сегодня мы возбуждаем дело о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Законодательного собрания Санкт-Петербурга», - заявил во вторник руководитель УФАС по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров. Он отметил, что делать это в отношении «уважаемого органа» неприятно, но и допустить нарушения антимонопольного законодательства нельзя.
В конце прошлого года петербургский ЗакС заключил госконтракт об аренде легковых автомобилей с водителем с государственным бюджетным автотранспортным учреждением (СПб ГБАУ) «Смольнинское». Сумма контракта составила 439 млн рублей, срок действия - 3 года. Вскоре в УФАС поступила жалоба от физического лица на этот госзаказ, которую антимонопольный орган признал обоснованной.
«Смольнинское» является специализированным предприятием по перевозке представителей органов власти. Но в 2013 году происходила реорганизация предприятия, в ходе которой был изменен его устав. Оттуда пропала строчка «Обслуживание депутатов Законодательного собрания». Таким образом, у ЗакСа исчезло основание для закупки услуги у «Смольнинского» как единственного поставщика, полагают в УФАС. Ведь транспортные услуги оказывает множество предприятий города.
10 февраля ЗакСу было выдано предупреждение о прекращении нарушений до 31 марта, которое не было выполнено. Это и стало основанием для возбуждения дела.
Стоит отметить, что инициатор жалобы - петербургское отделение общественной организации «Трансперенси Интернешнл - Р» выражало недовольство не только формальными процедурами. Общественники подсчитали, что если сумму, которую предполагается потратить в 2017 году, разделить на утвержденную предельную стоимость одного дня работы автомобиля, то получится 63-68 автомобилей в день. Это при том, что в ЗакСе заседает 50 депутатов, имеющих право на транспортное обслуживание за госсчет, 10 из которых отказались от личных машин.
Между тем это дело - далеко не первое в своем роде. Еще в 2015 году УФАС разбирало соглашение ЗакСа со «Смольнинским» и в итоге не нашло нарушений антимонопольного законодательства. Но тогда были другие обстоятельства, говорят в ФАС. Рассматривался не сам госконтракт, заключенный еще в 2013 году, а изменение стороны договора, произошедшее как раз в связи с изменением устава «Смольнинского».
В пресс-службе петербургского парламента пока никак не прокомментировали действия УФАС. Впрочем, позиция органа власти известна - она базируется на городском законе 11.05.2006 № 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург». Он наделяет ГУПы и госучреждения исключительными полномочиями по выполнению определенных видов работ, в частности - перевозок представителей органов власти.
Этот закон также оспаривался УФАС, причем успешно. Позицию антимонопольного органа поддержал суд в трех инстанциях. Поправки в закон были внесены в ЗакС, но легли там «мертвым грузом». В феврале прокуратура города готовила протест Законодательному собранию в связи с создавшейся волокитой.
Если УФАС подтвердит факт нарушения, то на должностное лицо, нарушившее закон, будет наложен административный штраф в размере 15 тыс рублей. При этом велика вероятность того, что оштрафуют председателя ЗакСа Вячеслава Макарова. «Вячеслав Серафимович подобные государственные контракты подписывает сам, - пояснил замглавы УФАС Петр Яковлев. - Не секрет, что большинство руководителей государственных заказчиков полномочия по подписанию государственных контрактов спускают вниз и вниз - даже не на уровень своих заместителей, а только что не водителей и уборщиков».
Однако, даже если дойдет до этого, сама закупка, скорее всего, останется в силе, разводят руками руководители УФАС, ведь отменить госконтракт может только суд. «Деньги, как правило, потрачены, контракт, как правило, выполнен, что краску со стен сдирать? Решение суда должно быть выполнимо», - рассуждает Вадим Владимиров.
Впрочем, по закону, за повторное нарушение антимонопольного законодательства госслужащему грозит дисквалификация на три года. Но и это не то, чего стоит бояться Вячеславу Макарову. Он, как известно, депутат, то есть народный избранник. «Не можем мы его дисквалифицировать», - сетует Петр Яковлев.
Да и о случаях дисквалификации чиновников по антимонопольному законодательству в УФАС ничего не знают. «У нас пока еще ни один чиновник не подвергся дисквалификации, хотя руководитель службы такую задачу ставит перед территориальными органами, - говорит Вадим Владимиров. - Но надо сказать, что дисквалифицирует суд, а суд во многих случаях буквально с микроскопом рассматривают наши доказательства. То есть суды почему-то к чиновникам, которые нарушают конкуренцию, очень снисходительны».
Между тем, транспортные компании Петербурга теоретически могли бы участвовать в конкурсах на перевозки народных избранников, считает председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Санкт-Петербурга Юрий Вейков. «На сегодняшний день на рынке города представлены все виды легальных пассажирских перевозок и много вариантов аренды автомобилей практически любого класса», - говорит он.
«Городские перевозчики имеют успешный опыт обслуживания крупных мероприятий, таких как Петербургский международный экономический форум, сессия ЮНЕСКО и другие», - приводит примеры Юрий Вейков. Правда, поясняет он, необходимо изучать документацию по каждому конкретному госзаказу и оценивать, какие требования предъявляет заказчик.
Однако представители власти далеко не всегда готовы отдавать те или иные виды деятельности бизнесу. «К сожалению, количество государственных унитарных предприятий за последние пару лет выросло в два раза, - приводит пример Вадим Владимиров. - Вместо того чтобы развивать конкуренцию, давать возможность развиваться малому и среднему бизнесу, зачастую власть идет на создание новых ГУПов, которые, естественно, никакой конкурентной среды не создают».
- Войдите, чтобы оставлять комментарии