USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Низкое качество и непунктуальность: главной проблемой на госзакупках оказалась не коррупция

10 декабря 2021

Учёные НИУ ВШЭ поинтересовались у заказчиков и поставщиков, какую проблему они считают главной в госзакупках. Как показал опрос, это вовсе не коррупция. Более серьёзной проблемой большинство участников государственных тендеров называют низкое качество товаров и услуг, а также задержки в исполнении обязательств. Результаты исследования приводит издание naked-science.

На государственные закупки приходится солидная доля расходов государства. По данным Счётной палаты, в 2020 году оборот рынка государственного заказа составил 8,9 трлн рублей (8,3% ВВП).

Чтобы механизм закупок работал эффективно, чёткие правила, гарантирующие равные возможности для участников рынка, необходимы. В то же время, излишняя зарегулированность мешает эффективности и лишает систему гибкости, что наглядно продемонстрировала пандемия и ограничения, связанные с ней.

Законодатели, разрабатывая нормы, по которым будет функционировать система госзакупок,  часто учитывают только позицию государственных органов, не изучая опыт непосредственных участников торгов, - посчитали в НИУ ВШЭ. В рамках своего исследования эксперты университета опросили несколько сотен заказчиков и поставщиков и попытались выяснить, какие проблемы существующей системы госзакупок те считают наиболее значимыми и как в целом оценивают эффективность системы. Опрос проводился в 2 этапа: весной и осенью 2020 года. В фокусную группу исследователей вошли заказчики, разместившие не менее 5 контрактов в период с 2017 по 2019 год, и поставщики с опытом исполнения не менее трёх контрактов за тот же период. 

Как показал опрос, 77% заказчиков и 67% исполнителей считают, что показателем эффективности системы госзакупок является «поставка качественных товаров/работ/услуг». Вторым по важности критерием стало своевременное исполнение контрактных обязательств. Борьбу с коррупцией участники опроса тоже не обошли вниманием, но уделяли ей меньше внимания.

Ответы на вопрос о проблемах стали логичным продолжением темы эффективности системы. 60% опрошенных  рассказали, что чаще всего сталкиваются с поставками товаров, работ, услуг ненадлежащего качества. Поэтому, чтобы обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, заказчики нередко выбирают исполнителей заранее. «Причем большинство участников закупок считает, что в таких ситуациях заказчики преследуют благие цели (гарантия своевременного и качественного исполнения контракта)», - говорится в статье.

Задержку исполнения контрактных обязательств респонденты отмечали в качестве главного последствия пандемии. А среди факторов, влияющих на эффективность закупок, называли  неясность применения новых норм законодательства в условиях чрезвычайной ситуации (напомним, опрос проводился в первый год пандемии).

Авторы исследования приходят к выводу, что сейчас внимание регулятора сконцентрировано на процессе торгов, а этап исполнения контракта остаётся без должного контроля.

«Смещение основного фокуса регулятора и контролирующих органов на результативность закупок на этапе исполнения позволило бы сделать этап закупки более гибким и учесть интересы добросовестных заказчиков», — пояснил один из авторов статьи, доцент факультета экономических наук ВШЭ Андрей Ткаченко. 

Напомним, с 1 января 2022 года вступают в силу очередные поправки в закон о госзакупках. Глава СК РФ Александр Бастрыкин считает, что нововведения поспособствует прозрачности системы проведения торгов и помогут искоренить «откаты».

 

 

Популярные