USD 58,89 ₽
EUR 60,90 ₽

Лучше, больше и доступней: Ленобласть протестирует социальный заказ

9 марта 2022

Ленинградская область приступила к апробации законодательства о социальном заказе (189-ФЗ). Механизмы выбора исполнителя социальных услуг протестируют в четырёх сферах: туризме, допобразовании, медицине и спорте. Власти ожидают, что итогом эксперимента станет улучшение качества услуг, повышение их доступности и развитие конкуренции на выбранных рынках.

Закон о социальном заказе появился в 2020 году. Его цель – повысить качество и  удобство оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Работает закон пока лишь в 16 регионах РФ. Под занавес 2021 года к пилотным регионам присоединилась Ленинградская область, успев даже сформировать и опубликовать первые социальные лоты. Сперва новые инструменты начнут применять в туризме, а в 2023 году подключат остальные направления.

«Готовимся перейти на новые направления исполнения социального заказа для получения дополнительного профессионального обучения и образования, предоставления социального обслуживания на дому, курортного лечения, – конкретизировал первый заместитель председателя правительства Ленинградской области Роман Марков. – И начинаем один из самых сложных проектов для обеспечения отдельных категорий граждан возможностью путешествовать с целью расширения туристического потенциала Ленинградской области».

Закон о социальном заказе предусматривает новые способы организации услуг, не только через госзадание, но и через конкурсы и сертификацию исполнителей. Причём в конкурсах будут прежде всего учитываться качественные критерии с возможностью полного отказа о ценовых. Важный аспект: несколько НКО могут подать на конкурс единую заявку.

«Сейчас негосударственные организации действуют каждая в своем направлении. Работая на одной территории, они могут объединиться и совместно выйти на такой конкурс, - пояснила Вероника Сергеева, заместитель директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России. - Консорциум нужен был в социальной сфере, потому что существует комплексная государственная услуга, необходимая государству, но она не предоставляется в полном объёме на рынке, а только частично. Специализация есть у НКО, у тех, кто занимается социально-ориентированным бизнесом, и вместе они смогут выйти на комплексное оказание услуг».

Для получения сертификата и попадание в реестр исполнителей социального заказа достаточно соответствовать необходимым для оказания конкретной услуги требованиям. Включение в реестр происходит в заявительном порядке без каких-либо дополнительных экспертиз. Сертификат может быть выдан нескольким исполнителям и на несколько услуг одновременно.

Для граждан, пользующихся социальными услугами, они будут бесплатны, - с исполнителем расплатится государство по средствам субсидирования.  Важно отметить, что распределение социального заказа предусматривает единые подходы к финансовому обеспечению, независимо от организационно-правовой формы организации (ИП, ООО, НКО и тд).

«Отличие этих субсидий существенно. Для учреждений мы устанавливаем объемы и контролируем достижение результата (по качеству и по объему). Мы не контролируем финансово-экономическую собственность учреждений, и поэтому вопрос с остатками в данном случае решается также как с остатками учреждения – они остаются в собственном распоряжении тех лиц, которые с нами работают, - отметила представитель финансового ведомства.

В отличие от закупочного законодательства (44-ФЗ), целью которого является обеспечение государственных и муниципальных нужд, то есть потребностей самих органов власти для реализации своих функций и полномочий, 189-ФЗ «О социальном заказе» ориентируется на гражданина.  «Мы через механизм аутсорсинга частично передаём наш функционал учреждениям и расширяем этот функционал, - пояснила представитель Министерства финансов РФ Вероника Сергеева. - Что касается прозрачности, конкурентности, то все принципы таких подходов, которые были апробированы на закупках, в их положительной части, заимствованы в этот закон. Поэтому требование к участникам конкурентных процедур едины».

«Внедряя сегодня новые методы исполнения по социальному заказу, использование сертификатов для предоставления социальных услуг, мы считаем, что эти новшества позволят нам более качественно, оперативно и прозрачно оказывать эти услуги и привлекать к ним предприятия, организации коммерческого сектора, некоммерческие организации, - продолжил зампредседателя правительства Ленинградской области Роман Марков. - Тем самым,  мы расширим спектр организаций, которые  могут предоставлять эти услуги, и мы надеемся, что за счёт всего этого мы повысим качество предоставления услуг для жителей Ленинградской области».

Представитель Минфина отметила результаты, которые уже можно наблюдать в других регионах. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе за прошлый год существенно выросло присутствие негосударственного сектора в экономике. Количество поставщиков социальных услуг выросло и в Московской области. Здесь же эксперт отмечает снижение давления на рынок с точки зрения предъявления избыточных требований к предпринимателям. Достойные результаты показывает Белгородская область, где социальный заказ апробируют в паллиативной помощи. Есть достижения и в Петербурге, который решил заняться благоустройством  комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями.  47-й регион также рассчитывает добиться поставленных целей в выбранных социальных направлениях.

Александра Корнева

Популярные