
На госзакупках для детских садов и школ усилят контроль за качеством товаров – игрушками, одеждой, мебелью, посудой и тд. Главным критерием при закупке указанной продукции станет не цена, а соответствие федеральным стандартам. Этот вопрос обсудили на заседании Совета при президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей.
В России товары для детей производят порядка 300 предприятий. В 2020 году их совокупный доход составил более 800 млрд рублей. По словам спикера СФ Валентины Матвиенко, эти показатели не соответствует потенциалу и возможностям отечественной промышленности. На сегодняшний день доля российских товаров на внутреннем рынке составляет лишь около 30%, и десятая часть этой продукции, не соответствует требованиям качества. Такие данные приводит Роспотребнадзор, эксперты же считают, что доля контрафакта может быть выше и достигать 40%.
Попадает контрафактная продукция не только на прилавки, но и в школы и детские сады. Причиной тому в Совфеде считают неприемлемые для добросовестных производителей условия на торгах, так как основным критерием при выборе поставщика является не качество и соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, а низкая цена. Система контроля поставляемых в школы и детсады товаров должна базироваться именно на этом соответствии требованиям технического регулирования.
«Сейчас это фактически отдано на откуп директорам школ и заведующим детскими садами, которые зачастую являются заложниками формальных процедур и устаревших норм и правил. Нужно менять такую систему», - заявила Валентина Матвиенко. - «Коллеги, пора бить тревогу и предпринимать меры на государственном уровне. В частности, нужно обязывать и детские магазины, и интернет-площадки, которые в последние годы показывают особо бурный рост продаж, более тщательно контролировать происхождение товаров».
Импорт детских товаров с российского рынка необходимо качественно вытеснять, стимулируя спрос на отечественные товары. Об этом заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Чиновник предлагает увязывать меры имущественной поддержки семей с детьми с требованиями тратить часть средств на приобретение детской продукции именно отечественного производства. Кроме того, для борьбы с контрафактом и фальсификатом Минпромторг развивает систему цифровой прослеживаемости. «Начали с маркировки детской обуви и текстильных изделий, сейчас делаем это по велосипедам. И в перспективе будем маркировать детские коляски, автокресла», - пояснил Денис Мантуров.
«Российское - значит хорошее»
В качестве примера грамотной организации работы с учётом интересов и детей, и государства спикер Совета Федерации привела закупку отечественных музыкальных инструментов для детских школ искусств в рамках нацпроекта «Культура». Тогда Минкультуры совместно с Минпромторгом оснастили учреждения дополнительного образования инструментами почти на 50%. Такую же координацию с Минпромторгом и производителями могли бы наладить и другие ведомства.
«Нужно с ранних лет приучать детей, что российское - значит хорошее, качественное. Это, если хотите, один из элементов воспитания патриотизма, а то мы привыкли, что всё, что «там» - с придыханием, а всё, что у нас - не очень. Уже картинка жизни поменялась», - отметила Валентина Матвиенко.
Такую же модель взаимодействия можно распространить и на учреждения другого профиля, например, на спортивные школы. Однако со спортивным инвентарём есть свои нюансы, - отечественное оборудование не соответствует международным сертификатам. Эту проблему обозначил четырехкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Алексей Немов. «Дети с самого начала должны заниматься спортом на качественных снарядах, чтобы потом показывать спорт высоких технологий», - пояснил спортсмен.
Министр спорта Олег Матыцин адресовал вопрос всероссийским и международным федерациям, которые обладают правом лицензирования совместно с крупными компаниями-производителями спортивного инвентаря.
Впрочем, опыт развития индустрии детских товаров уже наметился в субъектах РФ. Многие регионы активно внедряют механизмы поддержки отрасли. Среди лидеров — Алтайский край, Владимирская, Московская, Рязанская и Ульяновская области, Москва и Санкт-Петербург.
Саша Колесникова