
Поводов для отклонения «нежелательных» подрядчиков станет меньше. Минфин предлагает унифицировать требования к содержанию банковских гарантий, предоставляемых субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП) в качестве обеспечения контракта. По замыслу авторов законопроекта принятие поправок относительно унификации требований к банкам и форме гарантий повысит доступность СМП к закупкам.
В ноябре 2020 года konkir.ru писал о том, как действующий институт банковской гарантии позволяет отваживать от госзакупок неугодные компании (статья «Гарантией не вышли: банковское обеспечение как повод отклонить нежелательного подрядчика»). Если вкратце, то отсутствие единой формы банковской гарантии позволяет заказчикам отклонять победителей закупок и даже включать их в РНП. Спустя три месяца после нашей публикации Министерство финансов РФ подготовило законопроект «О внесении изменений в 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ).
Приемлемая гарантия от приемлемого банка
От отсутствия унифицированной формы банковской гарантии в большей степени страдали участники закупок, проводимых госкомпаниями. 223-ФЗ позволял заказчику устанавливать к гарантии какие угодно требования. Соответствовать им мог только свой подрядчик. Доходило до того, что организатор торгов требовал гарантию от банка с определенным кредитным рейтингом какого-либо из рейтинговых агентств (S&P, Moody’s или Fitch). Или устанавливал требования к капиталу банка и его собственным средствам не ниже нескольких десятков миллиардов рублей. Получить гарантию от такого банка могла не каждая компания.
«В настоящее время заказчики при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ вправе самостоятельно в положении о закупке, документации о закупке регулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору, в том числе предъявлять любые требования к банковским гарантиям (размер, форма, порядок предоставления, срок действия) и банкам, выдающим их, что, в том числе приводит к установлению требований, совокупности которых могут соответствовать банковские гарантии, выданные исключительно приемлемыми для заказчика крупнейшими банками», - поясняют авторы законопроекта.
Впрочем, коммерсантам, работающим на рынке госзаказа, тоже приходится несладко. Не спасает их и Антимонопольная служба, - практика ее территориальных управлений, порой, существенно разнится. В пояснительной записке к законопроекту авторы объясняют, что поправки разработаны в целях расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, проводимых госкомпаниями в рамках 223-ФЗ, а также государственными и муниципальными заказчиками в рамках процедур по 44-ФЗ.
«В целях недопущения необоснованных отказов в принятии заказчиками банковских гарантий при осуществлении закупок в соответствии
с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ Законопроект предусматривает наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению типовой формы банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ».
При этом предлагаемый законопроект исключает предоставления подложных банковских гарантий, поскольку обязывает заказчиков принимать только те гарантии, которые будут значиться в реестрах банковских гарантий, предусмотренных № 44-ФЗ.
Лана Сергеева, юридическая компания «ПАРТНЕР’С»: «Это потрясающая новость, и если Дума примет этот законопроект, а он напрашивается давно, то он унифицирует и приведет к одному знаменателю требований к банкам, к форме и содержанию гарантий, исключит, по крайней мере, серьезно усложнит возможность отклонить без повода «нежданного» подрядчика. Соответственно, закупки и по 223-ФЗ и по 44-ФЗ станут честнее, прозрачнее, чего так усиленно добивается государство».
Саша Колесникова