
Минфин планирует сохранить в бюджете антикризисные особенности, которые вводились властями на 2020–21 годы. Их наличие объяснялось необходимостью оперативно реагировать на перемены в экономике из-за не стабильных цен на нефть и пандемии коронавируса. Изменения собираются прописать в Бюджетном кодексе. Подробнее в материале Игоря Прусакова.
Министерство финансов разработало и опубликовало на портале государственных нормативных актов проект поправок в Бюджетный кодекс. Они закрепляют некоторые особенности, связанные с управлением финансами, которые вводились из-за пандемии.
В частности, ведомство предлагает разрешить Правительству использовать средства Фонда национального благосостояния для покрытия дефицита бюджета, если цены на нефть окажутся ниже планируемых. Эту меру чиновники временно вводили с началом пандемии, а теперь планируют оставить на постоянной основе. Возможность такого манёвра ограничат 1% ВВП.
В 2020-м году на размещении средств ФНБ в иностранной валюте Минфин заработал более 81 миллиарда рублей. По Бюджетному кодексу обозначенные средства должны идти на пополнение фонда, но в 2015 году эту норму приостановили до февраля 2024 года. Теперь госорган рассчитывает предоставить Правительству возможность направлять доходы от управления этими деньгами на текущие расходы бюджета до 2025 года.
Проект расширит и полномочия Минфина. Госструктура сможет менять сводную бюджетную роспись без правки закона о бюджете, а, значит, без согласия Парламента. Среди новых возможностей право увеличивать ассигнования, которые зарезервированы для оплаты мероприятий, направленных на обеспечение обороны и безопасности страны, а также «перебрасывание» средств между госпрограммами или между объектами капитального строительства.
Впрочем, есть некоторые условия. В первом случае, возможно перемещение не более 10% от годового объёма финансирования программы, а во втором средства запрещено тратить на строительство новых объектов.
Ведомство также планирует отрегулировать распределение финансов между федеральным и региональными бюджетами. Для этого с 2022-го года предлагается направлять в центр все доходы от акцизов на средние дистилляты (сегодня они распределены между бюджетами пополам). Взамен регионам добавят 4% средств от акцизов на крепкий алкоголь (на данный момент они получают 80%), что министерство считает равноценной заменой.
Очевидно, что эти и другие нововведения в управлении бюджетными средствами повышают значение центрального аппарата Правительства. Одновременно идеологическая роль Минфина и Парламента в разработке российской финансовой политики, снижается.
Игорь Прусаков