USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Гони монету. Правда ли в России самые высокие налоги?

9 августа 2021

В обществе распространено убеждение, что в России самые высокие налоги в мире. Очередным поводом для обсуждения этой темы стала публикация одного из пользователей ресурса vc.ru. Действительно ли россияне платят государству больше всех? konkir.ru разобрался в вопросе.

Минимальная ставка НДФЛ для малого бизнеса и один из самых низких на планете подоходных сборов с физических лиц не оказывают должного позитивного влияния на экономику страны. Так считает автор статьи «В России самые большие в мире налоги?» на vc.ru Денис Демидов.

Из его публикации следует, что большинство налогов, которые платят россияне – косвенные и уже включены в цену товаров. «Защиту вооруженными силами, доступ к дорогам, охрану правопорядка и собственности, судейство, пенсионное и социальное страхование» тоже можно считать монопольными услугами, которые государство предоставляет своим гражданам.

Автор полагает, что российское правительство «жонглирует методиками подсчёта инфляции и декларирует такой её процент, который посчитает нужным». Делать это помогают «подконтрольные государству СМИ». А убедиться в правильности этой идеи, как считает Денис Демидов, можно, сравнив наблюдаемый и официальный уровни обесценивания денег, которые не сходятся.

Экономическую эффективность страны снижают компании с госучастием. Они либо напрямую финансируются из бюджета, либо поддерживаются с помощью завышения тарифов или подстройкой законодательства под их нужды. Это значит, что услуги и продукты таких структур тоже можно отнести к косвенным налогам. «Попытка государства зарабатывать деньги, конкурируя с частными компаниями, так же нелепа, как если бы футбольный арбитр играл за одну из команд, параллельно продолжая судейство матча», - пишет блогер.

Государственная помощь компаниям снижает конкуренцию на рынке и мотивацию персонала. Организации забюрокрачиваются и следуют не рыночным тенденциям, а политическим трендам, что мешает развиваться экономике всей страны.

«По официальной налоговой нагрузке на ВВП наша страна является крепким европейским середнячком cо своими 28.64% (в 2016 году), не Люксембург с Ирландией, но и не лидер, например, во Франции налоги составляют 45% ВВП, в Швеции 44% ВВП», - следует из обзора. – «Доля государственного сектора в добавленной стоимости в России составила 33% в 2016 году, подсчитали эксперты Международного валютного фонда. Счётная Палата считает, что доля государства в экономике составляет 47-48%, а ФАС заявляет о фантастических 60-70%. С этих 33% уплачены официальные налоги, поэтому вычитаем из них 28.64% (доля налогов в ВВП) и получаем долю госкомпаний за вычетом из них налоговой нагрузки: 23.55% ВВП. К общей налоговой нагрузке на ВВП прибавляем долю государственных компаний и инфляцию 5.5% (за 2016 год), получаем, таким образом, реальный уровень налоговой нагрузки на ВВП 57.7%, что делает Россию мировым лидером по величине реальных налогов».

Далее в статье приводятся расчёты по другим странам мира.

Индия, налоговая нагрузка 7% ВВП, доля госкомпаний 12%, инфляция 4.5% — общая нагрузка 22.66%
Южная Корея, налоговая нагрузка 26.24% ВВП, доля госкомпаний 10%, инфляция 1% — общая нагрузка 34.6%
Германия, налоговая нагрузка 37.42% ВВП, доля госкомпаний 4%, инфляция 0.4% — общая нагрузка 40.32%
Черногория, налоговая нагрузка 23% ВВП, доля госкомпаний 29%, инфляция -0.3% — общая нагрузка 45%
Греция, налоговая нагрузка 38.7% ВВП, доля госкомпаний 14%, инфляция 0% - общая нагрузка 47.28%
Италия, налоговая нагрузка 42.31% ВВП, доля госкомпаний 15%, инфляция -0.1% - общая нагрузка 50.86%
Китай, налоговая нагрузка 17% ВВП, доля госкомпаний 40%, инфляция 2% — общая нагрузка 52.2%
Франция, налоговая нагрузка 45.37% ВВП, доля госкомпаний 11%, инфляция 0.3% — общая нагрузка 52.7%.
Финляндия, налоговая нагрузка 44.03% ВВП, доля госкомпаний 15%, инфляция 0.4% — общая нагрузка 52.82%
Норвегия, налоговая нагрузка 38.71% ВВП, доля госкомпаний 25%, инфляция 3.6% — общая нагрузка 57.63%

konkir.ru заинтересовала формула по которой автор пришёл к этим цифрам и редакция связалась с Денисом Демидовым: «Методика подсчёта налогов в странах собственная, а её обоснование это 2/3 статьи», - рассказал он, – «Свои знания по экономике приобретал, занимаясь предпринимательством, а эту статью меня побудило написать враньё российских властей о самых низких налогах в мире. У обывателя это создаёт впечатление, что предприниматели в стране криворукие и ничего не умеют, кроме как покупать и продавать. Статья затрагивает больше не экономическую плоскость, а философскую: «что именно считать налогом?» Её основной посыл в том, что любые навязанные услуги и любые компании, которые поддерживаются на плаву за счёт государственных преференций, есть налог».

По мнению эксперта по финансовым технологиям Андрея Удовицкого, предложенный «философский» способ расчётов величины налогов нельзя назвать точным: «Я бы не делал такое утверждение в лоб, так как мы сравниваем плоскую шкалу с прогрессивной. Здесь «смешались люди и кони», когда в одну кучу мешают налоговую нагрузку на ВВП (впервые встречаю такую метрику) и инфляцию, которую правильнее было бы использовать, чтобы рассчитывать реальную доходность (номинальная доходность минус инфляция), но тогда не очень понятно, причём здесь налоги? А то, что он делает с показателем доли государства в экономике – мне вообще не понятно».

Между тем, эксперт подтверждает, что ставки подоходного налога в России только на первый взгляд выглядят привлекательнее, чем на Западе (42% в Германии, 55% в Швейцарии, 57% в Швеции, 59% в Португалии): «Предельные % предполагают и чрезвычайно высокие доходы. Кроме того, сложная налоговая система западных стран даёт возможность многочисленным вычетам и способам оптимизации. В ЕС есть определенный порог дохода, который не облагается налогом, и он существенно выше прожиточного минимума в РФ. К примеру, в Германии - 9744 евро в год для холостого налогоплательщика, 19488 евро для семейной пары. Так что в РФ очень высокие налоги, в первую очередь, на бедность. Это касается как прямых видов, так и косвенных (НДС, акцизы, тарифы госмонополий). Для сверхбогатых Россия предоставляет крайне привлекательный налоговый режим, даже с учётом повышения до 15% налога от 5 миллионов рублей дохода. Если сравнивать общую налоговую нагрузку (не только НДФЛ, но и пенсионные и социальные страховые взносы), в России этот показатель составляет в среднем 30%, что делает общую нагрузку на доходы существенной (13+30=43%). Да, есть льготы по тарифам у некоторых индустрий, а также предельная база личного дохода в год, при достижении которой больше не берут отчисления. Но это опять говорит в пользу утверждения, что менее обеспеченные слои несут наибольшую налоговую нагрузку. Что не соотносится с идеями справедливости и социального государства», - заключает Андрей Удовицкий.

Российской экономике необходим ряд реформ – приходит к выводу автор обсуждаемой статьи Денис Демидов. Например, приватизация неэффективных госкомпаний и сокращение скрытых косвенных налогов в пользу повышения официальных, чтобы граждане видели, за что платят. Вместе с увеличением финансовой грамотности населения это положительно скажется на экономике страны.

В устройстве современной российской фискальной системы недостатков больше, чем преимуществ, однако в ней можно найти и положительные стороны, считает налоговый эксперт, директор SectorGroup Михаил Яковлев. Помимо этого, в каждой социальной группе общую величину налогов необходимо рассчитывать по-разному: «Система очень эффективна с точки зрения собираемости налогов. Кроме того, в разных областях есть специальные льготы и дотации. Но в целом структура очень сложная и это проблема. Присутствует правовая неопределённость, которая осложняет жизнь бизнесу. Все живут под давлением налоговых органов и нечистых на руку сотрудников различных контролирующих служб. Получается не прозрачная и не интересная для инвестиций среда, в которой неизвестно насколько защищено твоё имущество. Также в России чрезмерно высокая налоговая нагрузка на зарплаты. Если государство снизит зарплатные налоги, безусловно, экономическая активность и качество жизни населения вырастут. Но тут возникает вопрос: а куда все эти деньги пойдут? Текущий бюджет сформирован с учётом политических соображений и понятно, что без изменения этого вектора что-то сделать не получится. В первую очередь нужно менять структуру трат бюджета».

Опрошенные konkir.ru эксперты согласились, что налоги в России высоки, а их снижение может быть позитивным для многих экономических процессов: «Примеров положительного влияния на экономику снижения налогов – масса. Например, недавнее уменьшение корпоративных сборов в США, что привело к одному из самых низких за историю уровней безработицы и росту количества рабочих мест. Проблема в нерыночности российской экономики и централизованно-распределительном характере модели управления. В такой парадигме власть заинтересована повышать налоги и сборы, и радовать электорат прямыми материальными поощрениями (все эти социальные выплаты скорее про лояльность, а не про стимулирование экономического роста)», - поясняет эксперт по финансовым технологиям Андрей Удовицкий.

Выводы, к которым в своей статье приходит Денис Демидов понятные и логичные, хотя методика расчётов действительно больше философская, чем экономическая. Без сомнения, пока благосостояние основной части россиян не улучшится, на чрезмерные государственные поборы граждане и бизнес продолжат отвечать обналом и серыми схемами ухода от налогов. В таком случае, разговоры об экономической конкурентоспособности России так и останутся ничем не подкреплёнными словами.

 

Игорь Прусаков, Александра Корнева

Популярные